Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2016 год

10.04.2017 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 10 марта 2017 года по 7 апреля 2017 года проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2016 год.

В ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета проведены:

- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО  город Краснодар);

- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета на 2016 год;

- проверка полноты и достоверности годовой бюджетной отчетности;

- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности;

- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2016 год;

- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2016 год;

- анализ дефицита местного бюджета и источники внутреннего его финансирования;

-  анализ  муниципального долга и расходов на его обслуживание;

- оценка полноты выполнения объектами контроля рекомендаций Контрольно-счетной палаты, сформированных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий.

 По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год в числе прочего установлено следующее:

1. В ходе исполнения местного бюджета администрацией МО город Краснодар в 2016 году проведена определенная работа, направленная на реализацию задач и приоритетов Основных направлений бюджетной и Основных направлений налоговой политики на 2016 – 2018 годы, в том числе:

- соблюдены требования и ограничения, установленные бюджетным законодательством РФ;

- обеспечено увеличение поступлений доходов местного бюджета на 5,6% (+1 224 414,0 тыс. рублей), в том числе за счет роста налоговых доходов на 6,9% (+699 793,5 тыс. рублей), безвозмездных поступлений на 5,3% (+495 881,9 тыс. рублей), неналоговых доходов на 1,2% (+28 738,6 тыс. рублей);

- сохранена социальная направленность бюджетных расходов.

2. Консолидированная отчетность составлена департаментом финансов администрации МО город Краснодар (далее – Департаментом финансов) в соответствии с действующим законодательством по бюджетному учету и отчетности и представлена в установленные сроки.

Данные, представленные в Консолидированной отчетности, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) и их подведомственных учреждений. Контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности соблюдены.

3. Доходы местного бюджета составили 23 283 143,0 тыс. рублей, что на 2,5% (–595 542,6 тыс. рублей) меньше утвержденного значения. Объём налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по сравнению с 2015 годом увеличился на 5,8% (+728 532,2 тыс. рублей) и составил 13 359 924,2 тыс. рублей.

4. Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 24 505 162,3 тыс. рублей или 89,8% уточнённых показателей сводной бюджетной росписи (далее – СБР).

Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, направленных на социальную сферу, составил 14 438 793,2 тыс. рублей или 58,9% в структуре исполненных расходов.

5. Местный бюджет исполнен с дефицитом 1 222 019,3 тыс. рублей, что составляет 36,0% от утвержденного значения.

Исполнение бюджетного дефицита ниже запланированного значения обусловлено низким уровнем исполнения расходов местного бюджета (89,8%) и отсутствием источников финансирования дефицита бюджета.      

6. Муниципальный долг на 01.01.2017 составил 8 950 000,0 тыс. рублей и в сравнении с 2015 годом вырос на 17,5% (+1 335 005,0 тыс. рублей). Анализ динамики темпов роста объема муниципального долга свидетельствует о дальнейшем росте уровня долга МО город Краснодар и отсутствии предпосылок для его снижения в среднесрочной перспективе.

В ходе проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:

1. Ряд задач и приоритетов, отраженных в Основных направлениях бюджетной и Основных направлениях налоговой политики на 2016 – 2018 годы, реализован не в полном объеме.

2. Исполнение доходной части местного бюджета, как и в предыдущие годы, характеризуется большим количеством внесённых изменений (12 раз), при этом, значительная часть изменений (70,3% или на сумму 1 906 493,8 тыс. рублей) внесена таблицами поправок и не прошла в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты.

3. В отчетном финансовом году по-прежнему отмечается нереалистичность первоначальных планов по доходным источникам местного бюджета, что привело в ходе исполнения бюджета к уточнению объёма практически по всем видам доходов (по 20 из 23) на общую сумму 415 424,2 тыс. рублей.

4. В отчетном финансовом году не решена в полной мере задача повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности, а также полноты и достоверности ведения Реестра муниципального имущества.

5. Недоимка по налогам, зачисляемым в местный бюджет, выросла на 20,1% (+167 134,0 тыс. рублей) и по состоянию на 01.01.2017 составила 998 429,0 тыс. рублей.

Задолженность по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество выросла на 16,1% и 30,3%, соответственно, и составила по состоянию на 01.01.2017 – 628 707,7 тыс. рублей и 53 774,1 тыс. рублей, соответственно.

6. В составе источников финансирования дефицита местного бюджета утверждены поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности бюджетов городских округов, в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, при этом, программа приватизации объектов муниципальной собственности на 2016 год не предусматривала приватизацию акций и иных форм участия в капитале.

Итоги исполнения местного бюджета по данному виду источников финансирования дефицита бюджета свидетельствуют о ненадлежащем исполнении бюджетных полномочий главным администратором источников финансирования дефицита бюджета (департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар (далее – ДМС и ГЗ)), установленных ст.160.2 БК РФ, в части планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, а также обеспечения их поступлений в бюджет.

