Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2017 года

20.12.2017 г.

С 23 октября по 5 декабря 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2017 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по 9 месяцев 2017 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета по итогам 9 месяцев 2017 года составил 18 440 736,2 тыс. рублей или 59,4% от утвержденного годового объема доходов бюджета.

К аналогичному периоду 2016 года объем доходов увеличился на 17,6% (+2 753 840,8 тыс. рублей) за счет роста безвозмездных поступлений на 27,1% (+1 766 515,6 тыс. рублей), налоговых доходов на 18,7% (+1 376 230,1 тыс. рублей). Неналоговые доходы в январе-сентябре текущего года уменьшились на 21,5% (–388 904,9 тыс. рублей).

2. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей в январе-сентябре 2017 года составило от 85,6% до 190,7% (налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной и патентной системы налогообложения, доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, арендная плата за земли, находящиеся в муниципальной и федеральной собственности, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам), а также уровень поступлений по налогу на имущество физических лиц свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

3. По итогам 9 месяцев 2017 года низкий уровень исполнения доходов от продажи материальных и нематериальных активов (15,7%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (29,2%), доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест) (46,5%), налога на прибыль организаций (63,1%), арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена (64,1%) подтверждает наличие высоких рисков неисполнения данных видов доходов в утвержденном объеме.

4. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, на 01.10.2017 составила 678 002,0 тыс. рублей и по сравнению с данными на начало анализируемого года снизилась на 32,2% (–322 692,0 тыс. рублей). В структуре недоимки основную долю (76,7%) составляет недоимка  по имущественным налогам.

Несмотря на значительный объем недоимки, целевой показатель по ее снижению на 2017 год не установлен.

5. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 6,1% (+38 494,2 тыс. рублей) и на 01.10.2017 составил 667 201,9 тыс. рублей.

Несмотря на неоднократные рекомендации Контрольно-счетной палаты, установить конкретные целевые показатели по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки, такие показатели до настоящего времени не установлены.

6. Минимальную результативность имеют мероприятия по принудительному взысканию задолженности службой судебных приставов - взыскано 1,8% от суммы  задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве (4 419,2 тыс. рублей), что более чем в 2,7 раза меньше аналогичного периода прошлого года. Предоставленные взыскателю действующим законодательством права в полном объеме не используются.

Сложившиеся условия взыскания задолженности ведут к потере возможности ее поступления в доход местного бюджета и требуют комплексного решения проблем с учётом использования прав, предоставленных взыскателю, в полном объёме.

7. Программа приватизации объектов муниципальной собственности на 2017 год предусматривает 168 объектов и получение доходов на сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей.

Контрольно-счётная палата на этапе разработки Программы и в последующем указывала на отсутствие конкретной суммы ожидаемых в 2017 году доходов, что в отчетном периоде не устранено.

За отчетный период состоялось 110 аукционов по продаже муниципального имущества, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

Запланированный  объем доходов от реализации приватизируемого по Программе приватизации муниципального имущества (на сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей) и получение доходов в сумме 43 105,4 тыс. рублей от реализации  5 объектов приватизации (3,0% от общего количества объектов, включенных в Программу приватизации) демонстрируют отсутствие стимулов к ее исполнению в запланированном количественном объеме.

8. На 01.10.2017 местный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 43 822,1 тыс. рублей (2,8% от утвержденного значения). Финансирование дефицита обеспечено, в основном, за счет привлечения бюджетных кредитов от других бюджетов.

Одним из основных источников финансирования дефицита местного бюджета на 2017 год (на 56,6%) являются средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ в сумме 900 000,0 тыс. рублей (решением городской Думы Краснодара от 28.11.2017 №44 п.9  указанный источник уменьшен до 205 000,0 тыс. рублей). Объем данного источника финансирования дефицита Программой приватизации на 01.12.2017 не подтвержден на сумму не менее 200 000,0 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала несбалансированность местного бюджета в результате нереалистичности указанного источника финансирования дефицита местного бюджета и рекомендовала скорректировать источники финансирования дефицита с учетом реалистичности их исполнения либо уменьшить дефицит бюджета. Однако, до настоящего времени вышеуказанные рекомендации в полной мере не выполнены.

9. В январе-сентябре 2017 года сохраняется тенденция роста объема муниципального долга. Долговые обязательства на 01.10.2017 составили 9 310 000,0 тыс. рублей и с начала года выросли на 4,0% (+360 000,0 тыс. рублей). Объем муниципального долга составляет 98,7% от суммы утвержденного верхнего предела муниципального долга на 01.01.2018.

