Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2019 года

26.08.2019 г.

С 29 июля по 23 августа 2019 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2019 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 полугодия 2019 года в числе прочего выявило следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 1 полугодие 2019 года по основным характеристикам составило:

- по доходам – 50,1 % к первоначальным и 37,5% к уточненным плановым назначениям (в объеме 12 245 155,1 тыс. рублей);

- по расходам – 47,6 % к первоначальным и 35,7% к уточненным плановым назначениям (12 028 848,6 тыс. рублей);

- фактически сложился профицит местного бюджета в объеме 216 306,5 тыс. рублей при уточненном плановом размере дефицита в объеме 1 033 360,5 тыс. рублей.

В течение отчетного периода объемы доходов, расходов и дефицита местного бюджета увеличены на 33,6%, 33,5% и 30% соответственно, перераспределено средств на сумму более 2 800 000,0 тыс. рублей, при этом практически все изменения не оформлялись проектами решений городской Думы Краснодара (оформлены таблицами поправок, за исключением перераспределения средств в сумме 115 234,2 тыс. рублей) и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты.

2. Исходя из оценки главных администраторов доходов и департамента финансов, текущего и ожидаемого исполнения по итогам года плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам (в редакции городской Думы Краснодара от 09.08.2019 № 79 п.4) будут перевыполнены в целом на сумму до 1,1 млрд. рублей или на 5,8%, в связи с чем имеются основания для:

- увеличения плановых назначений по 13 видам доходов на общую сумму 1 350 005,4 тыс. рублей;

-  установления плановых назначений по доходам по плате по соглашениям об установлении сервитута не менее фактических поступлений в местный бюджет в объеме 256,4 тыс. рублей;

 - уменьшения плановых назначений по 3 видам доходов на сумму  220 908,6 тыс. рублей.

3. Резервами увеличения доходов местного бюджета по-прежнему остаются:

снижение недоимки по налоговым и неналоговым доходам. По сведениям из информационного ресурса недоимка в консолидированный бюджет Краснодарского края по налоговым платежам на 01.07.2019 составила 4 201,9 млн. рублей;

- снижение задолженности по арендной плате за землю, которая составила 771 742,9 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 67 006,5 тыс. рублей (+9,5%), темпы прироста задолженности опережают уровень ее взыскания, а результативность работы по взысканию снижается;

 - снижение задолженности по арендной плате за имущество, которая составила 211 979,6 тыс. рублей и выросла в 1,2 раза по отношению к началу года, при   наличии потенциала погашения большей части задолженности;

- вовлечение в налогообложение по повышенной ставке (0,7% вместо 0,2%) объектов индивидуального жилищного строительства, используемых в коммерческих целях. На 01.01.2019 (по данным департамента имущественных отношений Краснодарского края) требуют уточнения около 80 тысяч сведений об объектах;

- привлечение инвестиций в экономику города и повышение деловой активности бизнеса, применение мер поддержки, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, включая предоставление муниципального имущества в аренду на льготных условиях;

- проведение работы, направленной на повышение доходов от вовлечения в налогооблагаемый и хозяйственный оборот имущества и земельных участков, в том числе объектов Казны и бесхозяйного имущества (после приема в муниципальную собственность), создания условий для применения ставок земельного налога, соответствующих фактическому использованию.

4. Планируемые доходы от реализации Программы приватизации на 2019 год (установленные в сумме не менее 30 000,0 тыс. рублей), не уточнялись, несмотря на увеличение с начала года количества планируемых к приватизации объектов в 2,9 раза.

5. Сохраняются риски неосвоения бюджетных ассигнований на общую сумму 693 982,6 тыс. рублей, в том числе:

- 189 998,2 тыс. рублей, утвержденных департаменту строительства и ДМС и ГЗ (на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- 4 522,4 тыс. рублей, утвержденных департаменту образования (на предоставление субсидий на содержание и обслуживание новой сети, а также на предоставление субсидии на капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ №74);  

- 401 602,5 тыс. рублей, утвержденных ДГХ и ТЭК (на программные мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства);

- 97 859,5 тыс. рублей, утвержденных департаменту строительства (на программные мероприятия в сфере строительства, развития объектов инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе 43 256,5 тыс. рублей - за счет средств безвозмездных поступлений, поступивших в местный бюджет в 2017-2019 годах).

