Результаты анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2023 года

15.11.2023 г.

С 23 октября по 14 ноября 2023 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - анализ исполнения и контроль за организацией исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2023 года.

В ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённый анализ в числе прочего выявил следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 9 месяцев 2023 года по основным характеристикам составило:

- по доходам - 63,2% (46 411 795,4 тыс. рублей) к уточненному плану и 73,7% к первоначальному;

- по расходам - 57,1% (45 730 911,1 тыс. рублей) к уточненному плану и 70,4% к первоначальному;

- профицит местного бюджета - 680 884,3 тыс. рублей при уточненном и первоначальном размере дефицита - 6 646 845,2 тыс. рублей и 2 000 000,0 тыс. рублей соответственно.

2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 10 раз. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 16,5% (+10 409 691,6 тыс. рублей) и 23,2% (+15 056 536,8 тыс. рублей) соответственно, объем дефицита увеличен на 4 646 845,2 тыс. рублей (в 3,3 раза).

3. Доходы местного бюджета исполнены:

- по налоговым доходам - 17 020 404,7 тыс. рублей (72,3% от уточненного плана и 74,1% от первоначального, 113,3% от кассового плана на 9 месяцев);

- по неналоговым доходам - 2 119 631,5 тыс. рублей (82,9% от уточненного плана и 104,3% от первоначального, 124,3% от кассового плана на 9 месяцев);

- по безвозмездным поступлениям - 27 271 759,2 тыс. рублей (57,6% от уточненного плана и 71,8% от первоначального).

4. Кассовый план на 9 месяцев по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 114,4% (+2 412 567,1 тыс. рублей), из них выполнен (перевыполнен) по 17, не выполнен по 8 источникам доходов. Объем сверхплановых ожидаемых поступлений составил 8,2% от годового плана по указанным доходам.

Высокий уровень исполнения и перевыполнение годовых бюджетных назначений (с учетом данных кассового плана) имеют 11 доходных источников: прочие неналоговые доходы (365,5%), плата по соглашениям об установлении сервитута (274,9%), доходы от платных услуг (108,7%), арендная плата за муниципальные земли (105,8%), налог на прибыль (103,4%), доходы от сдачи в аренду имущества (103%), доходы от продажи активов (100,9%), плата за публичный сервитут (100,5%), налог на имущество организаций (93,5%), УСН (85,1%), арендная плата за федеральные земли (79,4%, кассовый план - на 153,7%).

Низкий уровень - 7 доходных источников: налог на имущество физических лиц (14,1%), земельный налог (48,2%), доходы от парковок (53,6%), ПСН (62,6%), госпошлина (67,8%), плата за негативное воздействие (72,9%, кассовый план исполнен на 89%), ЕСХН (89,9%, кассовый план исполнен на 92%).

Перевыполнение кассового плана за 9 месяцев (+14,4%) в основном сложилось за счет поступлений от: НДФЛ (+1 124 393,4 тыс. рублей), налога на прибыль (+678 848,4 тыс. рублей), УСН (+589 816,0 тыс. рублей), доходов от аренды имущества (+173 616,0 тыс. рублей), доходов от платных услуг (+127 621,2 тыс. рублей) и доходов от продажи активов (+108 883,0 тыс. рублей), при этом имеет место недобор земельного налога (-251 154,8 тыс. рублей), доходов от парковок (-50 606,1 тыс. рублей), ПСН (-89 145,9 тыс. рублей), налога на имущество физлиц (-84 424,2 тыс. рублей). 

Перевыполнение бюджетных назначений по отдельным налоговым доходам сложилось за счет прогнозирования плановых показателей на низком уровне, что выявлено при проведении экспертизы Проекта решения о бюджете на 2023 год. Меры по обеспечению реалистичности плана поступлений по ряду налогов не приняты, в том числе:

- сверхплановые доходы по налогу на прибыль в том числе связаны с отсутствием установленного плана по налогу от консолидированных групп налогоплательщиков на сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей и недостаточного учета фактических темпов поступлений;

- фактические поступления по УСН уже за 1 полугодие подтвердили наличие резерва, выявленного при утверждении плана по УСН (не менее 400 000,0 тыс. рублей). В ходе текущего прогнозирования плановые назначения не уточнены, ожидаемое исполнение (провизорно) превысит текущий план более чем на 18% (+987 948,2 тыс. рублей).

