Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2015 года

24.12.2015 г.

С 15 октября по 20 ноября 2015 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2015 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2015 года выявило следующее:

1) Исполнение местного бюджета по доходам составило 15 146 931,1 тыс. рублей или 64,6% уточнённого годового плана, что на 6,9% (–1 124 326,1 тыс. рублей) ниже уровня аналогичного периода прошлого года.

Снижение общего объема доходов произошло по причине уменьшения безвозмездных поступлений на 13,9% (–981 367,6 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 21,1% (–451 027,6 тыс. рублей).

По налоговым доходам отмечается рост на 4,4% (+308 069,1 тыс. рублей).

2) В ходе исполнения местного бюджета плановые значения доходной части бюджета неоднократно (7 раз) уточнялись и были увеличены на 3 337 720,0 тыс. рублей (16,6%), в том числе, по налоговым и неналоговым доходам - на 1 817 431,0 тыс. рублей (14,1%).

Практически все изменения общего объема доходов (98,4% или 3 285 532,7 тыс. рублей) внесены таблицами поправок и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты. Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном уровне подготовки администрацией МО город Краснодар проектов решений городской Думы Краснодара о внесении изменений в местный бюджет. Контрольно-счётной палата неоднократно обращала внимание на необходимость минимизации случаев использования таблиц поправок, однако меры до настоящего времени не приняты.

По 5 доходным источникам из 9, по которым увеличены плановые назначения, уровень выполнения за 9 месяцев 2015 года составил от 26,1% до 63,0%, что вызывает сомнение в поступлении в местный бюджет за 2015 год доходов в уточненном объеме.

3) На недостаточном уровне осуществлялось администрирование по ряду налоговых и неналоговых доходов:

3.1. По 9 видам доходов отмечается низкий уровень исполнения уточнённых бюджетных назначений – от 18,6% (прочие доходы от использования имущества и прав) до 63,0% (земельный налог), что свидетельствует о недостаточности мер по повышению эффективности администрирования и наличии риска невыполнения уточненного годового плана по налоговым и неналоговым доходам в целом.

3.2. До настоящего времени отсутствуют положения о порядке исчисления доходов от предоставления на платной основе парковок, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты, принятие которых предусмотрено п.6 ст.41 БК РФ. На данное нарушение Контрольно-счетная палата дважды обращала внимание администрации МО город Краснодар по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий и рекомендовала принять соответствующий акт.

Департамент транспорта, который является администратором доходов от предоставления на платной основе парковок, не располагает информацией о площади парковок, созданных на основании муниципальных правовых актов, а также о суммах доходов в разрезе парковок, при этом уровень выполнения плановых назначений по данному виду доходов составил всего 24,4%.

Доходы от предоставления на платной основе парковок ОАО «Логистик Сити» в местный бюджет в январе-сентябре 2015 года не поступали, пояснения причин администратором данного вида дохода не предоставлены. До настоящего времени не выполнены рекомендации Контрольно-счетной палаты, данные по итогам ранее двух проведенных экспертно-аналитических мероприятий, по внесению в инвестиционное соглашение от 07.05.2014 №1 по оборудованию и эксплуатации используемых на платной основе парковок дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» за невыполнение обязательств по соглашению.

3.3. По 4 видам доходов (арендная плата за земли, находящиеся в собственности городских округов, единый сельскохозяйственный налог, часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, прибыль (дивиденды), приходящиеся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и акции, принадлежащие городским округам) исполнение за 9 месяцев 2015 года уже превысило уточненные годовые назначения по ним на общую сумму 29 777,4 тыс. рублей, что свидетельствует о занижении сумм указанных доходов при их планировании и необходимости уточнения поступлений за 2015 год.

4) Программа приватизации объектов муниципальной собственности на 2015 год утверждена на сумму не менее 70 000,0 тыс. рублей.

В течение 9 месяцев 2015 года в Программу приватизации внесены 4 изменения, в результате которых количество объектов увеличилось с 9 до 32, в том числе за счет 16 объектов из программы приватизации 2014 года. При этом, прогнозируемые поступления доходов в местный бюджет от приватизации не корректировались, что говорит об «условном» характере планирования указанных поступлений в местный бюджет.

5) Потенциальным резервом увеличения доходов местного бюджета является погашение недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, и задолженности по арендным платежам за земельные участки и муниципальное имущество, общий объем которых на 01.10.2015 превысил  1 100 000,0 тыс.рублей.

   Так, объем недоимки составляет 522 673,0 тыс. рублей, в т.ч. по имущественным налогам – 337 007,0 тыс. рублей, задолженность по арендным платежам за земельные участки и муниципальное имущество – 631 637,3 тыс.рублей.

