Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2021 года

17.09.2021 г.

Со 2 августа по 7 сентября 2021 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2021 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 полугодия 2021 года в числе прочего выявило следующее:

  1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 1 полугодие 2021 года по основным характеристикам составило:

- по доходам – 50,4% (18 794 774,1 тыс. рублей) к уточненному плану и 55,5% к первоначальному плану;

- по расходам – 42,7% (17 989 684,1 тыс. рублей) к уточненному плану и 50,6% к первоначальному плану;

- профицит местного бюджета – 805 090,0 тыс. рублей при плановом объеме дефицита 4 782 272,3 тыс. рублей.

  1. 2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 7 раз. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 10,3% (+3 473 356,7 тыс. рублей) и 18,4% (+6 554 290,5 тыс. рублей), соответственно, объем дефицита увеличен на 3 080 933,8 тыс. рублей.

При этом увеличение объёма доходов местного бюджета на сумму 3 046 955,3 тыс. рублей (или 87,7% от объёма корректировки), из них по налоговым и неналоговым доходам на сумму 1 024 049,0 (или 75,2% от объёма корректировки), произведено на основании таблиц поправок (без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения экспертиз Контрольно-счётной палаты).

  1. Доходы местного бюджета исполнены:

- по налоговым доходам – 8 599 026,5 тыс. рублей (51,5% от уточненного и 54,6% первоначального плана);

- по неналоговым доходам – 1 136 642,4 тыс. рублей (57,0% от уточненного плана и 72,2% от первоначального);

- по безвозмездным поступлениям – 9 059 105,2 тыс. рублей (48,7% от уточненного плана и 54,9% от первоначального).

Перевыполнение и высокий уровень исполнения бюджетных назначений отмечается по 11 из 24 доходных источников: плате по соглашениям об установлении сервитута (в 44,6 раз), доходам в виде прибыли или дивидендов по акциям (в 9,4 раза), ЕСХН (112,4%), штрафам (90,4%), налогу на прибыль (78,2%), доходам от сдачи в аренду имущества (78,1%), ПСН (77,0%), УСН (69,9%), плате за негативное воздействие (60,1%), арендной плате за муниципальные земли (58,4%), прочим доходам от использования имущества и прав (56,3%).

Низкий уровень исполнения бюджетных назначений (с учетом кассового плана) отмечается по доходам от парковок (5,5%), арендной плате за федеральные земли (31,0%), налогу на имущество организаций (37,1%) (3 из 24 доходных источника).

  1. По результатам анализа фактического и ожидаемого исполнения доходов бюджета (с учетом оценки главных администраторов доходов и департамента финансов) установлено, что исполнение годовых плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с перевыполнением на 5,9% (+ 1 108 400,0 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников установленный план может быть как не выполнен, так и перевыполнен, в связи с чем имеются основания для:

- увеличения плановых назначений по 5 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 1 096 000,0 тыс. рублей;

- увеличения плановых назначений по 7 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 162 900,0 тыс. рублей.

- уменьшения плановых назначений по 3 видам налоговых доходов на сумму не менее 140 000,0 тыс. рублей;

- уменьшения плановых назначений по 2 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 10 500,0 тыс. рублей.

  1. В рамках исполнения Программы приватизации реализовано 2 объекта из 13 на общую сумму 1 444,0 тыс. рублей (без НДС), в том числе 1 объект продан в порядке реализации преимущественного права по стоимости 599,0 тыс. рублей и 1 объект путем проведения аукциона на сумму 845,0 тыс. рублей.
  2. Увеличение планового объема дефицита на текущий год (+3 080 933,8 тыс. рублей) обусловлено уточнением плановых назначений расходной части бюджета, финансируемых за счет остатка собственных средств бюджета.

Местный бюджет исполнен с профицитом в объеме 805 090,0 тыс. рублей, на что повлияли:

 - погашение коммерческого кредита в объеме 1 100 000,0 тыс. рублей за счет за счет остатков собственных средств бюджета;

- превышение темпов поступления доходов (50,4%) над исполнением расходов (42,7%). 

Программа приватизации на 2021 год в результате внесенных изменений содержит долю МО город Краснодар в уставном капитале ОАО «Гостиный двор «Екатеринодар» номинальной стоимостью более 182 млн. рублей, но в качестве источников финансирования дефицита бюджета они не учтены (торги не объявлялись).

