Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

13.12.2019 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 15 ноября 2019 года по 25 ноября 2019 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». 

В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:

- анализ прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар;

- анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО город Краснодар на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;

- анализ текстовой части Проекта решения о бюджете;

- анализ отдельных правовых норм при осуществлении бюджетного процесса (анализ Бюджетного процесса в МО город Краснодар на соответствие БК РФ);

- анализ особенностей Проекта решения о бюджете;

- анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;

- анализ налоговых и неналоговых доходов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов;

- анализ расходов местного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе анализ динамики и структуры расходов местного бюджета по разделам бюджетной классификации, анализ безвозмездных поступлений и расходов за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, сравнительный анализ динамики и структуры расходов местного бюджета по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, анализ капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и другие;

- анализ дефицита местного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, источников его финансирования, муниципального долга.

По итогам экспертизы Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:

1. Проект решения о бюджете в соответствии с требованиями БК РФ и Положения о бюджетном процессе:

- представлен для рассмотрения и утверждения в полном соответствии с в части срока и объемов;

- отвечает требованиям п. 3 ст. 184.1 БК РФ;

- в основном содержит документы и материалы, предусмотренные ст. 184.2 БК РФ и п.1 ст. 20 Положения о бюджетном процессе;

- значения всех характеристик, указанных в текстовой части, соответствуют их значениям в табличной части;

- соблюдены требования и ограничения, установленные бюджетным законодательством.

2. Динамика основных параметров местного бюджета (относительно первоначально запланированных их значений на 2019 год) характеризуется ростом в 2019 - 2022 годах как доходов местного бюджета – с 24 454 304,8 тыс. рублей до 26 693 903,2 тыс. рублей, так и расходов – с 25 254 304,8 тыс. рублей до 26 695 241,7 тыс. рублей.

Относительно ожидаемого уровня исполнения за 2019 год динамика характеризуется значительным снижением: доходов – с 34 384 266,1 тыс. рублей до 26 693 903,2 тыс. рублей, расходов – с 34 664 647,1 тыс. рублей до 26 695 241,7 тыс. рублей.

Местный бюджет на предстоящие 3 года спланирован с дефицитом в размере по 1 338,5 тыс. рублей ежегодно.

3. Запланировано незначительное снижение муниципального долга МО город Краснодар в 2020 году на 0,1% (–8 230,2 тыс. рублей), в 2021 году на 0,1% (–6 418,4 тыс. рублей), на 2022 год его размер по сравнению с 2021 годом не изменится. Предусмотрено увеличение долговой нагрузки (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов) с 47,4% в 2019 году до 54,2% в 2021 году, и снижение в 2022 году до 53,3%.

Расходы на обслуживание муниципального долга в 2020 году запланированы с ростом на 37,5% к ожидаемому исполнению 2019 года или до 522 300,0 тыс. рублей, в 2021 году планируется их увеличение на 26,5% или до 660 650,0 тыс. рублей, в 2022 году увеличение составит 23,0% или до 812 700,0 тыс. рублей.

4. В ходе проведенной оценки реалистичности прогнозируемых значений налоговых и неналоговых доходов установлено, что плановые назначения в целом могут быть уменьшены на сумму не менее 278 943,5 тыс. рублей, при этом:

 - имеются риски завышения плановых значений на 2020 год по 3 источникам доходов на общую сумму 396 215,0 тыс. рублей -  по налогу на прибыль организаций на 160 206,0 тыс. рублей, по налогу на доходы физических лиц на 224 895,0 тыс. рублей, по налогу на имущество организаций на 11 114,0 тыс. рублей;

- имеется вероятность занижения плановых назначении по 3 источникам доходов на общую сумму 117 271,5 тыс. рублей - по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 54 067,0 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц на 60 809,0 тыс. рублей, по арендной плате за федеральные земли на 2 395,5 тыс. рублей;

- поступления доходов от арендной платы за имущество имеют существенный резерв за счет недооцененности дебиторской задолженности с высоким уровнем взыскания.

