Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2021 года

16.11.2021 г.

С 20 октября по 12 ноября 2021 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2021 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2021 года в числе прочего выявило следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 9 месяцев 2021 года по основным характеристикам составило:

- по доходам – 73,3% (29 443 437,2 тыс. рублей) к уточненному плану и 87,0% к первоначальному плану;

- по расходам – 63,1% (28 354 467,3 тыс. рублей) к уточненному плану и 79,8% к первоначальному плану;

- профицит местного бюджета – 1 088 969,9 тыс. рублей при плановом объеме дефицита 4 782 272,3 тыс. рублей.

2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 11 раз. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 18,7% (+6 315 494,2 тыс. рублей) и 26,4% (+9 396 428,0 тыс. рублей), соответственно, объем дефицита увеличен на 3 080 933,8 тыс. рублей.

При этом увеличение объёмов доходов местного бюджета на сумму 5 342 191,3 тыс. рублей (или 84,6% от объёма корректировки), из них по налоговым и неналоговым доходам на сумму 2 675 693,3 (или 87,8% от объёма корректировки) и расходов на сумму 6 809 093,3 тыс. рублей (в том числе в части межбюджетных трансфертов - 2 667 304,8 тыс. рублей), а также перераспределение бюджетных ассигнований на сумму провизорно 5 400 000,0 тыс. рублей, произведено на основании таблиц поправок (без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения соответствующих экспертиз Контрольно-счётной палаты).

3. Доходы местного бюджета исполнены:

- по налоговым доходам – 13 312 153,6 тыс. рублей (72,4% от уточненного и 84,5% первоначального плана, 126,7% от кассового плана);

- по неналоговым доходам – 1 614 936,0 тыс. рублей (80,9% от уточненного плана и 102,6% от первоначального, 104,1% от кассового плана);

- по безвозмездным поступлениям – 14 516 347,6 тыс. рублей (73,4% от уточненного плана и 88,0% от первоначального).

Исполнение кассового плана по налоговым и неналоговым доходам составило 123,8%, (+2 869 978,3 тыс. рублей). Кассовый план выполнен (перевыполнен) по 19, не выполнен по 5 доходным источникам.

Перевыполнение и высокий уровень исполнения бюджетных назначений имеют 11 из 24 доходных источников: плата по соглашениям об установлении сервитута (в 43,5 раз), доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям (в 13,1 раза), ЕСХН (в 1,6 раз), штрафы (123,8%), ПСН (112,5%), доходы от МУП (104,3%), налог на прибыль (104,2%), доходы от сдачи в аренду имущества (91,9%), арендная плата за муниципальные земли (86,2%), прочие доходы от использования имущества и прав (85,5%)¸ госпошлина (85,5%).

Низкий уровень исполнения плановых назначений (с учетом кассового плана) имеют 4 доходных источника: доходы от парковок (33,9%), налог на имущество организаций (53,4%), арендная плата за федеральные земли (58,0%).

4. По результатам анализа фактического и ожидаемого исполнения доходов бюджета (с учетом оценки главных администраторов доходов и Департамента финансов) установлено, что исполнение годовых плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с перевыполнением на 4,7% (+967 310,3 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников установленный план может быть, как не выполнен, так и перевыполнен, в связи с чем имеются основания для:

- увеличения плановых назначений по 7 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 980 000,0 тыс. рублей;

- увеличения плановых назначений по 7 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 97 500,0 тыс. рублей.

- уменьшения плановых назначений по 3 видам налоговых доходов на сумму не менее 140 000,0 тыс. рублей;

- уменьшения плановых назначений по 3 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей.

5. В рамках исполнения Программы приватизации реализовано 2 объекта из 16 на общую сумму 1 444,0 тыс. рублей (без НДС), в том числе 1 объект продан в порядке реализации преимущественного права по стоимости 599,0 тыс. рублей и 1 объект путем проведения аукциона на сумму 845,0 тыс. рублей.