10. За 9 месяцев 2017 года объём расходов местного бюджета увеличился на 9 020 343,3 тыс. рублей (38,2%), в том числе за счёт средств федерального, краевого бюджета – на 7 751 983,8 тыс. рублей, местного бюджета – на 1 268 359,5 тыс. рублей.

Исполнение расходов составило 18 484 558,4 тыс. рублей или 56,7% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 8 156 653,8 тыс. рублей (51,6%), за счёт средств местного бюджета – 10 327 904,6 тыс. рублей (61,5%). Наименьшее исполнение сложилось по  департаменту строительства администрации МО город Краснодар (далее - Департамент строительства) (25,5%), департаменту финансов администрации МО город Краснодар (далее - Департамент финансов) (36,3%).

11. Совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) на 2017 год увеличился по сравнению с прошлым годом на 56,7% и составил 16 087 406,0 тыс. рублей. На 01.10.2017 сумма заключенных контрактов составила 14 494 929 тыс. рублей (90,1% от СГОЗ), фактическое исполнение – 7 452 534,6 тыс. рублей (46,3% от СГОЗ). Следует отметить низкие темпы фактического исполнения обязательств поставщиками (подрядчиками).

12. Остаток бюджетных ассигнований на 2017 год, по которым на 01.10.2017 не заключены контракты, составлял 1 592 477,1 тыс. рублей. При этом принцип профессионализма заказчика обеспечивается в МО город Краснодар не в полной мере, что приводит к многочисленным жалобам в ФАС и затягиванию процедуры закупок.

Максимальный размер не принятых на 01.10.2017 бюджетных обязательств по закупкам товаров, работ, услуг (71% от общего объема) наблюдается по департаменту образования администрации МО город Краснодар (468 756,3 тыс. рублей), Департаменту строительства (362 023,2 тыс. рублей), департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар (далее - ДМС и ГЗ) (169 262,19 тыс. рублей), управлению делами администрации МО город Краснодар (132 085,27 тыс. рублей).

13. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса на 01.10.2017 составила 3 662 546,6 тыс. рублей. Из общей суммы – задолженность по принятым обязательствам составила 2 245 766,2 тыс. рублей, в том числе просроченная – 1 025 256,4 тыс. рублей (45,7%). За 9 месяцев 2017 года задолженность по принятым обязательствам снизилась на 1 620 057,6 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств 2017 года, составила 983 802,1 тыс. рублей, из них наибольшая: департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар – 567 617,6 тыс. рублей (57,7%), Департамент строительства – 316 152,8 тыс. рублей (32,1%), департамент транспорта и организации дорожного движения администрации МО город Краснодар – 50 543,3 тыс. рублей (5,1%), администрация МО город Краснодар – 21 350,0 тыс. рублей (2,2%).

14. В результате ненадлежащего исполнения обязательств по заключенным муниципальным контрактам (договорам) общая сумма потерь местного бюджета, связанная с возмещением судебных издержек, оплатой пени, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами и прочее, составляет 338 966,1 тыс. рублей.

Кроме того, имеются риски существенных бюджетных потерь, в том числе от истребования арендаторами земельных участков денежных средств, оплаченных ранее по договорам, признанным впоследствии ничтожными,  взыскания в судебном порядке средств по возмещению ущерба и упущенной выгоды и т.п.

15. При планировании и исполнении местного бюджета не в полной мере реализуется программно-целевой метод бюджетирования, призванный обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями, а также обеспечить возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ.

Контрольно-счетной палатой неоднократно указывалось на недостатки планирования целевых показателей муниципальных программ в части их занижения по отношению к показателям предыдущих периодов, отсутствие увязки с установленными целями и задачами, отсутствие или обнуление их размера.

16. В нарушение п.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в установленный срок 11 муниципальных программ не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете.

17. По отдельным мероприятиям Программ, а также непрограммным направлениям деятельности, существует риск неосвоения (несвоевременного освоения) бюджетных ассигнований в связи с отсутствием на 01.10.2017 принятых бюджетных обязательств.

18. В истекшем периоде 2017 года по муниципальным учреждениям здравоохранения имеется существенное (на 8%) снижение объемов оказываемых муниципальных услуг, в том числе по паллиативной медицинской помощи.

19. В 2017 году 24 общеобразовательными учреждениями не обеспечено достижение качественного показателя «Наличие предписаний надзорных органов по нарушениям, находящимся в компетенции общеобразовательных организаций», предусмотренного муниципальными заданиями.

20. При формировании муниципального задания:

- МБУ БО «Дубрава», подведомственному управлению по делам молодежи администрации МО город Краснодар, в 2017 году предусмотрены качественные и количественные показатели, не обеспечивающие возможность оценки их выполнения и эффективность расходования бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;

- в муниципальных заданиях учреждений, подведомственных управлению культуры администрации МО город Краснодар, в отношении некоторых услуг (работ) не утверждены показатели, характеризующие качество муниципальной услуги (выполняемой работы).