5. Существенным резервами увеличения доходов местного бюджета являются:

- повышение качества администрирования неналоговых доходов;

- сокращение недоимки и задолженности по налоговым и неналоговым доходам;

- оптимизация системы налогообложения имущества физических лиц, включая использование дифференцированных ставок;

- полнота адресации объектов налогообложения и устранение препятствующих ей причин;

- увеличение налогооблагаемой базы за счет выявления недвижимого имущества и земельных участков, не зарегистрированных или имеющих сведения, недостаточные для исчисления налогов;

- проведения работы по определению обоснованности применяемых режимов налогообложения исходя из фактического использования имущества, в том числе по выявлению случаев использовании земельных участков не по целевому назначению;

- активизация работы по коммерциализации и приватизации непрофильных активов Казны, в первую очередь объектов коммунальной инфраструктуры, недвижимого имущества;

- привлечение инвестиций в экономику города и повышение деловой активности бизнеса, применение мер поддержки, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, включая увеличение объёма предоставляемого в аренду на льготных условиях муниципального имущества.

6. Проект решения о бюджете сформирован с недостаточной обеспеченностью заявленной потребности на расходные обязательства в части средств местного бюджета провизорно на общую сумму 3 221 851,2 тыс. рублей, что способствует возникновению рисков несвоевременного их исполнения и необходимости изыскания дополнительных бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета для осуществления расходов на следующие мероприятия:

- подпрограммы «Развитием сети автомобильных дорог в границах МО город Краснодар» – 2 858 934,9 тыс. рублей (в том числе на проведение работ по содержанию дорог в чистоте и порядке – 1 391 568,0 тыс. рублей (мероприятие не предусмотрено муниципальными программами и Проектами изменений муниципальных программ));

- «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций» – 257 460,1 тыс. рублей;

- «Строительство, реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства» –78 828,1 тыс. рублей;

- содержание филиала №8 МКУ МО город Краснодар «Централизованная бухгалтерия департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар» – 24 813,2 тыс. рублей ежегодно;

- окончание ликвидационных мероприятий Управления здравоохранения - 1 814,9 тыс. рублей.

7. Установлены нарушения и недостатки при планировании и распределении бюджетных ассигнований на сумму 169 472,9 тыс. рублей:

- по мероприятиям 4 муниципальных программ («Комплексное развитие МО в сфере ЖКХ…», «Формирование современной городской среды», «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта») избыточно запланированы бюджетные ассигнования в сумме 133 527,1 тыс. рублей;

- по мероприятиям муниципальной программы «Формирование современной городской среды» не представлены документальные обоснования потребности на сумму 27 660,24 тыс. рублей;

- по мероприятиям 2 муниципальных программ («Развитие культуры», «Развитие физической культуры и спорта») допущено искажение показателей мероприятий в Проекте изменений муниципальных программ, приведших к завышению планируемого объема финансирования на общую сумму 8 285,6 тыс. рублей.

8. В нарушение п.3 Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности не оформлены отдельные решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на сумму 405 232,1 тыс. рублей по включенным в муниципальную программу мероприятиям, источником финансирования которых являются в том числе средства краевого бюджета.

9. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», п.3 Порядка проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета в Проект решения о бюджете включены инвестиции на 2020 год в размере 483 297,3 тыс. рублей, на 2021 год – 122 186,8 тыс. рублей без оценки эффективности использования средств местного бюджета, направляемые на капитальные вложения.

10. В общем объеме незавершенного строительства стоимость разработанной ПСД и ПИР составляет 2 005 645,3 тыс. рублей (14% от общего объема незавершенного строительства) по 491 объекту, из них:

- используются 175 объектов на сумму 839 835,9 тыс. рублей (42%);

- не используются 32 объекта на сумму 346 920,66 тыс. рублей (изготовлены 2006-2016) (17%);

- планируется списание в связи с непригодностью 277 объектов на сумму 815 365,3 тыс. рублей (изготовлены 2003– 2016) (41%).

11. В Проект решения о бюджете не включены средства на завершение объектов незавершенного строительства, в том числе высокой степени готовности, находящихся в процессе строительства в сумме 1 148 439,8 тыс. рублей.

12. Объем незавершенного строительства на 01.10.2019 по 836 объектам составляет 14 306 596,7 тыс. рублей, из которых 107 объектов с объемом затрат 6 595 595,0 тыс. рублей (46%) эксплуатируется без ввода в эксплуатацию, 47 объектов с капитальными вложениями «без движения» с 2016 года на сумму 2 403 775,0 тыс. рублей (17%), остаются не решенными проблемы по снижению объемов незавершенного строительства.

13. В 2020 году и плановом периоде 2021-2022 годов источник финансирования дефицита местного бюджета в виде изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов запланирован с нулевым значением.