5. По отношению к аналогичному периоду прошлого года поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились на 13,9% (+2 333 423,6 тыс. рублей). Рост поступлений обеспечен по 13 из 24 основных доходных источников, из них наиболее существенно: по НДФЛ на 12,1% (+850 443,0 тыс. рублей), налогу на прибыль в 1,5 раза (+729 027,9 тыс. рублей), УСН на 13,2% (+530 648,1 тыс. рублей), штрафам в 1,8 раза (+152 142,1 тыс. рублей), доходам от сдачи в аренду имущества в 1,6 раз (+151 316,6 тыс. рублей), доходам от платных услуг в 2,2 раза (+127 966,3 тыс. рублей), доходам от парковок в 1,9 раз (+66 698,6 тыс. рублей), арендной плате за неразграниченные земли на 7,6% (+35 137,3 тыс. рублей), налогу на имущество организаций на 13,2% (+34 434,2 тыс. рублей). 

Снизились поступления по 11 доходным источникам, из них наиболее существенно: по земельному налогу на 16,1% (-203 906,5 тыс. рублей), налогу на имущество физлиц на 16,5% (-48 604,4 тыс. рублей), ПСН на 9,3% (-43 190,5 тыс. рублей), доходам от продажи активов на 10,7% (-26 534,7 тыс. рублей), доходам от МУП в 4,6 раз (-9 599,8 тыс. рублей, в том числе за счет отражения в 2021 году доходов от исполнения МУП ВКХ «Водоканал» разового договора на подключение застройщика к сетям).

6. С учетом оценки главных администраторов доходов бюджета и Департамента финансов, а также анализа фактического исполнения доходов бюджета, исполнение уточненного годового плана (с учетом изменений, внесенных решениями городской Думы Краснодара от 09.10.2023 № 63 п. 1 и от 18.10.2023 № 64 п. 2) по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с перевыполнением не менее чем на 5,4% (+1 400 853,9 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников ГАДБ и Департаментом финансов прогнозируется как перевыполнение, так и невыполнение установленного плана.

Уровень отклонений ожидаемого исполнения от годового плана по 12 источникам доходов превышает 10% (плата по соглашениям об установлении сервитута (в 3,2 раза), прочие неналоговые доходы (+70,1%), плата за публичный сервитут (+46,5%), доходы от продажи активов (+34,5%), доходы от парковок (-32,1%), арендная плата за муниципальные земли (+31,1%), налог на прибыль (+21%), доходы от платных услуг (+24,8%), налог на имущество организаций (+20,1%), акцизы (+13,2%), доходы от сдачи в аренду имущества (+13,1%), УСН (+18,5%). Ожидаемый возврат по ЕНВД превышает плановое значение в 66,7 раз.

При этом существенное влияние на общий уровень исполнения налоговых и неналоговых доходов окажут: УСН (+987 948,2 тыс. рублей), налог на прибыль (+447 171,1 тыс. рублей), земельный налог (-168 603,0 тыс. рублей), доходы от парковок (-85 414,8 тыс. рублей), доходы от продажи активов (+76 176,0 тыс. рублей), налоги на имущество организаций (+63 717,0 тыс. рублей) и физлиц (-54 023,0 тыс. рублей), доходы от платных услуг (+53 135,2 тыс. рублей) и доходы от сдачи в аренду имущества (+48 842,0 тыс. рублей).

В целях соблюдения принципа достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ), имеются основания для корректировки плановых назначений на сумму 1 264 850,0 тыс. рублей.