6. Плановый объем дефицита на текущий год (4 782 272,3 тыс. рублей) в 3 квартале остался без изменений.

Местный бюджет исполнен с профицитом в объеме 1 088 969,8 тыс. рублей, на что повлияли:

 - погашение коммерческого кредита в объеме 1 100 000,0 тыс. рублей за счет за счет остатков собственных средств бюджета;

- превышение темпов поступления доходов (73,9%) над исполнением расходов (63,1%). 

Программа приватизации на 2021 год содержит долю МО город Краснодар в уставном капитале ОАО «Гостиный двор «Екатеринодар» номинальной стоимостью более 182 млн. рублей, но в качестве источников финансирования дефицита бюджета они не учтены (торги не объявлялись).

7. Муниципальный долг на 01.10.2021 составил 7 463 000,0 тыс. рублей, снизившись с начала 2021 года на 12,8% (- 1 100 000,0 тыс. рублей).

По сравнению с началом года показатели, характеризующие долговую политику, улучшились:

 - структура муниципального долга имеет более оптимальное соотношение долговых обязательств. Доля коммерческих кредитов снизилась до 28,1% (-9,2 процентных пункта), доля бюджетных заимствования составила 50,5% (+6,5 процентных пунктов);

 - снизилась долговая нагрузка на местный бюджет, составив 36,8% (- 12,1 процентный пункт), что обусловлено высоким уровнем поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также досрочным погашением долговых обязательств в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей.

8. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.10.2021 составили 213 563,0 тыс. рублей или 32,5% от утвержденного объема (657 599,1 тыс. рублей), минимально увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (+2 091,4 тыс. рублей или на 1%). С учетом оценки исполнения расходов на обслуживание муниципального долга до конца года потенциал их снижения составляет не менее 360 000,0 тыс. рублей.

9. Программа муниципальных заимствований исполнена только в части досрочного погашения в мае 2021 года коммерческого кредита ПАО «Сбербанк России» в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей с процентной ставкой 5,25% годовых за счет остатков собственных средств бюджета. В остальной части кредиты, как бюджетные, так и кредитных организаций, не привлекались и не погашались.

10. Плановый объём расходов составил 44 933 621,5 тыс. рублей, в том числе за счёт средств краевого бюджета - 19 773 112,7 тыс. рублей. Прирост в сумме 9 396 428,0 тыс. рублей сформировался за счёт увеличения объемов межбюджетных трансфертов (34,8% в общем объеме прироста), источников погашения дефицита местного бюджета (32,8%), налоговых и неналоговых доходов (32,4%).

Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 28 354 467,3 тыс. рублей или 63,1% от СБР, из них за счёт средств краевого бюджета - 14 268 530,9 тыс. рублей (72,2% от плана), местного - 14 085 936,3 тыс. рублей (56,0%).

Ниже среднего исполнение сложилось по 5 разделам: «Общегосударственные вопросы» (61,8%), «Национальная экономика» (58,4%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (53,5%), «Социальная политика» (49,8%), «Охрана окружающей среды» (13,3%), «Здравоохранение» (0,4%).

Низкий уровень исполнения расходов сложился по Департаменту финансов (14,5%), Управлению по социальным вопросам (31,9%) и Департаменту строительства (41,8%).

Как и в предшествующие периоды, большая часть расходов (58,0%) предусматривается на финансирование мероприятий в социальной сфере, расходы по которым составляют 61,9% от общего объема расходов и исполнены на 67,4% к плану.

11. Плановый объём расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета, увеличен на 3 269 390,7 тыс. рублей и составляет 19 773 112,7 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов за счёт средств субвенций составило 7 324 816,2 тыс. рублей (75,0%), субсидий - 4 658 048,5 тыс. рублей (62,3%), иных межбюджетных трансфертов - 2 285 666,2 тыс. рублей (90,6%), расходы за счет дотаций местным бюджетам - не исполнялись.