  1. Муниципальный долг на 01.07.2021 составил 7 463 000,0 тыс. рублей, снизившись с начала 2021 года на 12,8% (- 1 100 000,0 тыс. рублей). Структура муниципального долга на 01.07.2021 имеет оптимальное соотношение долговых обязательств (бюджетные заимствования составляют 50,5%).
  2. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.07.2021 составили 149 937,9 тыс. рублей или 22,8% от утвержденного объема (657 599,1 тыс. рублей), незначительно увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (+ 11 876,3 тыс. рублей). С учетом оценки исполнения расходов на обслуживание муниципального долга на второе полугодие потенциал их снижения составляет не менее 280 000,0 тыс. рублей.
  3. Программа муниципальных заимствований в 1 полугодии 2021 года исполнялась только в части досрочного погашения в мае 2021 года коммерческого кредита ПАО «Сбербанк России» в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей с процентной ставкой 5,25% годовых за счет остатков собственных средств бюджета. В остальной части кредиты, как бюджетные, так и кредитных организаций, не привлекались и не погашались.
  4. Исполнение расходной части местного бюджета составило 17 989 684,1 тыс. рублей или 42,7% от плана, в том числе за счёт средств вышестоящих бюджетов – 9006904,3 тыс. рублей (48,4%), местного бюджета – 8 982 779,8 тыс. рублей (38,3%).
  5. Первоначально объём расходов на 2021 год утвержден в сумме 35 537 193,5 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов – 16 503 722,0 тыс. рублей. Уточненный план по расходам составил 42 091 484,0 тыс. рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов – 18 615 550,3 тыс. рублей.

Объемы расходов местного бюджета увеличены на 18,4% к первоначальным назначениям (+6 554 290,5 тыс. рублей). В части расходов без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения соответствующих экспертиз Контрольно-счётной палаты увеличены бюджетные ассигнования за счёт средств местного бюджета на сумму 2 490 951,0 тыс. рублей, а также перераспределены бюджетные ассигнования на общую сумму более 2 400 000,0 тыс. рублей.

Прирост бюджетных ассигнований составил 6 554 290,5 тыс. рублей тыс. рублей, из них за счёт увеличения источников финансирования дефицита местного бюджета - 3 080 933,8 тыс. рублей (47,0% от общей суммы прироста), увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ - 2 111 828,3 тыс. рублей (32,2%), увеличения собственных доходов бюджета - 1 361 740,0 тыс. рублей (20,8%),

В сравнении с аналогичным периодом 2020 года расходы выросли на 2 955 689,6 тыс. рублей, уровень исполнения - на 1,6 п.п.

  1. В общей структуре расходов местного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы по следующим разделам классификации расходов:

- 0700 «Образование» - 20 251 567,2 тыс. рублей или 48,1% (исполнено в сумме 9 636 798,1 тыс. рублей);

- 0400 «Национальная экономика» -  9 485 355,7 тыс. рублей или 22,5% (исполнено - 3 801 706,2 тыс. рублей);

- 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» -  3 947 351,8 тыс. рублей или 9,4% (исполнено - 1 203 618,1 тыс. рублей).

  1. Расходы на социальную сферу предусмотрены в сумме 23 959 323,1 тыс. рублей или 56,92% в общем объеме расходов (первоначально утверждено - 22 151 004,7 тыс. рублей или 62,3%). По итогам 1 полугодия 2021 года расходы на социальную сферу исполнены в сумме 11 107 557,7 тыс. рублей, на уровне 61,7% к уточненному плану.
  2. В МО город Краснодар реализуются мероприятия 5 Национальных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ №204. В реализации участвуют 6 ГРБС (Департамент строительства, ДМС и ГЗ, Департамент образования, Департамент транспорта, ДГХ и ТЭК, Управление культуры), исполняющие мероприятия в рамках 6 муниципальных программ.

На финансовое обеспечение мероприятий в рамках Национальных проектов предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 3 540 171,3 тыс. рублей.

В рамках реализации Национальных проектов между Администрацией МО город Краснодар и профильными министерствами Краснодарского края заключены 9 соглашений о выделении межбюджетных трансфертов на общую сумму 3 532 182,8 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 1 571 480,2 тыс. рублей, краевого бюджета – 1 717 338,7 тыс. рублей, местного бюджета – 243 363,9 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов составило 1 956 062,5 тыс. рублей или 55,3% от плана (от 6,8% по Национальному проекту «Демография» до 68,7% по НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). В части реализации мероприятий Национального проекта «Культура» кассовое исполнение не осуществлялось.