7. Плановый объем дефицита установлен в объеме 6 646 845,2 тыс. рублей, увеличившись за 3 квартал на 299 438,2 тыс. рублей за счет дополнительного вовлечения в оборот остатков средств на счетах бюджета, не использованных в прошлом году.

Бюджет исполнен с профицитом 680 884,4 тыс. рублей за счет роста остатков средств на счетах по учету средств бюджетов, который обусловлен отставанием темпа исполнения расходов бюджета (57,1%) от поступления доходов (63,2%). Профицит в 1,7 раз превысил значение, достигнутое в прошлом году (388 823,5 тыс. рублей). 

8. Муниципальный долг не изменился с начала года и составил:

4 095 000,0 тыс. рублей, в том числе обязательства:

- по бюджетным кредитам - 2 495 000,0 тыс. рублей (60,9%);

- по муниципальным облигациям - 1 600 000,0 тыс. рублей (39,1%).

Программа муниципальных заимствований не исполнялась - заемные средства не привлекались и не погашались. Планируемые к привлечению коммерческие кредиты на сумму 1 000 000,0 тыс. рублей заменены в том же объеме на бюджетные.

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 80 160,0 тыс. рублей или 42,2% от уточненного объема (189 940,1 тыс. рублей) бюджетных ассигнований, сниженных в 3 квартале на 68 334,7 тыс. рублей. Рост бюджетных ассигнований в связи с увеличением ключевой ставки не прогнозируется.

9. Уточненный план по расходам составил 80 051 477,2 тыс. рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов - 47 313 814,5 тыс. рублей. Прирост ассигнований составил 15 056 536,8 тыс. рублей, из них за счет увеличения:

- безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов - на 9 307 814,2 тыс. рублей (63,9% от общей суммы прироста);

- увеличения источников финансирования дефицита местного бюджета - на 4 646 845,2 тыс. рублей (+33,7%);

- увеличения налоговых и неналоговых доходов - на 1 101 877,4 тыс. рублей (+2,4%).

Исполнение расходной части местного бюджета составило 45 730 911,1 тыс. рублей или 57,1% от уточненного плана, в том числе за счет средств вышестоящих бюджетов - 27 032 271,2 тыс. рублей или 57,1% от плана, местного - 18 698 639,9 тыс. рублей или 57,1%.

Расходы на реализацию муниципальных программ предусмотрены в сумме 76 572 227,1 тыс. рублей (95,7% от общего объема расходов), исполнение составило 43 909 711,0 тыс. рублей или 57,3% от плана. На непрограммные направления деятельности предусмотрено 3 479 250,1 тыс. рублей (4,3% от общего объема), исполнено 1 821 200,1 тыс. рублей или 52,3%.

10. В МО город Краснодар реализуются мероприятия в рамках 6 Национальных проектов (11 Федеральных проектов), разработанных в соответствии с Указами Президента РФ № 204, № 474. В реализации участвуют 6 ГРБС (Департамент строительства, ДМС и ГЗ, Департамент образования, Департамент транспорта, ДГХ и ТЭК, Управление культуры), исполняющие мероприятия в рамках 6 Программ.

На финансовое обеспечение мероприятий предусмотрены ассигнования в общей сумме 22 012 817,7 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 11 129 738,7 тыс. рублей, Фонда развития территорий - 113 232,1 тыс. рублей, бюджета Краснодарского края -  8 924 986,0 тыс. рублей, местного бюджета - 1 814 860,9 тыс. рублей).

Исполнение расходов производилось по мероприятиям в рамках 10 Федеральных проектов и составило 13 779 758,7 тыс. рублей или 62,6% от плана. Выявлены следующие недостатки:

- в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» работы по благоустройству общественной территорий «Бульвар Николаевский» выполняются подрядной организацией ООО «Веста» с отставанием от графика (срок до 16.10.2023), дополнительным соглашением от 12.10.2023 срок выполнения работ продлен до 31.10.2023. Исполнение расходов по контракту составило 216 469,5 тыс. рублей (57% от стоимости).

