Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2018 год

26.04.2019 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 27.03.2019 по 25.04.2019 проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2018 год.

В ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета проведены:

- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар);

- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета на 2018 год;

- внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) и сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и автономных учреждений;

- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2018 год;

- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2018 год;

- анализ дефицита местного бюджета и источники внутреннего его финансирования;

-  анализ муниципального долга и расходов на его обслуживание;

- оценка полноты выполнения объектами контроля рекомендаций Контрольно-счетной палаты, сформированных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий.

По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2018 год в числе прочего установлено следующее:

1. Отчёт об исполнении местного бюджета представлен в установленные сроки в полном объеме, со всеми приложениями, предусмотренными Положением о бюджетном процессе в МО город Краснодар.

Основные характеристики местного бюджета соответствуют требованиям и ограничениям действующего бюджетного законодательства.

2. Принятые администрацией МО город Краснодар в 2018 году меры по реализации Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2018-2020 годы позволили решить основную часть заявленных задач и приоритетов.

3. Поступления доходов местного бюджета в 2018 году составили 31 943 095,9 тыс. рублей и выполнены на 100,7% к уточненному плановому значению (сверх плана поступило 215 459,6 тыс. рублей).

План по налоговым и неналоговым доходам перевыполнен, поступило 15 374 274,1 тыс. рублей или на 6,9% (+996 311,2 тыс. рублей) выше первоначального и на 2,8% (+417 251,5 тыс. рублей) уточненного плановых значений. В сравнении с 2017 годом указанные доходы увеличились на 6,1% (+878 271,4 тыс. рублей).

4. Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 32 002 218,2 тыс. рублей (98,5% от уточнённых показателей сводной бюджетной росписи (далее – СБР), из них за счёт средств краевого бюджета – 16 543 304,5тыс. рублей (98,8%), местного – 15 458 913,7 тыс. рублей (98,2%). Общий объём неисполненных расходов местного бюджета составил 491 359,6 тыс. рублей (1,5%).

5. Местный бюджет в 2018 году исполнен с дефицитом 59 122,3 тыс. рублей (7,7% от утвержденного значения). Невыполнение планового значения дефицита бюджета сложилось в связи с отсутствием остатков средств на счетах в запланированном объеме и низким уровнем финансирования расходов за счет позднего срока привлечения кредита в сумме 420 000,0 тыс. рублей.

6. Муниципальный долг на 01.01.2019 составил 9 443 906,4 тыс. рублей, снизившись к 2017 году (- 136 093,6 тыс. рублей), но увеличившись к 2016 году (+493 906,4 тыс. рублей).

В ходе проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:

1. Анализ отдельных показателей Прогноза социально-экономического развития МО город Краснодар на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов свидетельствует о его недостаточной взаимоувязке с проектом бюджета, реалистичности и надежности.

2. Первоначальные плановые назначения уточнены по всем видам собственных доходов бюджета (кроме арендной платы за неразграниченные земли) на общую сумму 579 059,7 тыс. рублей. Расхождения плановых назначений более 10% имеют 16 источников из 25, из них 7 -  от 30% и выше.  

По 7 из 10 видов налоговых доходов сложилось существенное (более 10%) перевыполнение первоначальных плановых назначений (+812 986,5 тыс. рублей). Аналогичная ситуация имела место и в 2017 году.

3. Программа приватизации, как и в предыдущие годы, характеризуется значительным количеством внесенных изменений (7), включено 32 объекта, исключено 28.

3 пакета долей МО город Краснодар в уставном капитале ОАО «Курорты и туризм», АО «НЭСК-электросети» и АО «НЭСК» на торги не выставлялись, при этом в отношении АО «НЭСК-электросети» и АО «НЭСК» указанные факты имеют место второй год подряд.

Уровень эффективности торговых процедур составил 4,9% и снизился по отношению к 2017 году (7,6%) в 1,5 раза.

4. Сложившийся уровень дефицита местного бюджета не позволяет оценить его позитивно в условиях необеспеченности расходов бюджета на первоочередные социальные нужды и инфраструктурные потребности собственными доходами и безвозмездными поступлениями.

5. При формировании и исполнении муниципальных программ МО город Краснодар координаторами и исполнителями допущены следующие нарушения и недостатки:

- по 2 программам изменения в программы внесены позднее установленного срока;

- ряд показателей программы имеют низкий уровень взаимоувязки с объемами финансирования мероприятий, выполнение которых они характеризуют;

- плановые значения отдельных целевых показателей установлены некорректно и не соответствуют значениям иных взаимоувязанных показателей;

- отдельные целевые показатели не взаимоувязаны с программными мероприятиями, реализуемыми в отношении муниципального имущества, не зависят от их реализации;

- по 1 программе цели и задачи носят общий характер, целевые показатели относятся к текущей деятельности координатора;

- по 1 программе применена неверная методика расчёта целевых показателей, отсутствует возможность проверки достоверности их достижения;

- по 3 программам Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями не приведен в соответствие с уточненными значениями муниципального задания;

- по 6 программам отчёты об исполнении финансирования содержат недостоверные сведения и арифметические ошибки;

- по 1 программе допущено нецелевое расходование средств субсидии на муниципальное задание;

- по 3 программам наблюдается отсутствие положительной динамики утверждённых плановых значений целевых показателей;

- по 3 программам отмечается значительное (в несколько раз) превышение фактического значения целевых показателей над плановыми, что указывает на недостатки планирования.

