Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2017 года

20.12.2017 г.

С 2 августа по 20 сентября 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2017 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по 1 полугодия 2017 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета по итогам 1 полугодия 2017 года составил 11 662 528,3 тыс. рублей или 38,5% утвержденного общего объема доходов бюджета.

К аналогичному периоду 2016 года объем доходов увеличился на 12,9% (+1 332 173,4 тыс. рублей) за счет роста безвозмездных поступлений на 21,1% (+924 726,5  тыс. рублей), налоговых доходов на 11,2% (+545 774,0 тыс. рублей). Неналоговые доходы в 1 полугодии текущего года уменьшились на 12,9% (–138 327,2 тыс. рублей).

2. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей в 1 полугодии составило от 60,2% до 126,5% (арендная плата за земельные участки, находящиеся в федеральной, а также муниципальной собственности, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, доходы от сдачи в аренду имущества), что свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

3. По итогам 1 полугодия 2017 года низкий уровень исполнения доходов от продажи материальных и нематериальных активов (6,1%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (23,3%), а также доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест) (29,6%) подтверждает наличие высоких рисков неисполнения данных видов доходов в утвержденном объеме.

4. МУП «Краснодаротдых» (находится в процессе реорганизации с 2005 года, не ведет деятельность более 10 лет) имеет резервы увеличения неналоговых доходов за счет вовлечения в оборот неиспользуемого имущества, в виде ликвидного актива (земельного участка), провизорно оцениваемого в 47 120,0 тыс. рублей.

5. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, на 01.07.2017 составила 812 179,0 тыс. рублей и по сравнению с данными на начало анализируемого года снизилась на 18,8% (–188 515,0 тыс. рублей). В структуре недоимки основную долю (82,6%) составляет недоимка по имущественным налогам.

Несмотря на значительный объем недоимки, целевой показатель по ее снижению на 2017 год не установлен.

6. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 3,1% (+19 659,1 тыс. рублей) и на 01.07.2017 составил 648 366,8 тыс. рублей.

Несмотря на неоднократные рекомендации Контрольно-счетной палаты установить конкретные целевые показатели по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки, такие показатели до настоящего времени не установлены.

7. Минимальную результативность имеют мероприятия по принудительному взысканию  задолженности службой судебных приставов -

взыскано 1,2% от суммы  задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве (2 854,2 тыс. рублей), что более чем в 3  раза меньше предыдущего периода.

Сложившиеся условия взыскания задолженности ведут к потере возможности ее поступления в доход местного бюджета  и требуют комплексного решения проблем с учётом использования прав, предоставленных взыскателю, в полном объёме.

8. Программа приватизации объектов муниципальной собственности на 2017 год предусматривает 157 объектов и получение доходов на сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей.

Контрольно-счётная палата на этапе разработки Программы и в последующем указывала на отсутствие конкретной суммы ожидаемых в 2017 году доходов, что в отчетном периоде не устранено.

Результаты исполнения Программы в 1 полугодии, а также результаты приватизации на 01.09.2017 подтверждают высокий риск  неисполнения плановых назначений по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, и  отсутствие источников покрытия дефицита бюджета в запланированном объёме.

9. На 01.07.2017 местный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 27 536,3  тыс. рублей (1,8% от утвержденного значения). Финансирование дефицита обеспечено, в основном, за счет привлечения бюджетных кредитов от других бюджетов.

Основным источником финансирования дефицита местного бюджета на 2017 год (на 73,0%) являются средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей. Объем данного источника финансирования дефицита Программой приватизации в полном объеме не подтвержден.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала несбалансированность местного бюджета в результате нереалистичности указанного источника финансирования дефицита местного бюджета и рекомендовала скорректировать источники финансирования дефицита с учетом реалистичности их исполнения либо уменьшить дефицит бюджета. Однако, до настоящего времени вышеуказанные рекомендации в полной мере не выполнены.

10. В 1 полугодии 2017 года сохраняется тенденция роста объема муниципального долга. Долговые обязательства на 01.07.2017 составили 9 010 000,0 тыс. рублей и с начала года выросли на 0,7% (+60 000,0 тыс. рублей). Объем муниципального долга составляет 98,6% от суммы утвержденного верхнего предела муниципального долга на 01.01.2018.

11. Объём расходов местного бюджета на 2017 год увеличился на 8 167 545,7 тыс. рублей (34,6%), в том числе за счёт средств федерального, краевого бюджета – на 7 456 186,2 тыс. рублей, местного бюджета – на 711 359,5 тыс. рублей.

12. Исполнение расходов местного бюджета составило 11 690 064,5 тыс. рублей или 36,8% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 5 255 500,0тыс. рублей (33,9%), за счёт средств местного бюджета – 6 434 564,5 тыс. рублей (39,6%).

13. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса на 01.07.2017 составила 3 389 383,7 тыс. рублей. Из общей суммы задолженности кредиторская задолженность по принятым обязательствам – 2 548 638,1 тыс. рублей, в том числе просроченная – 1 489 440,2 тыс. рублей (58,4% к общему объему). За 1 полугодие 2017 года задолженность по принятым обязательствам снизилась на 1 317 185,7 тыс. рублей.

14. На 01.07.2017 сложилась кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств 2017 года, в общей сумме 1 304 591,9 тыс. рублей, из них наибольшая: по департаменту строительства администрации МО город Краснодар (далее - Департамент строительства) – 607 603,8 тыс. рублей, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар – 597 864,7 тыс. рублей, департаменту транспорта администрации МО город Краснодар – 50 543,3 тыс. рублей, администрации МО город Краснодар – 27 044,2 тыс. рублей (2,1%).