Существуют риски недостижения установленных показателей результативности предоставления межбюджетных трансфертов (в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды, Федерального проекта «Культура»).

  1. Расходная часть местного бюджета сформирована на основе 24 муниципальных программ, на их реализацию предусмотрено 38 959 760,3 тыс. рублей (92,6% от общего объёма расходов бюджета).

В нарушение ст.179 БК РФ, п. 31 Решения о местном бюджете, п.16 Порядка разработки муниципальных программ не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2021 год в установленные сроки муниципальные программы:

- «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» (действующая редакция от 23.12.2020);

- «Развитие физической культуры и спорта» (действующая редакция от 30.12.2020).

Исполнение расходов по муниципальным программам составило 16 683 068,0 тыс. рублей или 42,8% от уточнённого плана (средства вышестоящих бюджетов - 8 989 762,1 тыс. рублей или 48,8% от плана, местного бюджета – 7 693 305,9 тыс. рублей или 37,4%).

  1. Расходы на реализацию непрограммных направлений деятельности предусмотрены в сумме 3 131 723,7 тыс. рублей (7,4% от общего объёма расходов бюджета), исполнение составило 1 306 616,1 тыс. рублей или 41,7%.
  2. В соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» плановый объём расходов, передаваемых из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края и софинансирование расходных обязательств по вопросам местного значения, составил 18 615 550,3 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета, составило 9 006 904,3 тыс. рублей (48,4% от плана).
  3. СГОЗ за счет бюджетных источников на основании Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ на 01.07.2021 запланирован в размере 22 100 147,5 тыс. рублей. В целом по муниципальным заказчикам сложился достаточно высокий темп осуществления закупок в 1 полугодии 2021 года (включено в планы-графики 88,2% от СГОЗ).

Существенная доля муниципальных контрактов заключена в результате конкурентных процедур, в том числе способом аукциона в электронной форме – 64,0%, что, однако, ниже показателя аналогичного предшествующего периода на 5%.

  1. Наибольшая доля закупок, не включенных в планы-графики наблюдается по следующим ГРБС:

- Департамент транспорта – 22,9%;

- Управление гражданской защиты – 15,6%;

- Управление по делам молодежи – 15,5%;

- Администрация КВО – 14,7%.

  1. В МКУ «УКХиБ» установлены закупки, которые с большой вероятностью не будут осуществлены в 2021 году, на общую сумму 56 820,0 тыс. рублей.
  2. По 15 контрактам, заключенным МКУ «ЕСЗ» на выполнение ПИР и СМР на сумму 585 170,4 тыс. рублей, подрядными и проектными организациями нарушены сроки выполнения работ, а также по 8 закупкам на сумму 1 508 593,9 тыс. рублей допущены отставания от графиков работ, что влечет риски неосвоения бюджетных ассигнований. По 8 закупкам МКУ «ЕСЗ» просрочена поставка компьютерного, сценического и кухонного оборудования для комплектования 3 школ – новостроек и пристроек к школам на общую сумму 10 791,7 тыс. рублей.
  3. До настоящего времени остаются необеспеченными лимитами бюджетных обязательств принятые в предшествующие периоды МКУ «ЦМДДТ» бюджетные обязательства на сумму 63 856,2 тыс. рублей, в том числе принятые в 2019 году в рамках соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов (неосвоение на 63 480,0 тыс. рублей), что влечет необходимость изыскания дополнительных средств местного бюджета. Муниципальные контракты по указанным обязательствам не исполнены, сроки работ и контрактов истекли, меры по выполнению требований ст.161 БК РФ МКУ «ЦМДДТ» не приняты.