Благоустройство 14 общественных территорий за счет средств местного бюджета (показатель результативности, предусмотренный Соглашением) выполняется с нарушением сроков выполнения работ - до 15.09.2023 (подрядчик - ООО «Зеленый город»).

Указанные факты влекут необходимость предъявления указанным исполнителям работ по контрактам требований по уплате неустоек (штрафов, пеней);

- в целях реализации объекта «Рекультивация свалки в Прикубанском округе города Краснодара на продолжении ул. Нагорной» МКУ «УКХ и Б» заключен контракт с ООО «Континент» от 31.03.2023 со сроком исполнения до 30.09.2024 на сумму 317 706,9 тыс. рублей. Срок исполнения 1 этапа контракта - 28.12.2023, кассовое исполнение расходов по мероприятию отсутствует.

В нарушение положений Соглашения от 21.03.2023 о предоставлении межбюджетных трансфертов (национальный проект «Экология), условиями заключенного муниципального контракта по объекту «Рекультивация свалки в Прикубанском округе города Краснодара на продолжении ул. Нагорной» авансовые платежи не предусмотрены. Ранее выданная рекомендация Контрольно-счетной палаты по внесению изменений в Соглашение не исполнена. Имеются риски привлечения должностных лиц к административной ответственности по п. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов».

Кроме того, продолжается избыточное расходование бюджетных средств на охрану объекта, объем таких расходов достиг 663,3 тыс. рублей (средства местного бюджета):

- по 3 СОШ (СОШ по ул. Байбакова Н.К., СОШ по ул. Первомайской, 4/1, пос. Знаменский, СОШ по ул. Колхозной), строительство которых ведется в рамках мероприятий национального проекта «Образование», существуют риски неполного освоения ассигнований, нарушения условий предоставления (графика выполнения работ) межбюджетных трансфертов. Кроме того, по мероприятиям, связанным с оснащением оборудованием, средствами обучения и воспитания, 10 созданных объектов образования, по двум объектам (СОШ на 1550 мест на территории 42 га, прилегающей к Западному обходу в Прикубанском округе, СОШ на 1550 мест в квартале 7 жилого района «Восточно-Кругликовский») поставщиками допущено нарушение сроков исполнения контракта более чем на 75 дней. Ведется претензионная работа.

- в рамках исполнения мероприятий национального проекта «Культура» при выполнении работ по капитальному ремонту фасада здания ДШИ № 11 подрядчиком допущено нарушение сроков выполнения работ на 97 дней. Ведется претензионная работа.

11. Расходная часть местного бюджета сформирована на основе 24 Программ, бюджетные ассигнования на их реализацию предусмотрены в сумме 76 572 227,1 тыс. рублей (+15 275 647,1 тыс. рублей над первоначальными назначениями). Исполнение расходов составило 43 909 711,0 тыс. рублей (57,3% от плана).

В нарушение Порядка разработки муниципальных программ:

- по Программе «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» проекты постановлений по внесению изменений не направлялись в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы (п.10);

- по Программе «Развитие туризма» целевой показатель не имеет взаимосвязи с ходом реализации Программы, достижением ее целей и решением задач;

- по Программе «Развитие транспортной системы» отсутствует значение одного показателя на 2025 год (п. 7.2);

- отчеты Координаторов 7 Программ («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексные меры профилактики наркомании», «Развитие гражданского общества», «Развитие культуры», «Развитие транспортной системы», «Развитие туризма», «Развитие образования») содержат недостоверные данные.