15. В нарушение п.2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) департаментом финансов администрации МО город Краснодар (далее - Департамент финансов) при исполнении бюджета по расходам учет денежных обязательств не осуществляется, порядок учета не утвержден. Действующий с 01.01.2017 года Порядок учёта бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета не предусматривает учета отдельных бюджетных обязательств, что не способствует выполнению полномочий Департамента финансов по контролю, установленных ст. 269.1 БК РФ.

16. В нарушение п.2 ст. 179 БК РФ отдельные муниципальные программы в установленный срок не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете.

17. По отдельным мероприятиям Программ существует риск неосвоения (несвоевременного освоения) бюджетных ассигнований в связи с отсутствием на 01.07.2017 принятых бюджетных обязательств.

18. По ГРБС – Департаменту строительства не обеспечены лимитами бюджетных обязательств 2017 года принятые бюджетные обязательства – заключенные до 01.01.2017 и продолжающие свое действие до настоящего времени контракты, договоры в общей сумме (провизорно) 2 822 627,4 тыс. рублей, в том числе в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства» – 2 525 628,2 тыс. рублей.

19. Отдельные целевые показатели Программ по итогам 1 полугодия уже достигнуты или значительно перевыполнены, что свидетельствует о нереалистичности их планирования или занижении. Кроме того, имеет место практика установления плановых значений целевых показателей на уровне «не менее…» и т.п., что свидетельствует о формальном подходе к их формированию.

20. По отдельным Программам установленные целевые показатели недостаточны для проведения корректной оценки эффективности и результативности реализации мероприятий Программ, достижения целей и решения задач Программы. Отдельные целевые показатели не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации. При этом к некоторым значимым мероприятиям Программ целевые показатели не установлены.

21. По ряду целевых показателей существует риск не достижения их плановых значений, в том числе ввиду отсутствия финансирования (недостаточного финансирования), несвоевременного принятия бюджетных обязательств и др.

 

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2017 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, а также безусловного выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

С учетом высокого уровня выполнения в 1 полугодии 2017 года годовых назначений по ряду доходов, а также увеличения ожидаемой оценки поступлений, скорректировать по доходам в сторону увеличения объемы поступлений на 2017 год на сумму не менее 96 886,9 тыс. рублей, из них:

- по налогу на имущество физических лиц – не менее  50 000,0 тыс. рублей;

- по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, – не менее  19 000,0 тыс. рублей;

- по доходам от сдачи в аренду имущества – не менее 10 000,0 тыс. рублей;

- по арендной плате за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, – не менее  8 000,0 тыс. рублей;

- по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, – не менее 4 100,0 тыс. рублей.

- по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим МО город Краснодар, – на 3 174,4 тыс. рублей;

- по доходам от перечисления части прибыли МУП – на 2 612,5 тыс. рублей.

2. С учетом низкого уровня выполнения в 1 полугодии 2017 года годовых назначений, скорректировать по доходам от продажи материальных и нематериальных активов в сторону уменьшения объемы поступлений на 2017 год на сумму не менее 351 481,0 тыс. рублей.

3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки.

Учитывая значительный объем недоимки по налогам на 01.07.2017 (812 179,0 тыс. рублей),  задолженности по арендной плате за земельные участки (648 366,8 тыс. рублей),  предусмотреть конкретные целевые показатели по  сокращению данной недоимки и задолженности.

4. С целью мобилизации взыскания задолженности по действующим предприятиям  и физическим лицам использовать возможности взыскателя по   получению информации от налоговых органов о счетах должника и иных ценностях, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, предъявлению исполнительных листов в банк, а также  предоставлению  ССП любой информации  об имуществе должника.

Принять правовые и организационные меры, направленные на повышение результативности принудительного исполнения судебных решений по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки. Максимально активизировать процедуры понуждения к досудебной уплате  платежей, как наиболее действенные.

5. В целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета скорректировать источники финансирования дефицита бюджета (средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ) с учетом реалистичности их исполнения в рамках Программы приватизации объектов муниципального имущества.

6. Продолжить проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальным долгом.

В условиях увеличения объемов муниципальных заимствований разработать и утвердить  мероприятия, направленные на снижение долговой нагрузки и поэтапное сокращение муниципального долга.

7. Принять меры к безусловному исполнению принятых бюджетных обязательств, соблюдению сроков оплаты поставленных товаров, выполненных работ, учитывая, в том числе, требованиями Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ, в соответствии с которым сокращены сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы.

8. Усилить контроль за своевременным принятием бюджетных обязательств (заключением муниципальных контрактов, договоров), в том числе по объектам, финансируемым за счет средств краевого бюджета.

9. Продолжить работу по снижению кредиторской задолженности участников бюджетного процесса. Принять меры по недопущению случаев включения в объём кредиторской задолженности необоснованных обязательств (без соблюдения условий заключенных соглашений).

10. Провести инвентаризацию принятых и действующих до настоящего времени бюджетных обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств текущего года. По итогам инвентаризации принять меры по наделению их ЛБО, либо по изменению условий контрактов (договоров).

11. В целях выполнения в полной мере полномочий Департамента финансов по контролю, установленных ст. 269.1 БК РФ, доработать и внести необходимые изменения и дополнения в Порядок учёта бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета; разработать и утвердить порядок учёта денежных обязательств.

12. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

13. Усилить контроль за качеством предоставляемых Координаторами Программ отчётов об их выполнении в Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар, а также своевременным внесением изменений в муниципальные программы.

14. Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, достаточную для проведения достоверной оценки достижения целей и решения задач, а также выполнения их мероприятий. Установить целевые показатели к значимым мероприятиям программ. Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от 25.11.2013 № 9044, в части соблюдения требований к целям, задачам, наличию и качественным характеристикам целевых показателей.

Принять меры к достижению установленных муниципальными программами целевых показателей.

Вернуться к списку