Информация о результатах аудита в сфере закупок за 2014 год

25.07.2015 г.

В соответствии с частью 2 статьи 98 Закона № 44-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Для достижения данных целей органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В 1 полугодии 2015 года Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар проведено 2 мероприятия, направленных на проведение аудита в сфере закупок (1 контрольно-ревизионное и 1 экспертно-аналитическое мероприятие).

Установлено, что в муниципальном образовании город Краснодар по состоянию на 01.10.2014 имелось:

  • 25 главных распорядителей средств местного бюджета;
  • 449 бюджетополучателей и бюджетных (автономных) учреждений, при этом 414 из них имели обязанности по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Согласно информации, представленной заказчиками муниципального образования город Краснодар, расходы на закупки в муниципальном образовании город Краснодар, фактически осуществленные из средств бюджета (субсидий бюджета) муниципального образования город Краснодар на 2014 год в соответствии с законами 94-ФЗ и 44-ФЗ в 2014 году составили за счет средств местного бюджета и субсидий бюджета - 10 939,1 млн. руб.

По результатам проведения аудита в сфере закупок были сделаны следующие выводы:

  1. Расходы на закупки, осуществленные заказчиками муниципального образования город Краснодар в 2014 году конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений), составили 8 523,1 млн. руб. (77,9 % от всех расходов на закупки), расходы на закупки у единственного поставщика - 2 416,0 млн. руб. (22,1 %). Таким образом, в муниципальном образовании город Краснодар предпринимаются меры для обеспечения установленного ст. 6 и 8 Закона № 44-ФЗ принципа обеспечения конкуренции.
    Наибольшую долю в структуре закупок заказчиков муниципального образования город Краснодар в 2014 году составили расходы на закупку работ - 4 561,9 млн. руб. (41,7%). Расходы на закупку услуг произведены в размере 4 025,4 млн. руб. (36,8%), на закупку товаров – 2 351,7 млн. руб. (21,5%).
  2. По состоянию на 01.06.2015 из 695 человек, являющихся работниками контрактных служб (контрактными управляющими) дополнительное профессиональное образование в сфере закупок имеют 605 человек (87%).
    90 работников контрактных служб (контрактных управляющих) не имеют специального образования в сфере закупок.
  3. На основании решения городской Думы Краснодара от 31.03.2010 № 73 п. 2 Управление закупок администрации муниципального образования город Краснодар является органом, уполномоченным на осуществление функций по определению поставщика.
    Постановлением администрации МО город Краснодар от 24.03.2014 № 1699 полномочия по определению поставщиков в сфере дорожной и строительной деятельности возложены на МКУ МО город Краснодар «Служба заказчика». МКУ «Служба заказчика» было реорганизовано, установлено новое наименование - МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика».
    Таким образом, в 2014 году в МО город Краснодар функционировали 2 органа, осуществляющие полномочия по определению поставщиков. При этом в решении городской Думы Краснодара от 31.03.2010 № 73 п. 2 и Постановлении № 4696 отсутствует информация о том, что Управление закупок осуществляет функции по определению поставщиков во всех сферах, за исключением дорожной и строительной деятельности.
  4. В соответствии со статьей 99 Закона № 44-ФЗ, структурными подразделениями администрации МО город Краснодар в 2014 году осуществлялся контроль в сфере закупок.
    Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей определён органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в 2014 году было проведено 14 проверок заказчиков (12 плановых и 2 внеплановых), выявлено 77 нарушений законодательства о закупках.
    Управление финансового контроля администрации муниципального образования город Краснодар осуществляет контроль в сфере закупок согласно части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. В целях контроля обоснования начальной (максимальной) цены контракта в 2014 году проведено 26 проверок, из них 25 плановых. Выявлено 486 нарушений при обосновании начальной (максимальной) цены контракта на общую сумму 34 630,7 тыс. руб., в том числе 26 189,8 тыс. руб. – сумма завышений начальных (максимальных) цен контрактов. По результатам проверок начальная (максимальная) цена контрактов была уменьшена на 26 189,8 тыс. руб., бюджетные ассигнования перераспределены заказчиками на другие закупки. Во исполнение пп. 4-7 ч.8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, Управлением финансового контроля проведены проверки в отношении 9 заказчиков, общая сумма выявленных нарушений составила 4 086, 4 тыс. руб.
  5. В нарушение ст.100 Закона № 44-ФЗ в 2014 году муниципальные органы муниципального образования город Краснодар не осуществляли должным образом ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в отношении подведомственных им заказчиков.
  6. Контрольно-счетной палатой были выявлены следующие нарушения законодательства о закупках:
    • отсутствие в контрактах обязательных условий (так, в 2014 году условие о банковском сопровождении контрактов, начальная (максимальная) цена которых составляет 200 млн. руб. и более, заказчиками муниципального образования город Краснодар в контракты не включалась);
    • нарушения заказчиками требований к размещению в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению (планы-графики, отчеты о закупках у субъектов малого предпринимательства и др.);
    • осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере менее 15%;
    • факты изменения заказчиками существенных условий контрактов и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках и другие.
  7. Выявлены факты установления заказчиками при планировании закупок сроков исполнения контрактов, заведомо недостаточных для их реализации (включая оплату), при этом ассигнования были предусмотрены первоначальным решением о бюджете на 2014 год. В результате расходы на закупки, запланированные на 4 квартал 2014 года, произведены несвоевременно.
    Также имелись факты несвоевременности оплаты заказчиками фактически выполненных работ по заключенным контрактам, в том числе по социально-значимым закупкам.
  8. Выявлены факты завышения начальной (максимальной) цены контрактов, а также случаи обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением сроков (после включения информации о закупке в план-график закупок).
    Так, при выборочной проверке обоснования начальных (максимальных) цен контрактов МКУ «Единая служба заказчика» выявлено завышение НМЦК в размере 4 650,4тыс. руб. По ряду закупок МКУ «Единая служба заказчика» отсутствовали необходимые для обоснования начальных (максимальных) цен контрактов информация и документы.
  9. В 2014 году в процессе анализа муниципальных программ не выявлены факты наличия в мероприятиях программ расходов на закупки, не соответствующих целям и задачам программ. В то же время, заданные результаты закупок в муниципальном образования город Краснодар достигнуты в 2014 году не в полной мере.