6) Местный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 208 731,3 тыс. рублей или 29,7% утвержденного планового показателя.

Вместе с тем, исполнение бюджета с дефицитом, уровень которого в 3,4 раза ниже запланированного, не является предпосылкой финансового оздоровления местного бюджета и повышения его устойчивости. Значительные расхождения фактического и прогнозного дефицита обусловлены низким исполнением расходов местного бюджета за 9 месяцев (59,4%).

7) В анализируемом периоде продолжилась политика привлечения муниципальных заимствований и наращивания объема муниципального долга МО город Краснодар.

По состоянию на 01.10.2015 объем муниципального долга составил 7 639 995,0 тыс. рублей и в сравнении с 01.01.2015 вырос на 19,6% (+1 250 000,0 тыс. рублей). В структуре долга доля коммерческих кредитов составляет 93,1%.

Увеличение муниципального долга повлекло рост расходов на его обслуживание. За 9 месяцев 2015 года данные расходы составили 490 918,2 тыс. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года выросли на 30,7% или на 115 274,3 тыс. рублей.

8) Низкий уровень исполнения доходной части местного бюджета по итогам 9 месяцев 2015 года – 64,6% уточнённого годового плана, в т.ч. по налоговым и неналоговым доходам – 61,6%, оказало отрицательное влияние на уровень исполнения местного бюджета по расходам. Нереалистичный размер плановых показателей доходной части местного бюджета несет угрозу сбалансированности местного бюджета по итогам 2015 года и может способствовать росту просроченной кредиторской задолженности, в том числе не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств.

9) Общий объем расходов местного бюджета увеличен на 4 361 472,8 тыс. рублей или на 18,8% от первоначального показателя.

10) Значительная часть изменений объема расходов (на сумму 4 309 285,5 тыс. рублей или 98,8%) не оформлена проектами решений городской Думы Краснодара и не прошла экспертизу Контрольно-счётной палаты.

11) Исполнение бюджета по расходам составило 16 355 662,3 тыс. рублей или 59,4% от уточнённых годовых назначений. Объем расходов, направленных на социальную сферу составил 9 062 618,0 тыс. рублей или 55,4% от общей суммы расходов. При этом исполнение расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета, составило 6 020 522,3 тыс. рублей или 67,4% от уточнённого плана по решениям городской Думы Краснодара, и 97,6% от суммы фактически поступивших средств.

12) Низкое исполнение расходов сложилось по разделам 0700 «Образование» (59,1%), 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» (55,3%), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (52,9%), 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (52,4%), 1100 «Физическая культура и спорт» (45,1%), 0600 «Охрана окружающей среды» (26,9%), 0200 «Национальная оборона» (0%).

13) Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса по состоянию на 01.10.2015 года составила 3 565 592,5 тыс. рублей (в том числе просроченная – 2 122 068,5 тыс. рублей). Рост задолженности по сравнению с аналогичным показателем на 01.01.2015 составил 124 305,4 тыс. рублей, просроченной – 1 333 373,1 тыс. рублей.

Отдельными ГРБС допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств 2015 года. В общем объёме кредиторской задолженности на 01.10.2015, объём задолженности, не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств 2015 года, составляет свыше 900 000,0 тыс. рублей, из них: по департаменту строительства администрации МО город Краснодар – 480 897,2 тыс. рублей, по департаменту транспорта администрации МО город Краснодар – 299 178,3 тыс. рублей, по департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар – 120 623,2 тыс. рублей.

Несвоевременность оплаты фактически выполненных работ по заключенным контрактам, в том числе по социально-значимым закупкам, влечёт за собой риск дополнительных бюджетных расходов, в том числе возмещение судебных расходов, уплату процентов за пользование чужими деньгами и т.п. в случае обращения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в судебные органы.

14) Бюджетные ассигнования, утверждённые на реализацию мероприятий муниципальных программ на 2015 год, в целом не соответствуют объёмам финансирования, предусмотренных паспортами Программ, на 626 974,2 тыс. рублей и составляют 102,7% от их объёма.

15) Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий Программ составило 13 899 235,0 тыс. рублей или 58,3% от уточнённых показателей СБР и 85,0% в общем объёме расходов местного бюджета. По 9 Программам исполнение сложилось на низком уровне (от 17,1% – до 46,0%), что может привести к риску недостижения их целей и задач. Одновременно, исполнение расходов по непрограммным направлениям деятельности составило 1 235 616,2 тыс. рублей (66,5% от плана).

16) По отдельным Программам расходы по оплате кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2015, производятся (отражаются) как расходы по программным мероприятиям текущего года. При этом указанные расходы не взаимоувязаны ни с одним из установленных целевых показателей Программы и не способствуют их достижению в 2015-2017 годах.