С соответствующими органами исполнительной власти Краснодарского края заключено 42 соглашения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов (без учета средств на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местного значения) на общую сумму 9 646 182,0 тыс. рублей, в целях софинансирования расходов по указанным соглашениям за счет средств местного бюджета предусмотрено 831 805,3 тыс. рублей.

12. Наибольший удельный вес в структуре расходов составляют расходы на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (на выполнение муниципального задания, на иные цели) - 41,9% или 18 844 256,7 тыс. рублей.

В связи с Ограничительными мерами по отдельным учреждениям социальной сферы (отрасли «Культура», «Физическая культура и спорт», «Молодежная политика») сложились риски недостижения объемных (количественных) показателей муниципального задания (по посещаемости, проведению массовых мероприятий, осуществлению театральной деятельности, библиотечного обслуживания населения и пр.).

13. В МО город Краснодар реализуются мероприятия в рамках 5 Национальных и 8 федеральных проектов. В реализации мероприятий участвуют 6 ГРБС, являющиеся исполнителями мероприятий 6 муниципальных программ. На финансовое обеспечение мероприятий предусмотрено 4 905 196,7 тыс. рублей (федеральный бюджет - 2 065 202,9 тыс. рублей, краевой - 2 428 739,3 тыс. рублей, местный - 411 254,5 тыс. рублей).

Администрацией МО город Краснодар и профильными министерствами Краснодарского края заключено 11 соглашений о выделении субсидий на реализацию мероприятий на общую сумму 4 821 279,7 тыс. рублей, предусмотрено достижение 15 показателей результативности предоставления субсидий.

 Кассовое исполнение в целом составило 3 462 312,3 тыс. рублей (76,4%), из них по 4 федеральным проектам исполнение составило 95,5%-100% («Региональная и местная дорожная сеть» (96,4%), «Безопасность дорожного движения» (97%), «Содействие занятости» (99,4%), «Общественные системы развития дорожного хозяйства» (100%)). Низкое исполнение отмечается по 3 федеральным проектам («Современная школа» (16,6%), «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (24,8%), «Формирование комфортной городской среды» (51,6%)). В части реализации мероприятий федерального проекта «Культурная среда» кассовое исполнение не осуществлялось.

В связи с низкими темпами выполнения работ по отдельным муниципальным контрактам имеются риски недостижения в 2021 году показателей результативности, предусмотренных 4 соглашениями о предоставлении субсидий, которые могут привести к дополнительным расходам местного бюджета (на завершение работ в последующем периоде при отсутствии финансирования из федерального и краевого бюджета), а также к возврату средств в краевой бюджет.

14. По отдельным ГРБС и подведомственным им заказчикам наблюдаются низкие темпы осуществления закупок и фактического исполнения контрактов.

15. Расходы на реализацию 24 муниципальных программ предусмотрены в сумме 41 653 700,0 тыс. рублей (92,7% от общего объема расходов), исполнение составило 26 427 240,7 тыс. рублей или 63,4% от плана. Выше среднего сложилось исполнение по 8 программам, ниже – по 16, из них по 6 – до 40%.

Уточненные бюджетные ассигнования в целом превышают объем финансирования по Паспортам муниципальных программ на 3 219 877,0 тыс. рублей (на 9,4%). В нарушение ст.179 БК РФ, п. 31 Решения о местном бюджете, п.16 Порядка разработки муниципальных программ не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2021 год в установленные сроки муниципальные программы «Реализация молодежной политики», «Развитие культуры».

По программе «Социальная поддержка граждан» в рамках осуществления переданных госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот дополнительно выделены средства местного бюджета в сумме 235 460,4 тыс. рублей для доведения размера ассигнований на указанные цели до размера рыночной стоимости приобретаемого жилья, что предусматривает возможность дальнейшего обращения администрации МО город Краснодар в администрацию Краснодарского края для возмещения понесенных расходов.

Выявлены риски неосвоения (неполного освоения) бюджетных средств по итогам 2021 года на общую сумму 2 776 909,6 тыс. рублей (средства вышестоящих бюджетов – 1 226 716,5 тыс. рублей, местного - 1 550 193,1 тыс. рублей).