Анализом исполнения Программ установлены следующие нарушения и недостатки:

11.1. По Программе «Развитие образования»:

- в результате нарушения подрядчиком сроков выполнения работ по объекту, а также экономии по результатам проведенных конкурентных процедур по 3 объектам имеются риски неосвоения средств вышестоящих бюджетов в сумме 7 381,8 тыс. рублей и невостребованности указанных средств на сумму 2 967,1 тыс. рублей;

- в нарушение п. 21 Положения о формировании муниципального задания значение нормативов затрат, а также объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в части расходов на приобретение продуктов питания для ДОО (с учетом увеличения родительской платы с 01.09.2023) не уточнялись, в результате объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания завышен на 65 580,5 тыс. рублей;

- в нарушение п.10 Положения о формировании муниципального задания на официальном Интернет-портале администрации МО город Краснодар и городской Думы Краснодара не размещены уточненные муниципальные задания общеобразовательных учреждений (97 школ), а также учреждений дополнительного образования (17 учреждений);

- не достигнуты значения 2 целевых показателей, связанных с результатами проведенных итоговых аттестаций и комплектования обучающихся, имеются риски недостижения плановых значений 4 целевых показателей, связанных с качеством услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями, созданием новых мест в образовательных организациях, снижением дефицита мест в дошкольных учреждениях и переходом на односменный режим обучения в школах.

11.2. По Программе «Социальная поддержка граждан» средства, выделяемые в рамках переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот являются недостаточными, не приводят к существенному улучшению ситуации, не способствуют ликвидации до 2025 года очереди, сложившейся на 01.01.2020. Очередность практически соответствует показателям начала 2021 года. При этом экономия, сложившаяся по результатам аукционов по приобретению 112 квартир для данной категории граждан, составила 116 682,9 тыс. рублей (25%) за счет снижения стоимости квадратного метра (-26,3%) и подлежит возврату в бюджет Краснодарского края.

В нарушение условий Соглашения не соблюдены сроки завершения конкурентных процедур по приобретению жилья для детей-сирот (до 01.10.2023), что может повлечь административную ответственность.

11.3. По Программе «Развитие культуры» имеются риски неосвоения ассигнований на сумму 29 071,7 тыс. рублей (средства местного бюджета, в основном сформированные за счет средств дотации из бюджета Краснодарского края), связанные с неисполнением мероприятий по реставрации объектов культурного наследия. При этом конкретные объекты в течение года исполнителем мероприятия (Департаментом строительства) не определены, закупка работ для указанных целей не планировалась.

11.4. По программе «Развитие физической культуры» имеются риски несоблюдения условий Соглашения в части завершения строительства в декабре 2023 года и недостижения показателя результативности предоставления субсидии в результате несоблюдения подрядчиком сроков выполнения работ по проектированию и строительству спортивного комплекса для прыжков на батуте (ул.Фадеева, 421/1).

11.5. По программе «Реализация молодежной политики» в результате включения в расчет нормативных затрат расходов, не связанных с выполнением муниципального задания, размер субсидии МБУ «Дом молодежи» необоснованно завышен на 7 204,4 тыс. рублей.

11.6. По программе «Комплексные меры профилактики наркомании» имеются риски неосвоения бюджетных ассигнований на сумму 13,6 тыс. рублей (мероприятие «Организация и проведение молодежных форумов добровольцев (волонтеров)».

11.7. По Программе «Развитие гражданского общества» имеются риски невостребованности ассигнований на сумму 3 514,0 тыс. рублей (средства местного бюджета), связанные с несоответствием фактической численности руководителей ТОС (ниже) плановым значениям.

11.8. По программе «Развитие малого и среднего предпринимательства» не в полной мере реализуются формы поддержки субъектов МСП в виде предоставления права КФХ на размещение сезонного нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

11.9. По Программе «Комплексное развитие в сфере ЖКХ»:

- Соглашение о предоставлении субсидии МУП ВКХ «Водоканал» в целях реализации проекта «Строительство 2-й очереди главного канализационного коллектора № 20» на сумму 3 314 735,3 тыс. рублей (в том числе средства бюджета Краснодарского края - 3 082 703,9 тыс. рублей, местного - 232 031,4 тыс. рублей) ДГХ и ТЭК не заключено.

