Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара, внесенного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2017 № 828

21.06.2017 г.

С 7 по 16 марта 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 № 30 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект Решения).

Доходная часть местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) на 2017 год изменилась за счет увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (прочие субсидии бюджетам городских округов).

Необходимо отметить, что проектом Решения (Приложение 2 «Безвозмездные поступления из краевого бюджета в 2017 году») уменьшены «Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации» на 51 780,0 тыс. рублей при одновременном увеличении на эту же сумму «Субвенций бюджетам городских округов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений». Указанное перераспределение не отражено в пояснительной записке к проекту Решения.

Экспертизой установлено:

Пунктом 1 таблицы поправок, внесенных главой МО город Краснодар к проекту решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 № 30 п.4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (на заседание городской Думы Краснодара 16.02.2017) указано перераспределить расходы по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан между федеральными и краевыми средствами на сумму 32 218,7 тыс. рублей, а также дополнить проект Решения соответствующими приложениями, включающими изменения по доходам и расходам местного бюджета за счет безвозмездных поступлений из краевого бюджета.

Однако, решением городской Думы Краснодара от 16.02.2017 № 32 п.3 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п.4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» соответствующие изменения в приложение № 4 «Безвозмездные поступления из краевого бюджета в 2017 году» к решению городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п.4 внесены не были.

Всего доходов на 2017 год до внесения изменений – 22 889 758,3 тыс. рублей.

Всего доходов на 2017 год после внесения изменений – 22 910 269,9 тыс. рублей.

Доходы планового периода 2018 и 2019 годов остались без изменений:

- 2018 год  –  22 323 427,6 тыс. рублей;

- 2019 год  –  22 843 051,9 тыс. рублей.

Расходная часть местного бюджета на 2017 год в части расходов, исполняемых за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, увеличилась на 20 511,6 тыс. рублей.

Проектом Решения увеличены «Субсидии на организацию газоснабжения населения (поселений)» на 26 621,7 тыс. рублей и уменьшены «Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» (общее образование) на 6 110,1 тыс. рублей. Перераспределение средств между подразделами 0701 «Дошкольное образование» и 0702 «Общее образование» в сумме 257 068,1 тыс. рублей в пояснительной записке к проекту Решения не отражено.

Экспертизой установлено, что указанное перераспределение связано с исправлением ошибки, допущенной в решении городской Думы Краснодара от 26.01.2017 № 31 п.2 (Приложение 10 «Расходы за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета в 2017 году в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов») при внесении изменений на основании таблицы поправок (на заседание городской Думы Краснодара 26.01.2017).

Расходы на 2017 год без учёта межбюджетных трансфертов составили:

– до внесения изменений – 8 639 749,0 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 8 660 260,6 тыс. рублей.

Расходы планового периода 2018 и 2019 годов остались без изменений:

- 2018 год  –  8 061 861,2 тыс. рублей;

- 2019 год  –  8 066 357,3 тыс. рублей.

Проектом Решения предусмотрены межбюджетные субсидии из краевого бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в общей сумме 575 784,7 тыс. рублей (на условиях софинансирования расходов):

- развитие общественной инфраструктуры муниципального значения – 549 163,0 тыс. рублей (в соответствии с соглашениями между МО город Краснодар и департаментом строительства Краснодарского края предусмотрены расходы на проектирование и строительство СОШ по ул. Наримановской в х. Ленина г. Краснодара и приобретение двух дошкольных образовательных учреждений);

- организация газоснабжения населения (поселений) – 26 621,7 тыс. рублей (в соответствии с приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.12.2016 №451 предусмотрены расходы по газификации жилых домов жилого массива 1-го отделения ОПХ «Колос», газоснабжению пос. Плодородный).

При этом, в нарушение п.3 ст. 79.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий,  не утверждены в Проекте решения раздельно по каждому объекту.

Изменения в расходную часть местного бюджета на 2017 год (без учёта расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета) вносятся в части перераспределения ассигнований между кодами бюджетной классификации, главными распорядителями бюджетных средств, а также программными и непрограммными расходами.

Проектом Решения предлагается перераспределить бюджетные ассигнования в сумме 59 747,4 тыс. рублей, предусмотренные в местном бюджете на выполнение решений судебных органов, между департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар) и главными распорядителями бюджетных средств.

В ходе экспертизы изучены документы, подтверждающие необходимость расходов на оплату решений судебных органов. Основания для указанных расходов имеются. В общей сумме расходов на оплату решений судебных органов, предлагаемой к перераспределению, судебные издержки, проценты за пользование чужими средствами, неустойки составляют провизорно 6 520,5 тыс. рублей.