По отдельным ГРБС и подведомственным им заказчикам установлены низкие темпы осуществления (не размещения) закупок, отсутствие участников конкурентных процедур, приостановка аукционов по причине жалоб и т.д., что создает риски не освоения средств, запланированных на закупки в 2021 году:

- у Департамента транспорта и подведомственного ему МКУ «ЦМДДиТ» не заключены контракты на общую сумму 506 898,0 тыс. рублей (из них 215 366,0 тыс. рублей - запланированные на закупку автобусов, 53 449,7 тыс. рублей - закупка «Строительство насосной станции и напорного трубопровода в районе автомобильной дороги по ул. им. Вишняковой – ул. Переходной - ул. Новороссийской в г. Краснодаре»);

- по МКУ «ЕСЗ» не заключены контракты на общую сумму 538 459,5 тыс. рублей, в том числе по мероприятию «Строительство объекта здравоохранения (поликлиники) 142 164,5 тыс. рублей, на объекте «Берегоукрепление правого берега реки Кубань на участке от ул. Тургенева до Рождественского парка в г. Краснодаре» - 396 295,0 тыс. рублей;

- по Администрациям ПВО и ЦВО на сумму 53 763,5 тыс. рублей и 26 881,8 тыс. рублей соответственно по причине отсутствия заявок при неоднократном проведении аукционов.

Кроме того, в результате несоблюдения сроков выполнения работ (от 1 до 49 месяцев), недостаточного качества ПИР и ПСД имеются риски неосвоения средств по 33 муниципальным контрактам на общую сумму 1 216 901,0 тыс. рублей (за счет средств межбюджетных трансфертов - 456 468,0 тыс. рублей), в том числе:

- МКУ «ЦМДДиТ» - 6 контрактов на 528 480,5 тыс. рублей;

- МКУ «ЕСЗ» - 18 контрактов на сумму 501 804,3 тыс. рублей;

- МКУ «УКХиБ» - 9 контрактов на 186 616,2 тыс. рублей.

16. Совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) за счет бюджетных источников вырос на 32,1 % по сравнению с 2020 годом и запланирован в объёме 25 394 267,0 тыс. рублей.

Сохраняется достаточно высокий темп осуществления закупок, сопоставимый с аналогичным периодом 2020 года, при этом существенная доля контрактов заключена в результате конкурентных процедур, в том числе способом аукциона в электронной форме (63,0%).

17. Минимальная доля закупок, включенных в планы-графики наблюдается по Администрации КВО (87,3%), Управлению культуры (89,4%), Департаменту строительства (94,6%), Департаменту образования (94,9%), Управлению по делам молодежи (95,3%).

У ряда ГРБС наблюдается высокая доля незаконтрактованных расходов (остаток ассигнований), что создает риски неосвоения средств: Администрация ПВО (56,8% от СГОЗ), ДМС и ГЗ (51,8%), Управление по делам молодежи (51,7%), Администрация ЦВО (48,2%), Администрация (40,9%), ДФКиС (39,5%), Департамент строительства (28,1%), Департамент образования (17,3%).

 

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2021 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Рекомендовать главе МО город Краснодар обязать:

- должностных лиц администрации МО город Краснодар принять меры по исполнению Планов мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты МО город Краснодар, утвержденных по результатам экспертизы проекта решения городской Думы Краснодара о местном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также внешней проверке отчета об исполнении местного бюджета за 2020 год;

- ГРБС, реализующих мероприятия (в том числе Национальных проектов) в рамках заключенных соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (ДГХ и ТЭК, ДМС и ГЗ, Департамент транспорта, Департамент строительства, Управление культуры), принять меры по исполнению принятых обязательств в рамках соглашений о выделении субсидий из вышестоящих бюджетов на указанные цели и достижению предусмотренных ими показателей эффективности либо изменению их условий;

- Департаменту финансов подготовить обращение в администрацию Краснодарского края о выделении дополнительных средств из краевого бюджета на осуществление переданных госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в части доведения размера ассигнований на указанные цели до размера рыночной стоимости приобретаемого жилья.

