О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Обследование по вопросам осуществления администрацией МО город Краснодар функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципальных унитарных предприятий МО город Краснодар»

27.01.2017 г.

Как показала проверка, существующая система управления администрацией МО город Краснодар унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального пересмотра. Отсутствие актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях зачастую не позволяло собственнику имущества предприятия предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей ряда предприятий.

В 2015 году  2 унитарных предприятия не осуществляли деятельность и 13 предприятий (более 40% от общего количества действующих МУП) завершили год с убытками. Суммарный объем убытков, полученных унитарными предприятиями в течение 2013, 2014 и 2015 годов, составил соответственно 98 197,0 тыс. рублей, 87 279,0 тыс. рублей и 414 883,0 тыс. рублей и имеет динамику роста.

Фактическое местонахождение ряда унитарных предприятий не соответствуют адресам, указанным в Уставах предприятий и  ЕГРЮЛ.

Принятые и действующие в проверяемом периоде муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы осуществления администрацией МО город Краснодар функций и полномочий собственника имущества и учредителя унитарного предприятия, в целом содержат основные положения Федерального закона №161-ФЗ. В то же время, как показала проверка, отдельные положения правовых актов не согласованы между собой и имеют противоречия, что создает условия для правовых коллизий.

Функции и полномочия собственника имущества предприятия переданы отраслевым (функциональным) органам администрации МО город Краснодар (далее по тексту - отраслевые органы Администрации) в соответствии с Порядком осуществления администрацией функций и полномочий собственника. При этом, в данном документе отсутствуют порядок, сроки и административные процедуры реализации переданных функций и полномочий, в чем усматриваются признаки наличия коррупциогенных факторов.

Установлены нарушения федерального законодательства и муниципальных правовых актов по вопросам управления унитарными предприятиями и контроля за их деятельностью, в том числе, по вопросам учета и использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

В результате несоблюдения установленного порядка внесения записей в Реестр муниципального имущества и подачи сведений в ЕГРЮЛ проверкой установлены расхождения сведений о состоянии 13 унитарных предприятий из 41, в том числе, сведений о размерах уставных фондов (от 0,5 рублей до 540 059,03 рублей).

В нарушение п.6 Порядка ведения реестров муниципального имущества по состоянию на 01.01.2016 правообладателями имущества не обеспечено внесение в Реестр 538 объектов  движимого  и  недвижимого имущества общей стоимостью 62 041,1тыс. рублей.

В Реестре муниципального имущества учитывается 22 объекта основных средств общей остаточной стоимостью 8 608,3 тыс. рублей, которые фактически утрачены, но продолжают отражаться на балансе унитарных предприятий. Уполномоченным органом не принимались соответствующие меры к возмещению утраченного имущества или к его списанию.

В течение 8 лет не были приняты решения по дальнейшему использованию муниципального имущества, закрепленного за МУП «Краснодаротдых» на праве хозяйственного ведения по адресу: г. Геленджик, пос. Дивноморский, (детская дача «Родничек»), которое не осуществляет деятельность с 2007 года и местонахождение руководителя предприятия неизвестно.

Не используются по назначению 29 объектов движимого и недвижимого имущества (остаточной стоимостью 5 489,6 тыс. рублей), переданных в хозяйственное ведение предприятиям МУРЭП №1, МУРЭП №14, МУРЭП №8, МУП «Агромир», МУП «Краснодар - 2020», МУП «Совхоз «ДЦК», МУП «Городская ярмарка».

В нарушение п.9 ч.1 ст.20 Федерального закона №161-ФЗ отраслевыми органами Администрации (за исключением ДГХ и ТЭК) бухгалтерская отчетность унитарных предприятий за 2014 год и 2015 год не утверждалась.

В результате, в нарушение п.3 ст.14 Федерального закона №161-ФЗ, решения об увеличении уставного фонда унитарных предприятий в анализируемом периоде приняты в отсутствие утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год.

В нарушение п.2 ст.15 Федерального закона №161-ФЗ не были приняты меры к ликвидации или реорганизации МУРЭП №8, размеры чистых активов которого по итогам 2014 и 2015 годов являются отрицательными.

Положения о премировании работников большинства унитарных предприятий не содержат условия премирования руководителя предприятия, установленные п.14 Типовой формы трудового договора, и не утверждены отраслевыми органами Администрации (за исключением МУП «Комбинат школьного питания №1»). В 7 унитарных предприятиях положение о премировании работников вообще отсутствует.

При невыполнении условий премирования, установленных трудовым договором, по итогам 2014 - 2015 годов руководителями ряда унитарных предприятий выплачено себе вознаграждение на общую сумму 1 586,8 тыс. рублей.

В нарушение п.1 ст.26 Федерального закона №161-ФЗ, п.27 Типовой формы Устава и при отсутствии должного контроля со стороны отраслевых органов Администрации обязательные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год не были проведены в 3 унитарных предприятиях, за 2015 год – в 4 предприятиях.

Контрольно-счетной палатой в отношении руководителей предприятий, у которых отсутствовали аудиторские заключения, составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.11 КоАП РФ (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В анализируемом периоде с согласия собственника унитарными предприятиями совершено 44 сделки с объектами недвижимого имущества на сумму 92 992,2 тыс. рублей (продажа, сдача в аренду), что  свидетельствует об избыточном количестве закрепленного за предприятиями имущества и не использовании его в уставной деятельности.

В нарушение п.1 ст.22 Федерального закона №161-ФЗ, а также п.14 Устава предприятия в 2014-2015 годах совершено без согласия собственника 88 сделок на общую сумму 7 405, 2 тыс. рублей, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

В нарушение п.2 ст.6 Федерального закона №161-ФЗ  распоряжение МУП «Краснодарская фирма «Оптика» долей (13,4%) в уставном капитале ООО «Призма» осуществлено без согласия собственника имущества предприятия.

Проверкой установлены факты несоблюдения требований п.2 ст.21 Федерального закона №161-ФЗ, запрещающих руководителям унитарных предприятий участие и работу в других коммерческих организациях.

Отраслевыми органами Администрации в отношении 24 унитарных предприятий не утвержден порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности. При планировании значительно занижались значения показателя «прибыль прибыльных предприятий», что привело к перевыполнению унитарными предприятиями указанного показателя в несколько раз, а в ряде случаев - в десятки раз.

Установлены нарушения Порядка создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий. В муниципальных правовых актах не всегда определялись сроки выполнения мероприятий по реорганизации или ликвидации предприятия, не соблюдались требования к составу комиссии.

Выявлены отдельные нарушения действующего порядка установления тарифов на услуги унитарных предприятий. В муниципальных правовых актах, регулирующих данный вопрос, не установлен период действия тарифов, не содержатся нормы о сроках рассмотрения материалов по экономическому обоснованию тарифов, подготовке проектов постановлений отраслевыми органами Администрации. Отдельными унитарными предприятиями не пересматривались действующие тарифы в течение от 3-х и более лет.

По результатам мероприятия составлено заключение, которое рассмотрено на коллегии Контрольно-счетной палаты и направлено в адрес председателя городской Думы Краснодара и главы МО город Краснодар.

Вернуться к списку