Вместе с тем сложившийся текущий уровень исполнения местного бюджета, ожидаемое перевыполнение доходной части, а также существующие риски неисполнения в полном объеме расходных обязательств свидетельствуют о рисках нереалистичности прогнозной оценки дефицита и создают предпосылки исполнения бюджета по итогам 2019 года с профицитом в размере не менее 416 743,8 тыс. рублей.

14. Планируемый объем долга в 2020-2022 годах характеризуется его стабилизацией на уровне ожидаемого исполнения за 2019 год, но при этом расходы на его обслуживание вырастут. В 2020 и 2021 годах долг будет состоять из обязательств по бюджетным и коммерческим кредитам, по окончании планового периода (на 01.01.2023) - на 100% из обязательств по коммерческим кредитам.

По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулирован и направлен в адрес администрации муниципального образования город Краснодар ряд рекомендаций, в том числе:

1. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета на 2020-2022 годы рассмотреть возможность внесения корректировок плановых назначений по тем доходным источникам, по которым имеется риск их завышения или потенциальная возможность увеличения плановых значений. Учесть информацию главных администраторов доходов местного бюджета, в т.ч. УФНС России по Краснодарскому краю о планируемых поступлениях.

2. В целях стимулирования экономического роста и укрепления социальной стабильности активизировать инвестиционную политику МО город Краснодар, направленную на развитие промышленного потенциала муниципального образования и создание новых рабочих мест, поддержку малого и среднего предпринимательства.

3. Принять меры к мобилизации в бюджет недоимки по налогам и задолженности по неналоговым платежам и снижению ее уровня до текущей и нереальной к взысканию, продолжать работу по повышению результативности принудительного изъятия.

4. Провести анализ и изыскать возможность обеспечения бюджетными ассигнованиями первоочередных мероприятий на общую сумму 3 221 851,2 тыс. рублей:

- подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог в границах МО город Краснодар» – 2 858 934,9 тыс. рублей (муниципальный дорожный фонд);

- подпрограммы «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций» – 257 460,1 тыс. рублей;

- подпрограммы «Строительство, реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства» – 78 828,1 тыс. рублей;

- по содержанию филиала №8 МКУ МО город Краснодар «Централизованная бухгалтерия департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар» – 24 813,2 тыс. рублей;

- по окончанию ликвидационных мероприятий Управления здравоохранения (компенсационные выплаты сотрудников, участвующих в мероприятиях, составлении годового отчета, уплата налогов, прочие расходы) – 1 814,9 тыс. рублей.

5. Сократить (перераспределить) избыточно предусмотренные бюджетные ассигнования на 2020 год (в части средств местного бюджета) на сумму 133 527,1 тыс.рублей:

- ДГХ и ТЭК по программе «Формирование современной городской среды» сократив в сумме 98 959,1 тыс. рублей, предусмотрев на плановый период 2021-2022 годов бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий за счет средств местного бюджета в сумме 43 809,2 тыс. рублей и 45 675,4 тыс. рублей соответственно;

- по программе «Комплексное развитие муниципального образования в сфере ЖКХ...» - 1 216,6 тыс. рублей (охрана площадок временного хранения ТБО);

- Департаменту образования -   32 015,4 тыс. рублей на иные первоочередные нужды подведомственных учреждений;

- Управлению физической культуры и спорта    -  1 336,0 тыс. рублей.

6. В рамках приведения муниципальных программ в соответствие с решением о местном бюджете в соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 32 Проекта решения о бюджете провести инвентаризацию планируемых программных мероприятий на предмет их вклада в достижение национальных целей дополнительно к тем мероприятиям, которые реализуются по национальным и региональным проектам.

7. Провести анализ потребности в ассигнованиях на реализацию мероприятий в Проектах изменений муниципальных программ с учетом фактически планируемых к проведению мероприятий.

8. Рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований для объектов, готовых к началу строительства, а также для завершения объектов, находящихся в процессе строительства и с высокой степенью готовности.

В целях эффективного расходования капитальных вложений отраслевым органам, исполняющим мероприятия по осуществлению бюджетных инвестиций, обеспечить исполнение Порядка проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, а также оформление отдельных решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, включенных в муниципальные программы мероприятий, источником финансирования которых являются в том числе средства краевого бюджета.

9. Принять меры, направленные на снижение муниципального долга и расходов на его обслуживание, обеспечить эффективное управление муниципальным долгом, направленное на формирование безопасных уровня и структуры муниципального долга и обеспечение долговой устойчивости местного бюджета.

 

Вернуться к списку