Кроме того, по причине невыполнения отлагательных условий договора займа от 03.03.2023 № 221 Д/ФНБ (на сумму 13 258 941,0 тыс. рублей) публично-правовой компанией «Фонд развития территории» отказано МУП ВКХ «Водоканал» в предоставлении первого транша в сумме 960 000,0 тыс. рублей в сентябре 2023 года.

До настоящего времени не исполнены условия заключенного 31.03.2023 контракта между МУП ВКХ «Водоканал» и подрядной организацией ООО «СоюзДонСтрой» (на общую сумму 16 573 676,3 тыс. рублей) по подготовке ПИР и получению положительного заключения государственной экспертизы (срок выполнения этапа - 31.08.2023).

Таким образом, существуют риски неполучения МУП ВКХ «Водоканал» средств займа публично-правовой компании «Фонд развития территории» (13 258 941,0 тыс. рублей), субсидии из бюджета (3 314 735,3 тыс. рублей), невыполнения работ по объекту «Строительство 2-й очереди главного канализационного коллектора № 20»;

- в части средств субвенции бюджета Краснодарского края на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, в связи с недостаточностью принятых мер по их освоению существуют риски неосвоения бюджетных ассигнований в сумме провизорно 12 700,0 тыс. рублей;

- в части средств местного бюджета по отдельным мероприятиям имеются признаки невостребованности бюджетных ассигнований, в том числе в результате сложившейся экономии по итогам проведения конкурентных процедур на общую сумму провизорно 21 665,0 тыс. рублей.

11.10. По Программе «Энергосбережение» допущены ошибки в названии пяти целевых показателей Программы.

11.11. По Программе «Комплексное развитие в сфере строительства»:

- по подпрограмме «Проведение комплексных кадастровых работ …» не приняты бюджетные обязательства на сумму 2 965,6 тыс. рублей, имеются признаки невостребованности средств субсидии бюджета Краснодарского края в сумме 2 372,5 тыс. рублей, местного бюджета - в сумме 593,1 тыс. рублей;

- по подпрограмме «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций:

не приняты бюджетные обязательства по приобретению двух СОШ на территории Прикубанского внутригородского округа (2200 мест) в связи с планируемыми сроками завершения их строительства в декабре текущего года;

по 4 объектам, завершение строительства которых предусмотрено в 2023 году, установлены риски неосвоения бюджетных ассигнований, нарушения графика выполнения работ, недостижения показателей результативности предоставления межбюджетных трансфертов и целевых показателей Программы (ДОО по ул. Демидовская, 65 в пос. Знаменском, ДОО на 240 мест по ул. им. Цветаевой, спортивный комплекс на территории СОШ № 20 по ул. Сормовская), ДОО на 280 мест на з/у 23:43:0143021:537 в районе ул. Константиновской);

в части средств местного бюджета не приняты бюджетные обязательства по мероприятиям, связанным со сносом аварийных и самовольно возведенных объектов, имеются признаки невостребованности ассигнований в общей сумме (провизорно) 10 000,0 тыс. рублей.

11.12. По Программе «Развитие транспортной системы»:

- существуют риски недостижения показателя результативности предоставления субсидии бюджета Краснодарского края на 2023 год - «Приобретение 40 единиц трамвайных вагонов» в связи с прогнозируемым изменением сроков их поставки);

- по отдельным мероприятиям, связанным со строительством автомобильных дорог общего пользования местного значения, работы выполняются с нарушением установленных контрактами сроков, существует риск неосвоения (невостребованности) средств бюджета Краснодарского края на общую сумму 236 616,8 тыс. рублей (с учетом экономии, сложившейся по итогам проведения конкурентных процедур);

- по мероприятиям, реализуемым за счет средств местного бюджета, в связи с изменением сроков исполнения контрактов и невостребованностью доведенных ЛБО, существует риск неосвоения средств на сумму (провизорно) 624 467,4 тыс. рублей.