7. Общий объём неисполненных расходов местного бюджета составил 2 772 470,0 тыс. рублей (10,2%). Девять ГРБС исполнили расходы на 95,0% - 100,0%, восемь ГРБС на 90,0% - 95,0%, четыре ГРБС на 85% - 90%. Низкий уровень исполнения (менее 80,0%) сложился по департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар (78,1%).

Низкий уровень кассового исполнения, в основном, связан с неисполнением Департаментом финансов поданных заявок ГРБС, а также непринятием своевременных мер по перераспределению избыточно запланированных расходов, экономии, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур и т.п.

8. В нарушение п.3 ст. 219, ст.162 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) департаментом транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО город Краснодар приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 78 145,7 тыс. рублей.

9. Отсутствие стратегических приоритетов в планировании закупок в условиях ограниченности финансовых ресурсов приводит к наращиванию объемов незавершенного строительства и риску нерезультативных расходов на закупки.

10. Анализ формирования и исполнения муниципальных программ выявил ряд недостатков, из них:

- плановые значения отдельных целевых показателей муниципальных программ скорректированы под достигнутые показатели. Производимая корректировка плановых назначений целевых показателей «под результат», без внесения соответствующих изменений в объём финансирования, свидетельствует о формальном управлении программами, искажает реальную картину об их результативности;

- по отдельным муниципальным программам данные отчетов об их исполнении недостоверны (не соответствуют данным годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год);

- целевые показатели в ряде случаев не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации, не всегда достаточны для объективной оценки эффективности реализации программ, что не позволяет провести корректную оценку эффективности и результативности её реализации;

- отдельные муниципальные программы не приведены в соответствие с Порядком разработки муниципальных программ в части дополнения целевыми показателями, утвержденными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2010 №96 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Краснодарском крае».

11. Проверками годовой отчетности отдельных ГАБС установлены нарушения порядка ее составления, неполнота представленных форм отчетности и искажение отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность, информативность отчетности и достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

12. Выявлены нарушения учета и отчетности, повлиявшие на ее достоверность на общую сумму 227 623,6 тыс. рублей, из них:

- отражены в учете и отчетности земельные участки, не принадлежащие на праве постоянного бессрочного пользования, стоимостью 27 275,7 тыс. рублей;

- не отражены в учете и отчетности:

- показатели дебиторской задолженности в составе просроченной в сумме 164 904,6 тыс. рублей;

- списанное и не утилизированное в отчетном периоде имущество, стоимостью 27 318,2 тыс. рублей;

- полученное в безвозмездное и возмездное пользование имущество, стоимостью 4 479,2 тыс. рублей;

- безвозмездно переданное имущество, стоимостью 480,1 тыс. рублей.

- показатели неисполненных денежных обязательств по исполнительному листу в сумме 3 165,8 тыс. рублей.

13. Выявлены нарушения учета и отчетности, не повлиявшие на ее достоверность на сумму 563 595,3 тыс. рублей, из них:

- не увеличена первоначальная стоимость объекта после реконструкции, а также не переданы балансодержателю затраты в сумме 213 099,0 тыс. рублей;

- приняты к учету первичные документы, являющиеся основанием для отражения хозяйственной операции (акты приема-передачи нежилых помещений, договоры аренды), которые не содержат стоимости полученного в пользование имущества, также не подтвержден первичными документами факт хозяйственной жизни по использованию имущества стоимостью 116 405,4 тыс. рублей;

- не отражены причины отклонений уточненных бюджетных назначений по расходам от первоначально утвержденных - на сумму 27 868,5 тыс. рублей;

- не отражена информация о расхождении показателей отчетности по согласующимся формам на сумму 16 730,4 тыс. рублей;

- допущено 70 случаев нарушений и недостатков по заполнению Пояснительной записки, в том числе отсутствие отдельных форм, неполное заполнение таблиц, отсутствие информации, характеризующей показатели отчетности;

- в Учетную политику не внесены изменения в соответствии с изменениями действующего законодательства.

- не проведена перед составлением годовой отчетности в установленном порядке инвентаризация имущества и финансовых обязательств на сумму 189 492,6 тыс. рублей;

- не соблюдаются требования ст. 160.2-1 БК РФ об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

14. Выявлены нарушения при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности на сумму 4 631 291,6 тыс. рублей:

- не включено в Реестр муниципального имущества имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или постоянного бессрочного пользования стоимостью 190 527,9 тыс. рублей;

- правообладателем не представлены сведения в Реестр муниципального имущества об изменении стоимости имущества, правообладателя, в результате допущены расхождения сведений по имуществу стоимостью 4 427 024,7 тыс. рублей;

- не зарегистрировано право оперативного управления на недвижимое имущество стоимостью 10 508,7 тыс. рублей;

- неэффективно используется муниципальное имущество стоимостью 2 362,1 тыс. рублей, а также списано без распорядительного документа имущество стоимостью 868,2 тыс. рублей.