21. До настоящего времени не приняты в полном объеме меры по выполнению МКУ «ЕСЗ» п.6 ст.161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов, в том числе предусмотренных в них цены и (или) сроков исполнения и (или) количества, объема работ, при уменьшении казенному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

22. Проведенным анализом установлены риски не достижения в 2017 году установленных целевых показателей по 9 муниципальным программам.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2017 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, а также безусловного выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

С учетом высокого уровня выполнения в январе-сентябре 2017 года годовых назначений по ряду доходов, а также увеличения ожидаемой оценки поступлений, скорректировать по доходам в сторону увеличения объемы поступлений на 2017 год на сумму не менее 124 657,4 тыс. рублей, из них:

- по налогу на имущество физических лиц – не менее  44 000,0 тыс. рублей;

- по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, – не менее  24 000,0 тыс. рублей;

- по арендной плате за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, – не менее  22 000,0 тыс. рублей;

- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – не менее  16 000,0 тыс. рублей;

- по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсациям затрат государства – не менее 7 000,0 тыс. рублей;

- по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, – не менее 6 000,0 тыс. рублей;

- по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим МО город Краснодар, – на 3 175,4 тыс. рублей;

- по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами – не менее 2 482,0 тыс. рублей.

2. С учетом низкого уровня выполнения в январе-сентябре 2017 года годовых назначений, скорректировать по доходам в сторону уменьшения объемы поступлений на 2017 год на сумму не менее 831 500,0 тыс. рублей, из них:

- по доходам от продажи материальных и нематериальных активов – не менее 500 000,0 тыс. рублей;

- по налогу на прибыль организаций – не менее 180 000,0 тыс. рублей;

- по арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена – не менее  85 000,0 тыс. рублей;

- по плате за негативное воздействие на окружающую среду – не менее  62 000,0 тыс. рублей;

- по доходам от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест) среду – не менее  4 500,0 тыс. рублей.

3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки.

Учитывая значительный объем недоимки по налогам по состоянию на 01.10.2017 (678 002,0 тыс. рублей),  задолженности по арендной плате за земельные участки (667 201,9  тыс. рублей),  предусмотреть конкретные целевые показатели по  сокращению данной недоимки и задолженности.

4. С целью мобилизации взыскания задолженности по действующим предприятиям  и физическим лицам использовать возможности взыскателя по   получению информации от налоговых органов о счетах должника и иных ценностях, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, предъявлению исполнительных листов в банк, а также  предоставлению  ССП любой информации  об имуществе должника.

Принять правовые и организационные меры, направленные на повышение результативности принудительного исполнения судебных решений по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки. Максимально активизировать процедуры понуждения к досудебной уплате  платежей, как наиболее действенные.

5. В целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета скорректировать источники финансирования дефицита бюджета (средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ) с учетом реалистичности их исполнения в рамках Программы приватизации объектов муниципального имущества.

6. Продолжить проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальным долгом.

В условиях увеличения объемов муниципальных заимствований разработать и утвердить  мероприятия, направленные на снижение долговой нагрузки и поэтапное сокращение муниципального долга.

7. Принять меры к безусловному исполнению принятых бюджетных обязательств, соблюдению сроков оплаты, учитывая изменения действующего законодательства РФ, в соответствии с которыми сокращены сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

8. Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, обеспечив увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями.

9. Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от 25.11.2013 № 9044, в том числе в части соблюдения требований к целям, задачам, наличию и качественным характеристикам целевых показателей.

Разработать и утвердить в муниципальных заданиях учреждений, подведомственных управлению культуры и управлению по делам молодежи, качественные и количественные показатели по указанным в Заключении муниципальным услугам (работам).

10. Координаторам Программ особое внимание уделять организации деятельности координаторов подпрограмм (при наличии), исполнителей мероприятий. Усилить контроль за своевременным внесением изменений в муниципальные программы, а также за качеством предоставляемых отчётов в Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар.

11. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

12. Усилить контроль за своевременным принятием бюджетных обязательств (заключением муниципальных контрактов, договоров), в том числе по объектам, финансируемым за счет средств краевого бюджета.

13. Провести инвентаризацию принятых и действующих до настоящего времени бюджетных обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств текущего года. По итогам инвентаризации принять меры по наделению их ЛБО, либо по изменению условий контрактов (договоров).

14. Принять меры к достижению установленных муниципальными программами целевых показателей.

15. Оптимизировать не принятые бюджетные обязательства на закупку товаров, работ, услуг в общей сумме (провизорно) 331 357,4 тыс. рублей.

 

Вернуться к списку