Деятельность по проведению аудита в сфере закупок в 2016 г.

В условиях дефицита бюджетов, растущей кредиторской задолженности обеспечение эффективности и результативности расходов на закупки становится особенно актуальным. Важнейшую роль в решении этой задачи играет выявление рисков неэффективного и незаконного использования средств бюджета при проведении аудита в сфере закупок.

За 2016 год контрольно-счетной палатой МО город Краснодар были проведены 2 экспертно-аналитических и 9 контрольных мероприятий аудита в сфере закупок. Общий объем средств, охваченный аудитом в сфере закупок, составил 13 816,3 млн. руб.

Сумма нарушений, выявленных в ходе аудита в сфере закупок в 2016 году, составила 2 427,6 млн. руб. Наиболее распространенные нарушения:

- отсутствие дополнительного профессионального образования в сфере закупок у контрактных управляющих и работников контрактных служб;

- недостаточность мер ведомственного контроля, предпринимаемых главными распорядителями средств местного бюджета;

- завышение начальной (максимальной) цены контрактов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- заключение контрактов с единственным поставщиком без обоснования цены контрактов;

- нарушения заказчиками требований к размещению в единой информационной системе документов, подлежащих размещению (планы-графики, отчеты о закупках у субъектов малого предпринимательства и др.);

- осуществление закупок, не предусмотренных планами-графиками закупок;

- установление заведомо неисполнимых сроков по оплате за выполненные работы;

- практика систематически несвоевременного осуществления расходов на закупки, при этом направленные ранее рекомендации о погашении кредиторской задолженности, недопущению роста просроченной кредиторской задолженности не выполнены;

- осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере менее 15%;

- факты изменения заказчиками существенных условий контрактов и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках;

- ненаправление в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов (в т.ч. документов о приемке выполненной работы);

- осуществление приемки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, без привлечения независимых экспертов, экспертных организаций;

- неэффективное использование бюджетных средств;

- незаконные расходы, повлекшие неосновательное обогащение поставщиков (подрядчиков);

- нерезультативные расходы на закупки;

- завышение фактически выполненных объемов работ.

Помимо перечисленного, следует отметить, что процессы планирования и осуществления закупок не в полной мере взаимоувязаны с программно-целевым планированием.

Выявлены также факты направления средств бюджета на строительно-монтажные работы по нескольким объектам с недостаточным запланированным объемом финансирования, которые с большой вероятностью могут стать причиной нерезультативных расходов на закупки. Таким образом, наблюдается некачественное планирование расходов на закупки за счет отсутствия приоритетов в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Среди заказчиков МО город Краснодар получила распространение практика выполнения процедур, установленных законодательством о закупках, без соблюдения утвержденных статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств и статьей 6 Закона № 44-ФЗ принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчикам МО город Краснодар рекомендовано продолжить работу по реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечить соблюдение требований законодательства о закупках, в том числе:

- соблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

- включение в контракты обязательных условий;

- размещение в установленные сроки в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению;

- осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ;

- не допускать фактов нарушения требований к определению поставщика, внесения изменений в контракты и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках.

- своевременное направление в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов;

- обеспечить погашение кредиторской задолженности по контрактам на закупку товаров, работ, услуг.

- принять меры по обеспечению заключенных контрактов на поставку товаров, работ, услуг лимитами бюджетных обязательств, либо рассмотреть возможность применения норм п.6 ст. 161 БК РФ в части обеспечения согласования новых условий муниципальных контрактов;

- обеспечить переход к программно-целевому планированию закупок, ориентированных на реализацию мероприятий и достижение целей муниципальных программ;

- во избежание причинения ущерба МО город Краснодар нерезультативными расходами на оплату проектно-изыскательских работ должностным лицам главных распорядителей средств бюджета и заказчикам обеспечить контроль качества выполнения и использования результатов проектно-изыскательских работ;

- повысить качество планирования расходов на закупки за счет своевременного определения приоритетных объектов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Во избежание нерезультативных расходов на закупки не допускать распыления средств бюджета по нескольким объектам, принять меры к снижению объемов незавершенного строительства;

- принять меры к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства о закупках.

Во исполнение рекомендаций контрольно-счетной палаты МО город Краснодар заказчиками приняты меры по устранению нарушений, выявленных аудитом в сфере закупок, на общую сумму 1 515,9 млн. руб.

В течение 2016 года состоялось 3 семинара-совещания для заказчиков, на которых были рассмотрены результаты обследования законности, целесообразности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе и сделаны рекомендации по их предотвращению в дальнейшем.