Результаты обследования расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), судебных актов по предоставлению благоустроенного жилья и других

31.10.2017 г.

С 19 июля по 30 октября 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), судебных актов по предоставлению благоустроенного жилья и других.
В ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара, администрацию МО город Краснодар и департамент финансов администрации МO город Краснодар.
В результате проведенного обследования установлено следующее:
1. Выявлена недостаточная работа администрации МО город Краснодар, главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) по защите интересов MO город Краснодар в судебных органах, а также по профилактике возникновения судебных претензий к администрации МO город Краснодар, в том числе вследствие ненадлежащего исполнения ГРБС
требований, отраженных в п.З ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), а также в п.4. ст.242.2 БК РФ.
Обязанность ГРБС по выполнению требований, изложенных в п.З ст.158 БК РФ, в распоряжении администрации МО город Краснодар от 04.04.2016 №84-P "О лицах, уполномоченных представлять интересы муницип€ального образования город Краснодар, главы муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар в судах Российской Федерации и иных органах государственной власти) (далее - Распоряжение от 04.04.2016 N84-Р) не отражена, фактически интересы ГРБС представляло Правовое управление без передачи им таких функций со стороны ГРБС.
В нарушение требований п.4. ст,242.2 БК РФ 5 ГРБС не представили в 2016 году - 1 полугодии 2017 года в Департамент финансов информацию по 81 судебному акту на общую сумму ЗЗ5 825,5 тыс. рублей.
2. Отсутствие работы по профилактике возникновения судебных претензий к администрации МО город Краснодар привело к существенному росту (абсолютном и относительном) расходов на исполнение судебных решений в исследуемом периоде 2015 - 2016 годов, 1 полугодии 2017 года.
Так:
2.1. Объем расходов на исполнение судебных решений (фактически оплачено) за период с 01.01.2015 по 30.06.2017 составил - 1940239,0 тыс. рублей из них:

- за 2015 год - 330 З55,З тыс. рублей;

- за 2016 год - 1 082 027,З тыс. рублей, что в 3,З раза (+751 672,0 тыс. рублей) больше, чем за 2015 год;
- за первое полугодие 2017 года - 527 856,4 тыс. рублей.
2.2. В общем объеме кассовых расходов местного бюджета их доля за 2014 год составила 1,4%, с последующим ее увеличением в 2016 году и 1 полугодии 2017 года до 4,4% и 4,5%, соответственно.
2.3. В общем объеме собственных доходов местного бюджета (фактических) доля расходов на исполнение судебных решений за 2014 год составила 2,З%, с последующим ее увеличением в 2016 году и 1 полугодии 2017 года до 7,0%и 6,7%, соответственно.
З. Из основных причин существенного роста расходов на исполнение судебных решений среди прочих являются:
- значительный объем просроченной кредиторской задолженности, в том числе как у участников бюджетного процесса, так и у бюджетных и автономных учреждений;
- необеспечение в текущем финансовом году бюджетными ассигнованиями неисполненных денежных обязательств предшествующего финансового года;
- недостаточная реалистичность планирования доходов местного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, приводящая впоследствии к недовыполнению доходной части бюджета при сохранении доведенных лимитов бюджетных обязательств до получателей;
- отсутствие (неприменение) мер ответственности к должностным лицам, действия (бездействия) которых явились основанием для возникновения судебных исков к муниципальной казне.
4. В результате отсутствия (неприменения) мер ответственности к вышеуказанным должностным лицам в исследуемом периоде имел место существенный рост объемов предъявленных к исполнению судебных документов по взысканию госпошлины, судебных издержек, процентов за пользование чужими денежными средствами, причиненного ущерба, упущенной выгоды (неэффективные расходы).
Это свидетельствует о нанесении прямого ущерба местному бюджету.
Так, если за 2016 год поступило в Департамент финансов на исполнение 64З исполнительных листа на общую сумму 1 2З6 546,2 тыс. рублей, в том числе по неэффективным расходам (ущербу бюджету) - 135 З02,1 тыс. рублей (или I0,9% к итогу), то за 1 полугодие 2017 года поступило 425 листов на общую сумму 502 122,5 тыс. рублей, в том числе по неэффективным расходам (ущербу бюджету) -217 1З1,4 тыс. рублей (или 4З,2% к итогу).
5. Потенциальную и существенную угрозу местному бюджету несет:
5.1. Наличие земельных участков, ранее переданных в аренду или проданных для многоэтажного жилищного строительства, назначение которых не соответствует территориальным зонам, в результате чего строительство многоэтажных жилых объектов становится невозможным. Так из 24 таких участков по двум уже предъявлен исполнительный лист о взыскании 12З 514,2 тыс. рублей, в том числе причиненного ущерба в размере 42 490,0 тыс. рублей и упущенной выгоды в размере 81 024,2 тыс. рублей.

5.2. Проводимая работа по расторжению 55 договоров аренды земельных участков, вошедших в границы "зеленых зон".