6. Порядком разработки муниципальных программ и, соответственно, муниципальными программами не предусмотрены соответствующие методики расчета целевых показателей, отсутствуют указания на конкретные источники получения исходных данных и периодичности расчетов, что приводит к отсутствию четкой регламентации и единого подхода к оценке результатов выполнения программ, необоснованности плановых и некорректности фактических значений показателей.

7. Координатором программы «Комплексное развитие МО в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства» не осуществлялся контроль за своевременным исполнением мероприятий подпрограммы «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций», в результате чего неосвоение средств краевого бюджета (72 765,8 тыс. рублей) влечет риски дополнительного изыскания средств местного бюджета на окончание строительства 5 объектов социальной сферы.

8. Департаментом образования администрации МО город Краснодар продолжена практика неправомерного применения индивидуальных коэффициентов выравнивания.

Дошкольными учреждениями не обеспечено освоение, а Департаментом образования перераспределены на иные цели средства, выделенные для приобретения продуктов питания на общую сумму 221 755,8 тыс. рублей, что указывает на удешевление стоимости продуктов путем приобретения более дешевых аналогов по сравнению с учтенными при расчете финансового обеспечения муниципального задания. Также имеют место факты несоблюдения учреждениями санитарно-эпидемиологических норм питания воспитанников.

189 подведомственными учреждениями не обеспечено достижение качественных показателей муниципальных заданий «Наличие предписаний надзорных органов» (28 СОШ) и «Посещаемость воспитанников» (161 ДОУ).

9. Проведенным анализом реализации мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций установлены риски возврата средств субсидии краевого бюджета, выделенных на указанные цели, в сумме 43 711,2 тыс. рублей.

10. На исполнение судебных решений расходы местного бюджета составили 640 492,7 тыс. рублей, из них неэффективные расходы (пени, штрафы, неустойки, возмещение ущерба и судебных расходов) – 448 573,1 тыс. рублей (70,0%). Не обеспечен возврат в местный бюджет 18 514,2 тыс. рублей, выплата которых осуществлена в 2017 году в пользу физического лица до принятия судебного акта, изменившего взыскателя средств.

Департаментом строительства администрации МО город Краснодар не установлен контроль за принятием подведомственным МКУ «ЕСЗ» мер по регрессному требованию с подрядных организаций, осуществлявших ненадлежащее содержание улично-дорожной сети МО город Краснодар, ущерба на сумму 32 043,5 тыс. рублей, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, из которых судом удовлетворено к восстановлению в местный бюджет лишь 5,2% объема ущерба, оплаченного в отчетном году.

11. Проверками годовой отчетности ГАБС установлены нарушения в части порядка ее составления, неполноты представленных форм отчетности и искажения отдельных показателей, в том числе:

- нарушения порядка и методологии бюджетного учета и отчетности, повлиявшие на достоверность годовой отчетности на сумму 628 327,1 тыс. рублей, не повлиявшие – на сумму 5 801 752,2 тыс. рублей;

- нарушения порядка формирования и согласования показателей Пояснительной записки на сумму 12 597 901,9 тыс. рублей, также не повлиявшие на достоверность отчетности, но при этом оказывающие негативное влияние на ее информативность, внутреннюю согласованность и достоверное представление о финансовом положении субъекта отчетности;

- нарушение порядка проведения инвентаризации в целях составления годовой отчетности или ее полное отсутствие на сумму 23 307 978,7 тыс. рублей, в том числе по объектам незавершенного строительства на сумму  15 258 339,0 тыс. рублей.

12. Выявлены нарушения при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности на сумму 2 957 823,3 тыс. рублей.

Имущество переданных на 01.01.2019 в государственную собственность 42 учреждений здравоохранения не исключено и остается в составе Реестра муниципального имущества на сумму 4 929 680,2 тыс. рублей. Кроме того, имеют место расхождения по отражению имущества указанных учреждений в сводной бухгалтерской отчетности и Реестре в сумме 1 279 175,1 тыс. рублей, которые создают риск затягивания процесса приема-передачи имущества в государственную собственность.