Имеются риски неосвоения выделенных МКУ «ЦМДДТ» на 2021 год ассигнований в связи с нарушением подрядными организациями сроков и графиков работ по 7 закупкам на выполнение ПИР и СМР на сумму 825 451,9 тыс. рублей, в том числе 445 299,7 тыс. рублей средств субсидий из краевого бюджета.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 1 полугодия 2021 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

  1. Департаменту финансов:

1.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки:

1.1.1. Увеличить плановые значения на сумму не менее 1 258 900,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на прибыль – не менее 500 000,0 тыс. рублей;

- УСН – не менее 500 000,0 тыс. рублей;

- доходы от платных услуг – не менее 70 000,0 тыс. рублей;

- госпошлина – не менее 50 000,0 тыс. рублей;

- штрафы – не менее 50 000,0 тыс. рублей;

- прочие доходы от использования имущества и прав – не менее 31 000,0 тыс. рублей;

- ЕСХН – не менее 28 000,0 тыс. рублей;

- ПСН – не менее 18 000,0 тыс. рублей;

- доходы от МУП – не менее 4 400,0 тыс. рублей;

- плата за негативное воздействие – не менее 4 000,0 тыс. рублей;

- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям – не менее 2 400,0 тыс. рублей;

- плата по соглашениям об установлении сервитута – не менее 1 100,0 тыс. рублей.

1.1.2. Уменьшить плановые значения на сумму не менее 150 500,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на имущество организаций – не менее 90 000,0 тыс. рублей;

- земельный налог – не менее 40 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД – не менее 10 000,0 тыс. рублей;

- доходы от парковок – не менее 8 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за федеральные земли – не менее 2 500,0 тыс. рублей.

1.2. Рассмотреть вопрос о корректировке источников финансирования дефицита бюджета в части увеличения плановых назначений приватизации доли муниципального образования город Краснодар в уставном капитале ОАО «Гостиный двор «Екатеринодар» на сумму не менее 182 000,0 тыс. рублей в случае проведения торговых процедур.

1.3. Рассмотреть вопрос о корректировке плановых бюджетных назначений в части штрафов за неоплату парковки с учетом увеличения их размера до 3000 рублей.

1.4. Рассмотреть вопрос об уменьшении бюджетных назначений на текущий год, предусмотренных на обслуживание муниципального долга, на расчетную сумму 280 000,0 тыс. рублей.

  1. ДМС и ГЗ:

2.1. Оценить реалистичность Программы приватизации на 2021 год и конкретизировать планируемый размер доходов от ее исполнения.

2.2. Обеспечить доработку Программы «Управление муниципальным имуществом» в срок, установленный планом мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты в соответствии с заключением по внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2020 год.

  1. Департаменту транспорта:

3.1. Принять исчерпывающие меры по обеспечению запланированной доходности и безубыточности платных муниципальных парковок.

3.2. Принять меры по наделению лимитами бюджетных обязательств 2021 года принятых до 01.01.2021 обязательств, работы по которым не исполнены в установленный срок (63 856,2 тыс. рублей).

  1. Главным распорядителям бюджетных средств:

4.1. Принять меры по своевременному освоению утвержденных бюджетных ассигнований, усилить ведомственный контроль за своевременностью освоения лимитов бюджетных обязательств подведомственными учреждениями.

4.2. Обеспечить контроль за полнотой и своевременностью выполнения работ подрядными организациями по муниципальным контрактам, в том числе заключенным в рамках мероприятий, направленных на реализацию Национальных проектов. 

4.3. Уточнить потребность в средствах на реализацию мероприятий муниципальных программ с учетом принятых бюджетных обязательств, принять своевременные меры по сокращению либо перераспределению невостребованных бюджетных ассигнований с целью их полного освоения до конца текущего года.

  1. МКУ «УКХиБ» принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки и выполнению исполнителями условий контрактов.
  2. Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара, Администрации Центрального внутригородского округа принять исчерпывающие меры к освоению средств субсидии краевого бюджета на «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов».
  3. Департаменту транспорта, Департаменту строительства усилить ведомственный контроль в сфере закупок за деятельностью подведомственных учреждений (МКУ «ЦМДДТ», МКУ «ЕСЗ») в части применения мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
  4. Департаменту финансов совместно с Департаментом транспорта, Управлением гражданской защиты, Управлением по делам молодежи, Администрацией КВО рассмотреть вопрос о перераспределении ассигнований, не включенных в планы-графики.
  5. Департаменту транспорта совместно с Департаментом финансов вернуться к вопросу увеличения доходных источников дорожного фонда в целях обеспечения производимых расходов на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в чистоте и порядке.
  6. ДГХ и ТЭК (Координатору Программы «Комплексное развитие в сфере ЖКХ»), Департаменту по физической культуре (Координатору Программы «Развитие физической культуры») обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п.32 Решения о местном бюджете в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

 

Вернуться к списку