Аудит эффективности в сфере дошкольного образования

20.03.2017 г.

Контрольно-счетной палатой проведен аудит эффективности предоставления и использования государственных (муниципальных) средств, родительской платы, выделенных (привлеченных) для осуществления полномочий в сфере дошкольного образования на территории муниципального образования город Краснодар за 2014-2015 год  (в формате параллельного контрольного мероприятия с Контрольно-счетной палатой  Краснодарского края).

Для оценки эффективности были выбраны семь критериев, сопряженных с выполнением Указов Президента Российской Федерации по 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и по обеспечению доступности качественного дошкольного образования, а также с эффективностью использования средств на дошкольное образования департаментом образования, департаментом строительства и департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.

Контрольно-счетной палатой проведена проверка предоставления бюджетных средств и их расходование на оказание услуги по содержанию ребенка в саду (присмотр и уход), Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проверены условия соблюдения администрацией МО город Краснодар условий предоставления межбюджетных трансфертов и выполнение переданных государственных полномочий в области дошкольного образования, в том числе по оказанию услуги по предоставлению образовательной услуги дошкольного образования.

В ходе проверки установлено, что администрацией города по ряду показателей приняты повышенные (по сравнению с краевыми) плановые значения, отдельные, наоборот, были занижены. Однако, не все показатели были достигнуты. Так, в течение двух лет не было обеспечено выполнение показателя по созданию условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования.

В разные периоды не достигнуты три показателя по доступности качественного образования: в 2014 году не выдержан удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников, не достигнут краевой уровень заработной платы педагогических работников. Не выполнен показатель по повышению квалификации к 2016 году педагогических работников в половине  детских садов города, при том, что  в целом за три года все работники указанной категории, имеющие на начало 2013 года право на дополнительное профессиональное образование повысили квалификацию.

Несмотря на принимаемые администрацией города меры по увеличению количества мест в дошкольной  сфере у населения потребность в детских садах остается высокой. Проверкой отмечено, что в городе сохраняется  переукомплектованность садов воспитанниками, в целом сады переполнены в два раза. Не выдержаны санитарные нормы по площади в группах общеразвивающей направленности в 16 детских садах,  в компенсирующих группах – в 57 детских садах. 

Высокая загруженность педагогов и иного персонала, непосредственно работающих с детьми, также названа  родителями одной из основных проблем, связанных с условиями пребывания детей в садах, Это было подтверждено родителями и в ходе социологического исследования Кубанского государственного университета, проведенного по просьбе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края.

Проверкой формирования муниципальных заданий и предоставления субсидий на их выполнение установлены нарушения и недостатки в части определения количественных и качественных показателей, оценка выполнения муниципальных заданий, проводимая департаментом образования признана некорректной, влияние невыполнения каждого показателя  на оценку задания  в целом не определялось.

Со стороны департамента образования отсутствовал должный контроль за выполнением муниципальных заданий, что способствовало предоставлению садами недостоверных показателей в отчетах об их исполнении.

При организации питания воспитанников дошкольных учреждений  допускались нарушения санитарных норм и правил. Выведение в 2013 году ставок медсестер из штатных расписаний садов в связи с изменением законодательства  привело к тому, что выполнение обязанностей медсестры диетической осуществляется работниками, не имеющими соответствующей квалификации.

Единый порядок организации питания в детских садах в городе отсутствует.

Не осуществлял контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении муниципальных заданий дошкольными учреждениями уполномоченный на его проведение орган - управление финансового контроля администрации МО город  Краснодар. 

Практически отсутствовал контроль за  соблюдением частными садами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность  по дошкольному образованию условий, целей и порядка предоставления субсидии из бюджета (за счет краевых средств).

Департаментом строительства (МКУ «Единая служба заказчика»)  не в полной мере обеспечена эффективность использования средств, выделенных  на капитальные вложения на проектирование, строительство и реконструкцию объектов дошкольного образования.

Отсутствие необходимого взаимодействия Департамента образования и Департамента строительства по определению приоритетности строительства объектов дошкольного образования  привело к распылению бюджетных средств, увеличению объектов незавершенных строительством.

Сложившийся порядок строительства объектов на  земельных участках действующих муниципальных садов приводит к  затягиванию приемки - передачи капитальных вложений от года до пяти лет, в результате чего объекты эксплуатируются садами с недоделками, содержатся  за счет бюджетных средств без включения в реестр муниципального имущества, без актов их приемки-передачи. В городе отсутствует муниципальный правовой акт, регулирующий такой порядок (на краевом уровне аналогичный порядок утвержден для государственных заказчиков).

Контрольно-счетной палатой разработан ряд рекомендаций по результат аудита, в том числе по разработке и утверждению администрацией города комплексного плана по  устранению выявленных нарушений.

По результатам контрольного мероприятия Отчёт о результатах проверки направлен главе муниципального образования город Краснодар, в городскую Думу Краснодара и прокуратуру города Краснодара.

Вернуться к списку