6. Расходы местного бюджета на исполнение судебных решений составили 199 060,6 тыс. рублей, из них штрафы, пени, проценты за пользование чужими денежными средствами, убытки, возмещение ущерба, судебные расходы (неэффективные расходы) – 92 464,3 тыс. рублей (46,5%).

7. Как и в предшествующие периоды Координаторами программ допущен ряд нарушений и недостатков, в том числе:

- в нарушение требований ст.179 БК РФ, п.32 Решения о местном бюджете на 01.07.2019 объемы финансирования 3 муниципальных программ на 2019 год не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете (отклонение – 1 502 003,1 тыс. рублей);

- в нарушение требований Порядка разработки муниципальных программ в 2 Программы внесены изменения, касающиеся истекших периодов 2017 - 2018 годов, целевые показатели 1 программы на 2021 год не установлены, по отдельным программам целевые показатели не взаимоувязаны с мероприятиями и не зависят от их реализации;

 - не исполнялись мероприятия 3 муниципальных программ. Низкий уровень исполнения (менее 30%) сложился по 6 муниципальным программам;

- допущена недостоверность отчётов об исполнении 11 программ;

- по 2 программам достижения плановых значений целевых показателей реализуется путем корректировки под фактически достигнутые;

- по 1 программе некорректное определение планового значения целевого показателя привело к его значительному перевыполнению;

- по 2 программам прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание услуг не приведен в соответствие с уточненными значениями муниципального задания. Значения 2-х целевых показателей 1 программы не увязаны с показателями муниципальных заданий, 1 целевого показателя установлено без учета ранее достигнутых результатов.

В нарушение п.33 Постановления №7676 изменение нормативных затрат в течение срока выполнения муниципального задания управлением культуры осуществлялось при отсутствии соответствующих изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципальных правовых актах.

В нарушение п.7 Приказа Минфина РФ №86н и п.8 Постановления №7676 муниципальные задания отдельных учреждений (подведомственных 4 ГРБС) не размещены на официальном Интернет-портале Администрации и городской Думы Краснодара.

8. В муниципальном образовании город Краснодар реализуются 4 Национальных проекта (7 Федеральных проектов) с плановым объемом финансирования на 2019 год – 3 103 898,1 тыс. рублей.

9. В рамках мероприятий муниципальных программ, направленных на реализацию Национальных проектов, по заключенным муниципальным контрактам на 2019 год приняты бюджетные обязательства в общей сумме 2 830 706,7 тыс. рублей, денежные – на сумму 1 928 289,0 тыс. рублей, кассовые расходы составили 1 914 610,6 тыс. рублей.

10. Неосвоенные бюджетные ассигнования (в основном, сложившаяся в результате проведения конкурентных процедур экономия) по указанным мероприятиям составляют 5 301,7 тыс. рублей. Также не освоены бюджетные ассигнования по средствам субсидии на сумму 582 518,7 тыс. рублей, бюджетные обязательства приняты на 58%, от объема соглашения, при этом согласно условиям предоставления субсидии, авансирование работ не предусматривается.

11. Во втором квартале отчетного периода значительно улучшилась работа по организации закупок, в 2 раза увеличилась доля размещенных закупок и заключенных муниципальных контрактов по сравнению с предшествующим кварталом. Существенная доля контрактов заключена в результате конкурентных процедур (в том числе аукцион – 67,1 %).

Вместе с тем по отдельным ГРБС и подведомственным им заказчикам наблюдаются низкие темпы осуществления закупок.  С учетом норм п.16 ст. 3, ст. 18, 21 Закона № 44-ФЗ несоответствие СГОЗ и объемов закупок в планах-графиках свидетельствует об отсутствии обоснования не включенных в них закупок, и предположительно, об отсутствии у заказчика потребности в их осуществлении.