12. В части расходов на осуществление непрограммных направлений деятельности имеет место неосвоение средств субвенции бюджета Краснодарского края на строительство объекта здравоохранения (поликлиника по ул. им. писателя Знаменского) - кассовое исполнение расходов составило 0,1% от плана, срок выполнения работ в соответствии с условиями заключенного контракта (на сумму 323 040,8 тыс. рублей) - до 11.12.2023. Кроме того, по указанному мероприятию не приняты бюджетные обязательства на сумму более 100 000,0 тыс. рублей.

13. СГОЗ за счет бюджетных источников на основании законов 44-ФЗ и 223-ФЗ вырос на 53,4% к предыдущему году и на 01.10.2023 составил 46 124 073,9 тыс. рублей. Следует отметить, что темп осуществления закупок несколько снизился в сравнении с аналогичными периодами 2021-2022 годов.

Минимальная доля закупок, включенных в планы-графики на 01.10.2023 наблюдается по ДМС и ГЗ - 47,5%; Администрации ЦВО - 80,7%; Департаменту архитектуры - 89%.

В план-график закупок ДМС и ГЗ не включено приобретение у застройщиков 2 школ по Национальному проекту «Образование» на общую сумму 2 601 141,0 тыс. рублей.

Низкие темпы освоения средств, запланированных на закупки, наблюдаются у заказчиков, подведомственных Департаменту строительства (МКУ «ЕСЗ» не законтрактовано 2 905 842,6 тыс. рублей или 15% от СГОЗ) и Департаменту транспорта (Департаментом транспорта и МКУ «ЦМДДТ» не законтрактовано 852 002,2 тыс. рублей или 11,9% от СГОЗ), ДГХ и ТЭК (не законтрактовано 140 771,3 тыс. рублей или 3% от СГОЗ).

Установлены риски привлечения к административной ответственности за несоблюдение условий по 11 соглашениям о предоставлении трансфертов из бюджета Краснодарского края (невыполнение показателей результативности по соглашениям, невключение в муниципальные контракты определенных обязательств подрядчика), уполномоченным органом по которым определены Департамент строительства (10 объектов) и Департамент транспорта (9 объектов).

По ряду закупок МКУ «ЕСЗ» и МКУ «ЦМДДТ» сложились риски неосвоения ассигнований в общей сумме 2 458 617,5 тыс. рублей, в том числе средств бюджета Краснодарского края 2 026 281,4 тыс. рублей.

На исполнении МКУ «ЕСЗ» и МКУ «ЦМДДТ» находятся контракты (4 и 8 соответственно), заключенные в 2018-2022 годах на выполнение ПИР и ПСД по значимым для города объектам, с нарушением сроков их исполнения от 4 лет до 9 месяцев. При этом нарушение сроков по 6 контрактам возникли в результате отсутствия земельно-правовой документации, необходимости корректировки технического задания и согласования переноса ранее неучтенных инженерных сетей, а также судебных разбирательств с подрядчиками.

В МКУ «УКХиБ» имеются признаки невостребованности ЛБО, запланированных на закупки, в сумме 27 000,0 тыс. рублей. Установлены также нарушения и недостатки, допущенные при планировании работ по благоустройству общественной территории «Бульвар Николаевский», что привело к нарушению сроков исполнения.

Имеются риски неосвоения МКУ «Центр озеленения» средств бюджета в сумме 26 500,0 тыс. рублей, вследствие экономии, полученной при закупке работ по озеленению.

Администрацией МО город Краснодар, подведомственными ей органами и учреждениями на 01.10.2023 не законтрактованы расходы на закупки в сумме 723 954,0 тыс. рублей (в том числе 583 954,0 тыс. рублей - приобретение МКУ «ОДМС МО город Краснодар» объектов недвижимого имущества для размещения органов администрации), вследствие чего имеются риски неосвоения средств бюджета.