17) Учитывая уровень достижения целевых показателей муниципальных программ на 01.10.2015 существует риск недостижения отдельных социально-значимых показателей.

18) Отсутствие необходимой информации в отчётах координаторов Программ не позволяет в полной мере осуществлять текущий мониторинг за реализацией основных параметров муниципальных программ, а также принимать своевременные управленческие решения в ходе реализации Программ. Указанные недостатки были отмечены в Заключении Контрольно-счётной палаты по результатам обследования по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 полугодия 2015 года, однако меры по их устранению не предприняты.

19) Отдельными исполнителями мероприятий (департамент строительства администрации МО город Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, управление информационно-коммуникационных технологий и связи администрации МО город Краснодар, управление по физической культуре и спорту администрации МО город Краснодар) не были предприняты необходимые действия по своевременному освоению бюджетных средств, осуществлению закупок товаров/услуг, вследствие чего на 01.10.2015 не заключены контракты на выполнение работ/ услуг на общую сумму (провизорно) более 355 000,0 тыс. рублей. В том числе не освоены средства субсидии краевого бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для технологического присоединения жилых домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками (межбюджетные трансферты прошлых лет) в сумме 35 090,9 тыс. рублей (департамент строительства).

20) В связи с неисполнением/ низким уровнем освоения отдельных расходов и риском неисполнения бюджета по итогам 2015 года, возможны к оптимизации расходы в объёме более 130 000,0 тыс. рублей.

21) В рамках краевых программ (ранее действующей программы «Краснодару - столичный облик» и прекращающей своё действие с 01.01.2016 года аналогичной подпрограммы государственной программы «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований»), заключены долгосрочные муниципальные контракты (соглашения), которые не имеют финансового обеспечения. По состоянию на 01.10.2015 необеспеченность заключённых муниципальных контрактов ЛБО составляет 3 456 735,0 тыс. рублей, в том числе средствами краевого бюджета – 2 863 539,4 тыс. рублей, местного бюджета – 593 195,5 тыс. рублей. В настоящее время контракты и соглашения не расторгнуты, что повлечет оплату за выполненные работы. Кроме того, в случае просрочки исполнения заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, исполнители вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), что может повлечь за собой риск дополнительных бюджетных расходов на возмещение судебных расходов, уплату процентов и т.п.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2015 года, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. В целях повышения качества и реалистичности вносимых изменений в решение о местном бюджете обеспечить представление Контрольно-счетной палате проектов решений городской Думы Краснодара по указанным вопросам для проведения экспертизы, минимизировав количество принимаемых решений об изменении местного бюджета на основании таблиц поправок.

2. Принять необходимые меры по выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета.

С учетом перевыполнения годовых назначений по ряду доходов, скорректировать по ним в сторону увеличения объемы поступлений на 2015 год.

3. Привести в соответствие с п. 6 ст.41 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, договоры, предусмотрев в них положения о порядке исчисления неналоговых доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

      Принять меры к внесению в инвестиционное соглашение от 07.05.2014 №1 по оборудованию и эксплуатации используемых на платной основе парковок дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» за невыполнение обязательств по соглашению.

4. В целях вовлечения в доходную часть местного бюджета сумм недоимки по налогам, а также задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество, предусмотреть конкретные целевые показатели по их сокращению, позволяющие оценивать проведенную работу в данном направлении.

5. Привести в соответствие показатели объёмов финансирования мероприятий муниципальных программ и объёмов бюджетных ассигнований, утверждённых на их реализацию решением городской Думы Краснодара. При внесении изменений в Программы, в том числе в объёмы их финансирования, производить необходимую корректировку их целей, задач, целевых показателей.

6. Расходы по оплате кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2015, отражать, в соответствии с приказом заместителя главы МО город Краснодар, директора департамента финансов от 17.12.2015 № 135 «Об установлении порядка применения в 2015 году бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету (бюджету МО город Краснодар», как непрограммные расходы.

7. Провести анализ причин неисполнения расходов бюджета и внести предложения по их сокращению либо перераспределению. Принять меры к своевременному и полному освоению бюджетных средств, учитывая, в том числе, сроки проведения процедур по закупке в соответствии с действующим законодательством.

8. Учитывая, что МО город Краснодар несет субсидиарную ответственность по заключённым контрактам, принять срочные меры по обеспечению контрактов, заключённых в рамках Программы «Краснодару – столичный облик» и иных программ, лимитами бюджетных обязательств в 2015 – 2017 годах, в том числе за счет краевого бюджета, либо рассмотреть возможность применения норм п.6 ст. 161 БК РФ в части обеспечения согласования новых условий муниципальных контрактов.

9. Рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства, отмеченные в заключении Контрольно-счетной палаты.

Вернуться к списку