15. Объем незавершенного строительства по состоянию на 01.01.2017 составил 15 054 434,3 тыс. рублей. Основными причинами значительного объема незавершенного строительства продолжает оставаться отсутствие приоритетов в инвестиционной политике МО город Краснодар при осуществлении строительства, несвоевременное введение в эксплуатацию завершенных объектов, отсутствие капитальных вложений для завершения начатых объектов, выполнение проектных работ без дальнейшего использования их в строительстве.

Выполнение проектно-изыскательских работ и изготовление проектно-сметной документации на сумму 1 424 661,9 тыс. рублей не нашли  дальнейшего использования в строительстве и не привели к достижению результата в нарушение принципа эффективности, установленного ст.34 БК РФ.

На содержание не сданных в эксплуатацию и не учтенных в составе основных средств объектов израсходованы бюджетные средства в сумме 18 007,1 тыс. рублей.

16. Объем кредиторской задолженности по МО город Краснодар по сравнению с предыдущим отчетным периодом снизился на 21% и составил 5 250 499,9 тыс. рублей тыс. рублей (просроченная – 2 329 213,9 тыс. рублей), из них:

- по принятым обязательствам – 3 865 823,8 тыс. рублей, в том числе просроченная кредиторская задолженность - 2 329 213,9 тыс. рублей, из которой 57% сформирована в 2016 году, 43% - в период 2008-2015 годы.

Основная причина возникновения просроченной кредиторской задолженности - отсутствие средств для оплаты товаров, работ, услуг в связи с нереалистичным планированием доходной и расходной части бюджета и источников финансирования дефицита.

Допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 1 497 896,4 тыс. рублей, в том числе в сумме 12 581,3 тыс. рублей в связи с уменьшением бюджетных ассигнований после принятия бюджетных обязательств.

По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год Контрольно-счетной палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:

  1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в настоящем Заключении.
  2. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации поставленных задач, а также снижение долговой нагрузки на местный бюджет и объема муниципального долга.       
  3. Обеспечить повышение эффективности управления муниципальными финансами, качества планирования местного бюджета, а также уровня финансовой дисциплины его исполнения. Не допускать утверждение плановых показателей, не подтвержденных прогнозными расчетами и анализом имеющихся рисков.
  4. Провести анализ имеющихся резервов для пополнения бюджета МО город Краснодара от использования имущества и земельных ресурсов с целью их мобилизации. Установить целевые показатели эффективности использования имущества казны по вовлечению в оборот иного имущества (бесхозяйное имущество, неразграниченные земли).
  5. Повысить эффективность взаимодействия с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов, направленного на полноту поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет и сокращение недоимки по налоговым доходам и задолженности по арендным платежам.
  6. Главным администраторам источников финансирования дефицита местного бюджета в целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета, а также обеспечения его исполнимости, осуществлять планирование источников финансирования дефицита местного бюджета с учетом реалистичности их исполнения.
  7. Обеспечить проведение обоснованной и взвешенной политики по управлению муниципальным долгом, в первую очередь предусматривающей снижение фактической долговой нагрузки на местный бюджет, сокращение расходов на обслуживание муниципального долга, формирование равномерного графика погашения долга с целью снижения рисков по погашению долговых обязательств в среднесрочной перспективе.
  8. Применить меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим своими действиями (бездействиями) нарушение бюджетного законодательства в части принятия расходных обязательств сверх утвержденных лимитов.
  9. Принять меры к соблюдению принципов открытости и прозрачности информации, ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок. Во избежание нерезультативных расходов на закупки обеспечить формирование стратегических приоритетов при планировании расходов на закупки, осуществлении закупок и исполнении заключенных контрактов.
  10. Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка разработки муниципальных программ. Усовершенствовать Методику оценки эффективности реализации муниципальных программ с учётом соответствующего нормативно-правового регулирования федерального и регионального уровней. Координаторам муниципальных программ обеспечить достоверность отчетов и докладов о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности их реализации.
  11. ГАБС обеспечить соблюдение порядка составления и предоставления отчетности в соответствии с действующим законодательством, усилить контроль за качеством бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе подведомственных учреждений. Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений в учете и отчетности за 2016 год.
  12. В целях устранения расхождений сведений, достоверного и полного учета в Реестре муниципального имущества, обеспечить взаимодействие ДМС и ГЗ с правообладателями имущества, переданного на праве постоянного бессрочного пользования и оперативного управления.
  13. Принять меры по улучшению качества формирования муниципальных заданий и расчета их финансового обеспечения. Обеспечить в полном объеме финансирование субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и на иные цели.
  14. Обеспечить погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 01.01.2017. Принять меры по недопущению роста кредиторской задолженности.
Вернуться к списку