Анализом представленных судебных решений установлено, что основная причина взыскания средств – несоблюдение заказчиками условий муниципальных контрактов (договоров) в части сроков оплаты выполненных работ и услуг, поставленных товаров.

Анализом представленных материалов в обоснование предлагаемых проектом Решения перераспределений бюджетных ассигнований установлено, что предложения отдельных ГРБС (департамент строительства, управление гражданской защиты, департамент образования) не содержат оснований для уменьшения утвержденных расходов.

Так, не представлены расчёты по обоснованию уменьшения расходов местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальных программ «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства», «Обеспечение защиты населения и территории муниципального образования город Краснодар от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время»:

- «Проектирование и строительство СОШ по ул. Наримановской» – на 104,7 тыс. рублей;

- «Обеспечение деятельности МКУ муниципального образования город Краснодар ПАСС «Служба спасения» (питание спасателей, спасателей-пожарных) – на 619,2 тыс. рублей.

По представленному проекту Решения расходы на 2017 год без учёта межбюджетных трансфертов составили:

– до внесения изменений – 15 611 168,8 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 15 740 007,3 тыс. рублей.

Всего расходы местного бюджета на 2017 год составили:

– до внесения изменений – 24 250 917,8 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 24 400 267,9 тыс. рублей.

Согласно проекту Решения увеличивается дефицит местного бюджета с  1 361 159,5 тыс. рублей до 1 489 998,0 тыс. рублей (+128 838,5 тыс. рублей).

Согласно пояснительной записки к проекту Решения, планируемое увеличение источников финансирования дефицита местного бюджета по коду «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов» на 128 838,5 тыс. рублей обусловлено направлением остатков средств местного бюджета, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, на погашение кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2017 за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Справочно: в соответствии с балансом исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по МО город Краснодар на 01.01.2017, средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства составляли 206 356,4 тыс. рублей. Решением городской Думы Краснодара от 16.02.2017 № 32 п.3 часть указанных средств (в объёме 61 159,5 тыс. рублей) была направлена на погашение кредиторской задолженности.

Пунктом 26 решения городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п.4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено  направление остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года на:

- покрытие временных кассовых разрывов в текущем финансовом году в объёме, необходимом для их покрытия;

- увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключённых от имени МО город Краснодар муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчётном финансовом году, в объёме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случае осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги указанных муниципальных контрактов в установленном законодательством порядке в отчётном финансовом году.

Планируемое проектом Решения направление остатков средств местного бюджета в сумме 128 838,5 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности не противоречит положениям бюджетного законодательства РФ.

Следует отметить, что по-прежнему основным источником финансирования дефицита местного бюджета на 2017 год являются средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, поступление которых не подтверждено программой приватизации объектов муниципальной собственности МО город Краснодар на 2017 год, утвержденной решением городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п. 20 (далее – Программа приватизации). Данной Программой приватизации по состоянию на 14.03.2017 не предусмотрена приватизация акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала данный факт и рекомендовала в целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета скорректировать источники финансирования дефицита бюджета с учетом реалистичности их исполнения.

Планом мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счетной палаты (подготовлен департаментом финансов и утвержден главой МО город Краснодар 27.01.2017)  предусмотрено в 1 квартале 2017 года доработать Программу приватизации и скорректировать доходы от реализации материальных и нематериальных активов и источники финансирования дефицита бюджета. Согласно представленному проекту Решения, указанные рекомендации до настоящего времени не выполнены.

Выводы и рекомендации:

Контрольно-счётная палата муниципального образования город Краснодар считает возможным рассмотреть проект решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 № 30 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с учётом следующих рекомендаций:

- в целях обеспечения сбалансированности местного бюджета на 2017 год, учитывая нереалистичность источника финансирования дефицита бюджета на сумму 1 100 000,0 тыс. рублей (средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ), в срок до 01.04.2017 скорректировать в сторону уменьшения дефицит бюджета;

- отражать в пояснительных записках к проектам решений городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара «О местном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период» изменение плановых назначений по всем доходным источникам;

- утвердить бюджетные ассигнования (межбюджетные субсидии краевого бюджета) на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности раздельно по каждому объекту;

- внесение изменений в решение городской Думы Краснодара «О местном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период» осуществлять при наличии обоснованных расчётов главных распорядителей средств местного бюджета, как в части увеличения расходов, так и в части их уменьшения.

Вернуться к списку