12. В связи с несоблюдением подрядными организациями сроков выполнения работ по 5 контрактам (от 40 до 242 дней), и, соответственно, недостижением результатов закупок в установленные сроки, отдельные расходы МКУ «ЕСЗ» и МКУ ««ЦМДДТ» на оплату выполненных работ по незавершенным объектам на общую сумму 227 087,6 тыс. рублей (из них в 2019 году – 105 620,9 тыс. рублей) имеют признаки нерезультативности.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2019 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

Главе муниципального образования город Краснодар поручить (в числе прочего):

1. Департаменту финансов:

1.1. Скорректировать с учетом текущего уровня выполнения плановые назначения по 13 доходным источникам в сторону увеличения на сумму 1 188 090,0 тыс. рублей.

1.2. Скорректировать в сторону уменьшения плановые назначения по 2 доходным источникам на сумму 148 500,0 тыс. рублей.

1.3. Для повышения качества исполнения местного бюджета минимизировать количество принимаемых решений об изменении местного бюджета на основании таблиц поправок.

2. Администрации муниципального образования город Краснодар с учетом сложившейся практики продолжить работу по предоставлению сведений о фактическом использовании объектов ИЖС в качестве объектов коммерческого назначения в целях налогообложения по повышенной ставке.

3. Муниципальным заказчикам:

- принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки, полноте формирования планов-графиков;

- рассмотреть вопрос о перераспределении (сокращении) бюджетных ассигнований по расходам, не включенным в планы-графики;

- исключить риски возникновения нерезультативных расходов, обеспечить контроль за выполнением подрядчиками условий контрактов, применить в соответствии с условиями контрактов меры ответственности к исполнителям, нарушившим сроки их исполнения;

- не допускать нарушений сроков оплаты муниципальных контрактов.

4. Соответствующим ГРБС:

- принять меры по своевременному освоению бюджетных ассигнований, усилить ведомственный контроль за своевременностью освоения лимитов бюджетных обязательств подведомственными учреждениями;

- рассмотреть возможность согласования перераспределения неосвоенных бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию мероприятий Национальных проектов по соглашениям о предоставлении субсидии из краевого бюджета (остатки, сложившихся в основном в результате экономии по торгам) на реализацию аналогичных мероприятий;

- обеспечить контроль за полнотой и своевременностью выполнения работ подрядными организациями по муниципальным контрактам, заключенным в рамках мероприятий, направленных на реализацию Национальных проектов; 

- уточнить потребность в средствах на реализацию мероприятий муниципальных программ с учетом принятых бюджетных обязательств, принять своевременные меры по сокращению либо перераспределению невостребованных бюджетных ассигнований с целью их освоения до конца текущего года;

- учитывая низкое исполнение расходов, принять действенные меры к своевременному принятию бюджетных и денежных обязательств, их оплате;

- обеспечить размещение муниципальных заданий подведомственных учреждений общего и дополнительного образования на официальном Интернет-портале Администрации и городской Думы Краснодара.

5. Координаторам соответствующих Программ:

- обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п.32 Решения о местном бюджете в части приведения муниципальных программ, в соответствие с Решением о местном бюджете;

- провести корректировку сданной в департамент экономического развития недостоверной отчетности о выполнении муниципальных программ и достижении целевых показателей;

- уточнить систему целевых показателей, обеспечив увязку с расходами по соответствующим программным мероприятиям, а также возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в муниципальных программах;

- привести отдельные целевые показатели муниципальных программ, мероприятия которых направлены на реализацию Национальных проектов, в соответствие с целями Национальных проектов;

- обеспечить соответствие Прогноза сводных показателей муниципальных заданий (по программам) с уточненными значениями количественных показателей муниципальных заданий;

- пересмотреть плановые значения отдельных целевых показателей, привести их в соответствие с требованиями Порядка разработки муниципальных программ, с соответствующими мероприятиями программ и объемами финансирования по ним.

Вернуться к списку