Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2018 года

19.11.2018 г.

С 17 октября по 12 ноября 2018 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2018 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2018 года выявило следующее:

 1. Объем доходов местного бюджета составил 19 837 115,0 тыс. рублей (64,1% от уточненного годового объема), в том числе:

– по налоговым доходам – 8 867 034,6 тыс. рублей (67,2%);

– по неналоговым доходам – 1 481 374,5 тыс. рублей (71,6%);

– по безвозмездным поступлениям – 9 488 705,9 тыс. рублей (60,5%).

По 10 доходным источникам местного бюджета выполнение годовых показателей составило от 77,8% до 680,6%, что с учетом оценки ожидаемого исполнения свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

По 11 доходным источникам местного бюджета выполнение годовых показателей составило от 25,3% до 68,1%, а по  ЕСХН,  по которому в 4 квартале 2018 года отсутствуют сроки платежа  - 81,1%, что с учетом оценки ожидаемого исполнения свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону уменьшения.

2. Подавляющая часть увеличения объема доходов в отчетном периоде (87,7% или 6 868 250,5 тыс. рублей), в том числе 90,3% (797 000,0 тыс. рублей) суммы увеличения налоговых и неналоговых доходов внесены таблицами поправок и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты.

3. Программа приватизации на 2018 год характеризуется низким уровнем исполнения - реализовано 2 объекта при запланированных 36. Не проводились действия по приватизации 3 из 4 долей МО город Краснодар в уставном капитале коммерческих организаций (ОАО «Курорты и туризм», АО «НЭСК-электросети» АО «НЭСК»), начальная цена не установлена.

4. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, составила 825 219,0 тыс. рублей и по сравнению с началом года снизилась на 25,9% (-288 071,0 тыс. рублей).

Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 10,6% (+67 747,7 тыс. рублей) и составил с учетом пени                       860 127,0 тыс. рублей за счет роста просроченной задолженности.

Объем задолженности по арендной плате за муниципальное имущество вырос по сравнению с началом года почти в 1,5 раза (+50 143,3 тыс. рублей), составив с учетом пени 208 750,8 тыс. рублей.

5. Результаты проведенной работы по мобилизации дополнительных доходов местного бюджета свидетельствуют о необходимости ее активизации по всем запланированным направлениям.

Недостаточно проведена работа по реализации соответствующих «Дорожных карт», утвержденных администрацией МО город Краснодар от 21.02.2018 и ДМС и ГЗ от 26.03.2018.

6. Местный бюджет исполнен с дефицитом в объеме 183 768,0 тыс. рублей (17,7% от плана) в связи с проведением работы по реструктуризации и оптимизации кредитного портфеля. Основным источником покрытия дефицита местного бюджета в отчетном периоде служили бюджетные кредиты.

При этом существует риск неисполнения такого источника дефицита, как средства от продажи акций и иных форм участия в капитале на сумму 280 000,0 тыс. рублей (26,8% от общего объема дефицита), связанного с отсутствием спроса на приобретение долей МО город Краснодар в уставном капитале ОАО «Гостиный двор «Екатеринодар», и необъявления в отношении ОАО «Курорты и туризм» и других аналогичных активов торговых процедур по состоянию на 01.10.2018 и на дату подготовки заключения.

7. Объем муниципального долга с начала 2018 года снизился на 3,4% (-330 000,0 тыс. рублей).

8. Расходная часть бюджета составила 31 982 126,1 тыс. рублей, из них средства вышестоящих бюджетов – 15 638 681,4 тыс. рублей. Прирост бюджетных ассигнований с начала года составил 8 457 640,9 тыс. рублей (36%), из них за счёт безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ – 6 912 159,1 тыс. рублей (81,7% от общей суммы прироста).

Не оформлялись проектами решений городской Думы Краснодара и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты увеличение бюджетных ассигнований за счёт средств местного бюджета на сумму 1 454 424,9 тыс. рублей, а также перераспределение ассигнований на общую сумму (провизорно) 5 470 000,0 тыс. рублей.

9. Исполнение расходной части местного бюджета составило 20 020 882,9 тыс. рублей или 62,6% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 9 457 430,2 тыс. рублей (60,5% от плановых назначений), местного бюджета – 10 563 452,7 тыс. рублей (64,6%). В сравнении с аналогичным периодом 2017 года расходы увеличились на 1 536 324,5 тыс. рублей, уровень исполнения увеличился на 5,9 процентных пункта.

10. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса составила 2 123 905,3 тыс. рублей, в том числе задолженность по принятым обязательствам - 723 907,5 тыс. рублей (в том числе просроченная задолженность Департамента строительства – 3 090,7 тыс. рублей). В составе кредиторской задолженности ДАРХиГ неправомерно отражена сумма неисполненных годовых бюджетных обязательств по заключенному соглашению с бюджетным учреждением на сумму 11 754,6 тыс. рублей.

11. В нарушение требований п.2 ст.179 БК РФ, п.31 Решения о местном бюджете на 2018 год в течение трех месяцев не приведены в соответствие с решением о местном бюджете 3 муниципальные программы.

12. Кассовое исполнение расходов на реализацию муниципальных программ составило 18 472 773,9 тыс. рублей (61,9% от уточнённого плана). Низкий уровень исполнения (менее 40%) сложился по 2-м муниципальным программам: «Доступная среда» (20,6%), «Формирование современной городской среды» (2,3 %), не финансировались мероприятия муниципальной программы «Расселение аварийного фонда».

13. Проверкой отчетности, предоставленной координаторами в ДЭРиВС, по 11 программам установлена недостоверность указанных в ней сведений по объёмам финансирования, лимитам бюджетных обязательств, кассовым и фактическим расходам, по 18 выявлены недостатки планирования и достижения целевых показателей программам, по 2 - необходимость изменения отдельных плановых показателей муниципальных программ с учетом ранее достигнутых результатов.