6. Отсутствие административного регламента предоставления администрацией МО город Краснодар муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора аренды" (по результатам торгов) либо иного муниципального правового акта, устанавливающего порядок предоставления данной услуги, не обеспечило надлежащего межведомственного взаимодействия структурных подразделений администрации МО город Краснодар и уже привело к спорной ситуации и ущербу местного бюджета на сумму 12З 514,2 тыс. рублей.
7. Контрольно-счетной палатой дважды в текущем году предлагалось администрации МО город Краснодар рассмотреть необходимость дополнительного правового регулирования защиты интересов МО город Краснодар в суде по искам об обращении взыскания на средства местного бюджета с целью определения порядка предъявления регрессных требований на основании пункта З.1 статьи 1081 Гражданского кодекса РФ с учетом опыта администрации Краснодарского края, а также по обязательному использованию права муниципальных заказчиков по предъявлению таких требований к исполнителям муниципальных контрактов, в случае, если невыполнение (некачественное, не в полном объеме) ими условий контрактов привели к ущербу, либо дополнительным расходам местного бюджета.
Однако, до настоящего времени рекомендации п€алаты не исполнены, что снижает ответственность должностных лиц администрации и муниципальных казенных учреждений за принятие (отсутствие) решений.
8. Нарушены требования п.10.2 Распоряжения администрации МО город Краснодар от 04.04.2016 №84-Р по обеспечению отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации МО город Краснодар учёта и контроля исполнительных производств. Это выразилось в наличии расхождений между данными по сумме исков, отраженных в форме 050З296 "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета", ранее представленной ГРБС в составе годовой отчетности за 2016 год, и сведениями о денежных обязательствах по судебным искам за 2016 год, представленными по запросу Контрольно-счетной палаты лицами, ответственными за правовые вопросы в
ГРБС.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии взаимодействия по учету и контролю исполнительных производств между отделом учета и отчетности ГРБС и отделом, ответственным за правовые вопросы.

9. МКУ "Единая служба заказчика" (далее - МКУ ЕСЗ) в 2016 году и 1 полугодии 2017 года не полностью использовало право регрессного требования с подрядных организациЙ, осуществляющих содержание улично-дорожной сети МO город Краснодар, в результате бездействия которых произошли дорожно-транспортные происшествия.

С учетом того, что в Арбитражном суде Краснодарского края за период с 2016 по 2017 годы рассмотрено 7 исковых заявлений МКУ ЕСЗ (из 52 поступивших) по возмещению ущерба причиненного в результате ДТП в сумме 7 З72,9 тыс.рублей (всего поступило на 48 063,6 тыс.рублей), встречными исками в порядке регресса с подрядных организаций охвачено 15,З % оплаченного ущерба по ДТП.

На основании проведенного обследования расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета (бюджета муницип€ального образования город Краснодар), судебных актов по предоставлению благоустроенного жилья и других в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:
1. Провести служебную проверку по фактам взыскания с администрации МО город Краснодар средств за счет муниципальной казны неэффективных расходов местного бюджета на оплату госпошлины, судебных издержек, процентов за пользование чужими денежными средствами, причиненного ущерба, упущенной выгоды за период с 01.01.2015 по 30.06.2017 .
Определить круг должностных лиц, чьи действия (бездействие) привели к нанесению ущерба МО город Краснодар. Виновных лиц привлечь к ответственности в установленном законом порядке.
2. Распоряжение администрации МО город Краснодар от 04.04.2016 №84-P привести в соответствие с нормами, содержащимися в п.3 ст. 158 БК РФ, а также в п.4. ст.242.2 БК РФ.
Внести в указанное распоряжение изменения, в части отражения взаимодействия отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации МО город Краснодар, департамента финансов и правового управления администрации МО город Краснодар при представлении интересов муниципального образования в судах.
З. С целью минимизации судебных расходов провести работу по урегулированию спорных вопросов с каждым арендатором земельных участков, предоставленных для строительства, н€азначение которых не соответствует территориальным зонам, в результате чего строительство многоэтажных жилых объектов становится невозможным.
При проведении работы, направленной на расторжение договоров аренды земельных участков, вошедших в границы "зеленых зон", учесть риски вынесения судебных решений по их расторжению и взысканию судебных расходов (в том числе ущерба и упущенной выгоды).
4. При проведении торгов по предоставлению в аренду земельных участков для строительства исключить дальнейшие риски невозможности ведения строительства по причине их несоответствия территориальным зонам, на которых они расположены.

Обеспечить надлежащее межведомственное взаимодействие структурных подразделений администрации МО город Краснодар. В этих целях разработать и утвердить административный регламент предоставления администрацией МО город Краснодар муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора аренды" (по результатам торгов).
5. Принять срочные меры по дополнительному правовому регулированию защиты интересов МО город Краснодар в суде по искам об обращении взыскания на средства местного бюджета с целью определения порядка предъявления регрессных требований на основании пункта З.1 статьи 1081 Гражданского кодекса РФ с учетом опыта администрации Краснодарского края, а также по обязательному использованию права муниципальных заказчиков по предъявлению таких требований к исполнителям муниципальных контрактов, в случае, если невыполнение (некачественное, не в полном объеме) ими условий контрактов привели к ущербу, либо дополнительным расходам местного бюджета.
6. Департаменту строительства обеспечить принятие мер МКУ "Единая служба заказчика" к выставлению регрессных требований к исполнителям муниципальных контрактов в связи с обременением местного бюджета дополнительными расходами на возмещение ущерба, причиненного транспортным средствам в результате ДТП, в т.ч. по предъявленным в 2016 году - 1 полугодии 2017 года 45 исполнительным документам на сумму 40 690,7 тыс. рублей.
7. Обеспечить выполнение требований распоряжения администрации МО город Краснодар от 04.04.2016 №84-P, в том числе в части обеспечения отраслевыми (функциональными) и территори€альными органами администрации МО город Краснодар учёта и контроля исполнительных производств, по которым МO город Краснодар, администрация МО город Краснодар является как взыскателем, так и должником.

Вернуться к списку