2. Администрации МО город Краснодар:

2.1. Принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение полноты вынесения постановлений об административной ответственности за неоплату парковок по материалам, поступившим в адрес административной комиссии при администрации Краснодар по привлечению к административной ответственности лиц, не оплативших парковку о выявленных правонарушениях, и недопущению потерь местного бюджета.

3. Департаменту финансов:

3.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки:

3.1.1. Увеличить плановые значения на сумму не менее 1 077 500,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на прибыль – не менее 260 000,0 тыс. рублей;

- УСН – не менее 250 000,0 тыс. рублей;

- налога на имущество физических лиц – не менее 170 000,0 тыс. рублей;

- НДФЛ – не менее 160 000,0 тыс. рублей;

- ПСН – не менее 70 000,0 тыс. рублей;

- штрафы – не менее 47 000,0 тыс. рублей;

- госпошлина – не менее 38 000,0 тыс. рублей;

- ЕСХН – не менее 32 000,0 тыс. рублей;

- прочие доходы от использования имущества и прав – не менее 32 000,0 тыс. рублей;

- доходы от сдачи в аренду имущества – не менее 7 000,0 тыс. рублей;

- доходы от МУП – не менее 4 000,0 тыс. рублей;

- плата за негативное воздействие – не менее 4 000,0 тыс. рублей;

- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям – не менее 2 400,0 тыс. рублей;

- плата по соглашениям об установлении сервитута – не менее 1 100,0 тыс. рублей.

3.1.2. Уменьшить плановые значения на сумму не менее 190 000,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на имущество организаций на сумму не менее 90 000,0 тыс. рублей;

- земельный налог на сумму не менее 40 000,0 тыс. рублей;

- доходы от парковок – не менее 25 000,0 тыс. рублей;

- доходы от платных услуг – не менее 20 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД – не менее 10 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за федеральные земли – не менее 5 000,0 тыс. рублей.

3.2. Рассмотреть вопрос о корректировке плановых бюджетных назначений в части штрафов за неоплату парковки с учетом увеличения их размера до 3000 рублей.

4. ДМС и ГЗ:

4.1. Оценить реалистичность Программы приватизации на 2021 год и конкретизировать планируемый размер доходов от ее исполнения.

5. Департаменту финансов и ГРБС принять меры по сокращению бюджетных ассигнований на сумму не менее 760 166,7 тыс. рублей (средства местного бюджета), в том числе:

- Департаменту транспорта - 441 670,7 тыс. рублей (по программе «Развитие образования» - не менее 81 289,2 тыс. рублей, «Социальная поддержка граждан» - 73 786,5 тыс. рублей, «Развитие транспортной системы» -  286 595,0 тыс. рублей);

- Департаменту строительства - 31 312,0 тыс. рублей (по программе «Комплексное развитие в сфере строительства»);

- ДГХ и ТЭК – 197 798,0 тыс. рублей (по программам «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Энергосбережение и повышение энергетической безопасности», «Формирование современной городской среды»);

- ДМС и ГЗ - 66 026,0 тыс. рублей (по программе «Управление муниципальными финансами»);

- Управлению инвестиций - 23 360,0 тыс. рублей (по программе «Формирование инвестиционной привлекательности»).

6. Управлению по делам молодежи (координатору Программы «Реализация молодежной политики»), Управлению культуры (координатору Программы «Развитие культуры») обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п.31 Решения о местном бюджете в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

7. Муниципальным заказчикам принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки, подготовки документации о закупках и усилению контроля фактического исполнения контрактов.

8. Департаменту транспорта, ДГХ и ТЭК, Департаменту строительства принять меры к усилению ведомственного контроля за деятельностью подведомственных заказчиков в сфере размещения заказа, в том числе по предотвращению рисков недополучения средств межбюджетных трансфертов, предоставленных МО город Краснодар на 2021 год.

 

 

Вернуться к списку