Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара, внесенного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 10.05.2017 № 1837

17.05.2017 г.

С 11 по 16 мая 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 № 30 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект Решения).

Доходная часть местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) на 2017 год изменилась за счет увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (прочие субсидии бюджетам городских округов). Доходы местного бюджета на 2017 год увеличены в целом по коду «Безвозмездные поступления» на сумму 1 211 597,0 тыс. рублей.

Всего доходов на 2017 год до внесения изменений – 27 415 826,4 тыс. рублей. Всего доходов на 2017 год после внесения изменений – 28 627 423,4 тыс. рублей.

Доходная часть местного бюджета на плановый период 2018 и 2019 годов осталась без изменений, составив:

- 2018 год  –  23 017 004,1 тыс. рублей;

- 2019 год  –  22 834 650,9 тыс. рублей.

Расходная часть местного бюджета на 2017 год в части расходов, исполняемых за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, увеличилась на 1 211 597,0 тыс. рублей.

Общий объём расходов, исполняемых за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, в 2017 году составил:

– до внесения изменений – 13 180 649,3 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 14 392 246,3 тыс. рублей.

Расходная часть местного бюджета в части расходов, исполняемых за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, на плановый период 2018 и 2019 годов осталась без изменений, составив:

- в 2018 году – 8 755 437,7 тыс. рублей;

- в 2019 году – 8 057 956,3 тыс. рублей.

Изменения в расходную часть местного бюджета на 2017 год (без учёта расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета) вносятся в части перераспределения ассигнований между кодами бюджетной классификации, главными распорядителями бюджетных средств, а также программными и непрограммными расходами.

Проектом Решения предлагается перераспределить бюджетные ассигнования в сумме 56 806,8 тыс. рублей, предусмотренные в местном бюджете на выполнение решений судебных органов, между департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар и рядом главных распорядителей бюджетных средств.

Анализом представленных судебных решений установлено, что основная причина взыскания средств – несоблюдение муниципальными заказчиками условий муниципальных контрактов (договоров) в части сроков оплаты выполненных работ и услуг, поставленных товаров, а также возмещение ущерба и др. В общей сумме расходов на оплату решений судебных органов, предлагаемой к перераспределению, судебные издержки, проценты за пользование чужими средствами, неустойки составляют, провизорно, 4 412,4 тыс. рублей.

В ходе экспертизы Контрольно-счетной палатой в числе прочего установлено следующее:

1. Проектом Решения предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований департаменту строительства администрации МО город Краснодар на сумму 920,0 тыс.рублей на уплату административных штрафов МКУ «Единая служба заказчика» по ст. 9.13 и 12.34 КоАП РФ (20,0 и 900,0 тыс.рублей (или 1 и 3 случая), соответственно). При этом, административное правонарушение по ст. 12.34 КоАП РФ допущено в результате несоответствующего содержания автомобильных дорог, приведших к дорожно-транспортным происшествиям (наезды на выбоины в дорожном покрытии проезжей части размерами, превышающие предельно-допустимые).

Необходимо отметить, что содержание улично-дорожной сети города Краснодара осуществляется в рамках муниципальных контрактов, по условиям которых «подрядчик принимает на себя обязанность за свой счет возмещать материальный ущерб, моральный вред, выплачивать административные штрафы и т.д. по обязательствам перед третьими лицами, возникающие вследствие выполнения (в том числе с ненадлежащим качеством) или невыполнения им работ в соответствии с условиями муниципального контракта.

В случае предъявления Муниципальному заказчику требований по возмещению материального ущерба, причиненного третьим лицам по вине Подрядчика, Подрядчик несет ответственность перед третьими лицами или компенсирует Муниципальному Заказчику размер взысканных с него в пользу третьих лиц убытков, причиненных ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, в соответствии с действующим  законодательством  Российской Федерации».

Исходя из изложенного, МКУ «Единая служба заказчика» обязано воспользоваться правом регрессного требования к исполнителям, не выполнившим указанные условия муниципальных контрактов. 

2. Проектом Решения предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований отдельным ГРБС на исполнение судебных решений по уплате причиненного вреда гражданам (в результате ДТП, падения деревьев и т.д.). Необходимо отметить, что  в соответствии со ст. 1081 ГК РФ муниципальное образование имеет право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

3. Как показал выборочный анализ судебных решений, на исполнение которых проектом Решения предусмотрено выделение бюджетных ассигнований (в отношении казенных учреждений и администрации МО город Краснодар) в 28 случаях с общей суммой взыскания 33 209,8 тыс.рублей главные распорядители бюджетных средств не представляли в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ, не всегда обеспечивали присутствие своего представителя при привлечении их судами в качестве третьих лиц,  в отдельных случаях представителем администрации МО город Краснодар выступали Департамент финансов и (или) Правовое управление.  В таких ситуациях не обеспечивается  выполнение главными распорядителями бюджетных средств требований п. 4 ст. 242.2 БК РФ.

В 16 случаях ответчики в суды не являлись, в  27 случаях  отсутствовали представители администрации МО город Краснодар.

Указанные факты свидетельствуют о недостаточной эффективности работы администрации МО город Краснодар по защите интересов МО город Краснодар  в судебных инстанциях, неполном выполнении главными распорядителями бюджетных средств  бюджетных полномочий.

Расходы на 2017 год без учёта межбюджетных трансфертов составили:

– до внесения изменений – 15 726 115,8 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 15 726 115,8 тыс. рублей.

Всего расходы муниципального образования город Краснодар составили:

– до внесения изменений – 28 906 765,1 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 30 118 362,1 тыс. рублей.

Дефицит местного бюджета на 2017 год согласно проекту Решения, остался без изменений и составил 1 490 938,7 тыс. рублей.

Согласно Проекту решения предельный объем муниципального долга на 2017 год остался без изменений. Вместе с тем, утвержденный Решением о местном бюджете (в ред. от 23.03.2017) предельный объем муниципального долга на 2017 год в сумме 16 535 000,0 тыс. рублей превышает ограничения, установленные п.3 ст.107 БК РФ, в том числе, с учетом положений п.9 ст.7 Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", на 13 238,7 тыс. рублей.

В связи с вышеизложенным Контрольно-счетная палата предлагает администрации МО город Краснодар (в числе прочего):

  1. Обязать главных распорядителей бюджетных средств неукоснительно исполнять требования п. 3 статьи 158 БК РФ, п. 4, п.5 ст. 242.2 БК РФ.
  2. Рассмотреть необходимость дополнительного правового регулирования защиты интересов МО город Краснодар в суде по искам об обращении взыскания на средства местного бюджета с целью  определения порядка предъявления регрессных  требований на основании пункта 3.1 статьи 1081 ГК РФ с учетом  опыта администрации Краснодарского края, а также по обязательному использованию права муниципальных заказчиков по предъявлению  таких требований к исполнителям муниципальных контрактов, в случае, если невыполнение (некачественное, не в полном объеме) ими условий контрактов привели к ущербу, либо дополнительным расходам местного бюджета.
  3. МКУ «Единая служба заказчика» принять меры к обеспечению регрессных требований к исполнителям муниципальных контрактов, не обеспечивших выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения, приведших к обременению местного бюджета дополнительными расходами.
  4. Привести предельный объем муниципального долга МО город Краснодар на 2017 год в соответствие с требованиями бюджетного законодательства РФ (п.3 ст.107 БК РФ).
Вернуться к списку