13. Несмотря на начатую работу в МО город Краснодар по сокращению объемов незавершенного строительства, не приняты достаточные меры по его инвентаризации. Не решенными остаются накопленные за ряд лет проблемы по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в связи с:

- отсутствием правоустанавливающих документов на землю или разрешительной документации в начале строительства объектов;

- недостатками в нормативно-правовом регулировании процесса приемки-передачи объектов, созданных за счет средств местного бюджета, в результате чего объекты эксплуатируются без сдачи в эксплуатацию;

- не использованием проектно-изыскательских работ и проектно-сметной документации в дальнейшем строительстве, что ведет к удорожанию строительства и создает риски не достижения ожидаемых результатов по уже произведенным затратам на объекты незавершенного строительства;

- формальным проведением инвентаризации объектов незавершенного строительства, без проведения оценки состояния и соответствия критериям актива, что не позволяет получить полное и достоверное представления о состоянии незавершенных объектов для принятия решения о завершении строительства, реконструкции, консервации, актуализации, списании.

14. Просроченная дебиторская задолженность выросла в 2 раза и составила 3 066 112,9 тыс. рублей (23% в общем объеме), в которой 97% также занимает просроченная дебиторская задолженность по расчетам по доходам.

15. До настоящего времени остаются необеспеченными лимитами бюджетные обязательства, принятые МКУ «ЕСЗ» в периоды 2013-2016 годы, на сумму 683 223,9 тыс. рублей.

На основании изложенного, Контрольно-счетная палата предложила главе МО город Краснодар обязать (в числе прочего):

1. Администрацию МО город Краснодар:

1.1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в заключении по внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета за 2018 год.

1.2. В целях соблюдения принципа достоверности местного бюджета, реалистичности расчета доходов и расходов обеспечить надежность прогнозирования показателей, содержащихся в прогнозах социально-экономического развития МО город Краснодар, внесение изменений в них в случае изменения макроэкономических условий.

1.3. Разработать поэтапный план по сокращению объемов незавершенного строительства, по его инвентаризации в целях получения полного и достоверного представления о состоянии незавершенных объектов для принятия решения о завершении строительства, реконструкции, консервации, списании, принятия решения о дальнейшем использовании.

2. Главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета:

2.1. Обеспечить качественный уровень планирования доходов, основанный на подтверждении достоверности и обоснованности прогнозирования доходов в соответствие со ст.160.1. Бюджетного кодекса РФ. Не допускать утверждение плановых показателей, не подтвержденных прогнозными расчетами и анализом имеющихся рисков.

2.2. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала местного бюджета. На заседаниях межведомственной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджета Краснодарского края по городу Краснодару, местный бюджет рассматривать проблемы вовлечения в налоговый оборот неучтенных земельных участков, неоформленных объектов капитального строительства, и вопросы осуществления в отношении них государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

2.3. Реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе:

- увеличить объем вовлечения в оборот неиспользуемого муниципального имущества;

- рассмотреть возможность приватизации долей участия МО город Краснодар, по которым поступления в местный бюджет в виде дивидендов (части прибыли) отсутствуют либо минимальны;

- обеспечить проведение торговых процедур по пакетам акций АО «НЭСК» и АО «НЭСК – Электросети», ОАО «Курорты и туризм», ОАО "Гостиный двор «Екатеринодар», ЗАО «Южный экспресс, ОАО «Автомир».

3. Главных администраторов бюджетных средств:

3.1. Учесть изложенные в настоящем Заключении замечания, недостатки и нарушения, выявленные в ходе внешней проверки отчетности, принять исчерпывающие меры по их устранению в соответствии с внесенными представлениями, обеспечить соблюдение порядка составления и представления отчетности в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Принять меры по повышению эффективности внутреннего финансового контроля и обеспечить организацию эффективного и системного внутреннего финансового аудита.

3.3. Обеспечить своевременное размещение муниципальных заданий и отчетов об их выполнении по подведомственным учреждениям на официальном Интернет-портале Администрации и городской Думы Краснодара. Установить контроль за своевременным размещением подведомственными учреждениями указанных документов на своих официальных сайтах и на сайте www.bus.gov.ru.

4. Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар, координаторов муниципальных программ:

4.1. Внести изменения в Порядок разработки муниципальных программ и в действующие муниципальные программы, определив соответствующие методики расчета целевых показателей, конкретные источники получения исходных данных и периодичность расчетов.

4.2. При исполнении местного бюджета обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п. 13, 16 Порядка разработки муниципальных программ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

4.3. Обеспечить реалистичность плановых значений целевых показателей муниципальных программ на последующие периоды с учетом ранее достигнутых фактических результатов. Уточнить систему целевых показателей, обеспечив увязку с расходами по соответствующим программным мероприятиям.

4.4. Обеспечить соответствие Прогноза сводных показателей муниципальных заданий (в программах) с уточненными значениями количественных показателей муниципальных заданий в последующие периоды.

4.5. Провести корректировку выявленных нереалистичных плановых значений отдельных качественных показателей выполнения муниципального задания и целевых показателей на последующие периоды с учетом фактически достигнутых результатов.

Вернуться к списку