На основании проведенного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2023 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

В части доходов местного бюджета, муниципального долга и дефицита бюджета:

1. Департаменту финансов принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам:

1.1. По увеличению плановых значений на сумму не менее 1 593 850,0 тыс. рублей, в том числе:

- УСН - не менее 900 000,0 тыс. рублей;

- налогу на прибыль - не менее 400 000,0 тыс. рублей;

- доходы от продажи активов - не менее 75 000,0 тыс. рублей;

- налог на имущество организаций - не менее 60 000,0 тыс. рублей

- доходы от сдачи в аренду имущества - не менее 45 000,0 тыс. рублей;

- доходы от платных услуг - не менее 37 000,0 тыс. рублей;

- НДФЛ - не менее 30 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за муниципальные земли - не менее 23 000,0 тыс. рублей;

- акцизы - не менее 15 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за неразграниченные земли - не менее 7 000,0 тыс. рублей;

- прочие доходы от использования имущества и прав - не менее 1 000,0 тыс. рублей;

- плата по соглашениям об установлении сервитута - не менее 570,0 тыс. рублей;

- прочие неналоговые доходы - не менее 200,0 тыс. рублей;

- плата за публичный сервитут - не менее 80,0 тыс. рублей.

1.2. По уменьшению плановых значений на сумму не менее 329 000,0 тыс. рублей, в том числе:

- земельный налог - не менее 160 000,0 тыс. рублей;

- доходы от парковок - не менее 83 000,0 тыс. рублей;

- налог на имущество физических лиц - не менее 50 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД - не менее 19 000,0 тыс. рублей.

- ПСН - не менее 9 000,0 тыс. рублей;

- ЕСХН - не менее 7 000,0 тыс. рублей;

- плата за негативное воздействие - не менее 1 000,0 тыс. рублей.

В части расходов местного бюджета:

2. Главе муниципального образования город Краснодар поручить заместителям главы муниципального образования город Краснодар В.О.Архипову, М.В.Онищенко рассмотреть сложившуюся ситуацию с некачественным выполнением ПИР и ПСД, приводящую к их корректировкам, а впоследствии - к увеличению сроков строительства и стоимости объектов, судебным разбирательствам.

3. Департаменту финансов уменьшить излишние (невостребованные) ассигнования в части средств местного бюджета на сумму не менее 223 678,7 тыс. рублей совместно с ГРБС:

3.1.   ДГХ и ТЭК -  на сумму 74 246,0 тыс. рублей (Программа «Комплексное развитие в сфере ЖКХ»);

3.2.   Департаментом образования - на сумму 66 468,4 тыс. рублей (Программа «Развитие образования»).

3.3.   Администрацией МО город Краснодар:

-  на сумму 52 000,0 тыс. рублей (Программа ««Электронный Краснодар»);

- на сумму 3 514,0 тыс. рублей (Программа «Развитие гражданского общества»).

3.4.   Департаментом строительства – на сумму 10 593,1 тыс. рублей (Программа «Комплексное развитие в сфере строительства»);

3.5.   Департаментом транспорта - на сумму 9 652,8 тыс. рублей (Программа «Развитие транспортной системы»);

3.6.   Управлением по делам молодежи - на сумму 7 204,4 тыс. рублей (Программа «Реализация молодежной политики»).

4. Департаменту образования обеспечить:

- размещение уточненных муниципальных заданий отдельных общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования на официальном Интернет-портале администрации МО город Краснодар и городской Думы Краснодара;

- уточнение значений нормативных затрат по услуге «Присмотр и уход» с учетом увеличения размера родительской платы с 01.09.2023.

5. Управлению культуры совместно с Департаментом строительства принять меры по определению объекта реставрации и по освоению бюджетных ассигнований на сумму 29 071,7 тыс. рублей (Программа «Развитие культуры»).

6. ДГХ и ТЭК устранить выявленные замечания в части некорректного названия целевых показателей (Программа «Энергосбережение»).

7. Департаменту строительства и Департаменту транспорта устранить риски административных правонарушений в результате несоблюдения условий по 11 соглашениям о предоставлении трансфертов из бюджета Краснодарского края.

 

Вернуться к списку