14. На основании информации ГРБС и отчетности координаторов на 01.10.2018 установлены риски неосвоения (неполного освоения) бюджетных ассигнований на общую сумму 1 264 688,5 тыс. рублей (краевой бюджет – 639 430,9 тыс. рублей, местный – 625 257,6 тыс. рублей), а также недостижения плановых значений 19 целевых показателей по 5 муниципальным программам.

При этом неосвоение средств краевого бюджета, в том числе, источником формирования которых являются средства федерального бюджета, может привести к сокращению ассигнований в текущем финансовом году и к дополнительным расходам местного бюджета в 2019 году по выполнению ранее принятых обязательств по заключенным контрактам.

15. Общая сумма потерь местного бюджета от неэффективного расходования средств на исполнение судебных решений (пени, штрафы, неустойки, возмещение ущерба, судебные расходы) на 01.10.2018 составляет 420 128,4 тыс. рублей.

Наибольшую потенциальную угрозу интересам местного бюджета представляет наличие земельных участков, ранее переданных в аренду или проданных для многоэтажного жилищного строительства, назначение которых не соответствует территориальным зонам.

16. Анализом реализации материалов ранее проведенных экспертно-аналитических мероприятий установлено, что выполнение рекомендаций Контрольно-счетной палаты по итогам обследований по вопросу исполнения местного бюджета за 1 квартал и 1 полугодие 2018 года находится на низком уровне. Так, в настоящее время из 87 рекомендаций выполнено только 3, не выполнено – 46, находятся в стадии выполнения – 38.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2018 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, выявления и вовлечения резервов местного бюджета, а также выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

2. С учетом текущего уровня выполнения годовых назначений, а также оценки их ожидаемого исполнения по ряду доходов скорректировать годовые плановые назначения:

1) в сторону увеличения на сумму не менее 140 843,2 тыс. рублей, в том числе по доходам, получаемым от: 

- прочих неналоговых доходов –        не менее 39 835,0 тыс. рублей;

- доходов от продажи активов –         не менее 25 900,0 тыс. рублей;

- налога на прибыль –                       не менее 21 861,0 тыс. рублей;

- УСН –                                              не менее 17 000,0 тыс. рублей;

- ПСН –                                              не менее 12 889,0 тыс. рублей;

- госпошлины –                                  не менее 12 736,0 тыс. рублей;

- платы за негативное воздействие –  не менее 6 132,0 тыс. рублей;

- прочих доходов от использования

  имущества и прав –                             не менее 3 446,0 тыс. рублей;

- доходов в виде прибыли или

   дивидендов –                                     не менее 580,8 тыс. рублей;

- доходов от перечисления части

    прибыли МУП –                                не менее 463,4 тыс. рублей,

2) в сторону уменьшения плановые назначения на сумму не менее  603 552,1 тыс. рублей, в том числе по доходам, получаемым от: 

- доходам от арендной платы за

   неразграниченные земли –                   не менее 131 000,0 тыс. рублей;

- налога на имущество физических лиц – не менее 101 000,0 тыс. рублей;

- НДФЛ –                                                 не менее 100 817,0 тыс. рублей;

- ЕНВД  –                                                 не менее  90 649,0  тыс. рублей;

- штрафов –                                             не менее 67 191,0 тыс. рублей;

- доходов от арендной платы

  за имущество –                                      не менее 50 373,0 тыс. рублей;

- доходов от оказания платных услуг –     не менее 23 183,1 тыс. рублей;

- доходам от арендной платы за

  муниципальные земли –                        не менее 19 000,0 тыс. рублей;

- ЕСХН –                                                 не менее 10 592,0 тыс. рублей;

- доходам от арендной платы за

   федеральные земли –                          не менее 6 737,0 тыс. рублей;

- доходов от парковок –                          не менее 3 010,0 тыс. рублей.

3. Принять меры к проведению торгов по долям МО город Краснодар в уставном капитале коммерческих организаций (ОАО "Гостиный двор "Екатеринодар", ОАО "Курорты и туризм", АО "НЭСК-электросети" АО "НЭСК").

4. Сократить плановые бюджетные ассигнования на обслуживание муниципального долга на 2018 год на сумму 121 427,4 тыс. рублей.

5. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, достаточных для проведения достоверной оценки достижения целей и решения задач, а также выполнения их мероприятий.

Усилить контроль за качеством предоставляемых координаторами программ отчётов об их выполнении в ДЭР и ВС, а также своевременным внесением изменений в муниципальные программы, в том числе по результатам проведенных Контрольно-счётной палатой проверок и экспертиз программ.

Принять меры по достижению плановых значений целевых показателей муниципальных программ с учетом уровня освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию соответствующих мероприятий.

6. Обеспечить выполнение ранее выданных рекомендаций по результатам проведенных Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий в срок до конца текущего года.

7. Департаменту финансов совместно с ГРБС:

- оценить обоснованность потребности в утверждённых объёмах бюджетных ассигнований и принять меры по сокращению излишне запланированных ассигнований (местный бюджет) на реализацию муниципальных программ и непрограммных мероприятий, включая ассигнования, по которым не представляется возможным их освоение до конца текущего года, на общую сумму не менее 118 130,0 тыс. рублей.

8. Департаменту образования принять меры:

- по возврату в бюджет субсидии на выполнение муниципального задания в связи с недостижением подведомственными учреждениями качественного показателя «Посещаемость воспитанников» на сумму 57 356,0 тыс. рублей;

- по освоению средств, выделенных на погашение задолженности в рамках предоставления субсидии на выполнение муниципального задания прошлых лет, на сумму 75 985,7 тыс. рублей.

Вернуться к списку