По результатам проведения аудита в сфере закупок были сделаны следующие рекомендации:

  1. Заказчикам и уполномоченным органам муниципального образования город Краснодар продолжить работу по реализации принципов контрактной системы в сфере закупок. Заказчикам принять меры к достижению запланированных результатов закупок, целей осуществления закупок.
    Проанализировать выявленные в ходе аудита и контроля в сфере закупок нарушения законодательства о закупках и довести их до сведения руководителей контрактных служб (контрактных управляющих) в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
    Принять меры к подготовке контрактных служб (контрактных управляющих) к изменениям законодательства о закупках, вступающим в силу с 01.01.2016 (информационная система, обоснование закупок, нормирование закупок, планы-графики и др.) во избежание неосвоения средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
  2. В целях создания условий для выполнения требований законодательства о закупках управлению закупок включить в состав отчетности о закупках совокупный годового объема закупок, а также информацию о расходах на закупки в разрезе способов определения поставщика и предметов закупки.
  3. Заказчикам муниципального образования город Краснодар принять меры по обучению работников контрактных служб и контрактных управляющих.
  4. Внести необходимые изменения в нормативные правовые акты:
    • в решение городской Думы Краснодара городской Думы Краснодара от 31.03.2010 № 73 п. 2 и Постановление № 4696 - информацию о том, что Управление закупок осуществляет функции по определению поставщика во всех сферах, за исключением сфер дорожной и строительной деятельности;
    • в Постановление администрации МО г. Краснодар от 24.03.2014 № 1699 – в части приведения в соответствие с постановлением администрации от 24.07.2013 № 5470 наименования муниципального казенного учреждения.
  5. Муниципальным органам (главным распорядителям средств местного бюджета) муниципального образования город Краснодар осуществлять ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в отношении подведомственных им заказчиков.
  6. Заказчикам муниципального образования город обеспечить соблюдение требований законодательства о закупках, в том числе:
    • обеспечить включение в контракты обязательных условий (в т.ч. условия о банковском сопровождении контрактов, начальная (максимальная) цена которых составляет 200 млн. руб. и более);
    • осуществлять в установленные сроки размещение в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению (в т.ч. планы-графики, отчеты о закупках у СМП);
    • принять меры к выполнению требования Закона № 44-ФЗ об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства размере не менее 15% от СГОЗ;
    • не допускать фактов внесения изменений в контракты и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках.

Возобновить практику проведения отраслевых семинаров-совещаний по актуальным вопросам закупок, с обзором наиболее часто встречающихся нарушений и мер по их предотвращению.

  1. В целях своевременности расходов на закупки заказчикам при планировании закупок устанавливать сроки исполнения контрактов, достаточные для их реализации (включая оплату за выполненные работы).
  2. Заказчиком при формировании стоимости проектно-сметной документации на выполнение работ за счет средств местного бюджета рассмотреть вопрос о возможности введения понижающего коэффициента для уменьшения стоимости работ по проектированию дорог протяженностью до 2 км, учитывающий протяженность дороги.

Должностным лицам заказчиков, в том числе МКУ «Единая служба заказчика» в целях повышения эффективности расходов на закупки усилить контроль за формированием начальных (максимальных) цен контрактов, не допускать включения в план-график информации о закупках до обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

 

 

Вернуться к списку