Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по итогам 1 полугодия 2014 года

01.09.2014 г.

С 14 июля по 29 августа 2014 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2014 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.

В рамках обследования проведены:

  • анализ внесенных изменений в план по доходам местного бюджета;
  • анализ исполнения местного бюджета по налоговым и неналоговым доходам в целом и по видам, их динамики и структуры;
  • анализ сложившейся недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет;
  • анализ исполнения программы приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар на 2014 год;
  • анализ исполнения местного бюджета по безвозмездным поступлениям в целом и по видам, их динамики и структуры;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета за счёт средств муниципального дорожного фонда;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета в разрезе муниципальных целевых программ муниципального образования город Краснодар;
  • анализ расходования средств, передаваемых из краевого бюджета;
  • анализ дефицита местного бюджета и источников его финансирования;
  • анализ муниципального долга муниципального образования город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам I полугодия 2014 года выявило следующее:

  1. Плановые значения доходной части местного бюджета были увеличены на 4 803 244,1 тыс. рублей или 26,6%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 2 267 830,0 тыс. рублей или 19,2%.
    Значительная часть изменений общего объема доходов (82,6% или 3 965 247,3 тыс. рублей) внесена таблицами поправок, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 2 267 830,0 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям – 1 697 417,3 тыс. рублей, и не прошла экспертизу Контрольно-счётной палаты.
    Увеличение запланированного объема по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (+780 000,0 тыс. рублей), и доходам от продажи материальных и нематериальных активов (+ 379 830,0 тыс. рублей) не подтвердилось соответствующими поступлениями за 1 полугодие 2014 года.
  2. По 11 из 23 доходным источникам отмечается равномерное исполнение уточнённых годовых бюджетных назначений (процент исполнения составил от 40,9% до 53,0%). Удельный вес указанных доходных источников в уточнённом годовом объёме налоговых и неналоговых доходов за 1 полугодие составил 86,9% (12 222 281,0 тыс. рублей).
  3. Высокий уровень исполнения уточнённых бюджетных назначений в анализируемом периоде по таким доходным источникам, как налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (92,5%), доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов (104,5%), доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (75,9%) свидетельствует о наличии возможностей для увеличения плановых показателей по указанным доходам.
  4. Увеличение фактического объема доходов местного бюджета на 16,5% (+1 484 828,6 тыс. рублей) достигнуто за счет роста поступлений по безвозмездным поступлениям на 965 255,9 тыс. рублей, налоговым доходам на 36 858,8 тыс. рублей и неналоговым доходам на 482 713,9 тыс. рублей.
    Рост налоговых и неналоговых доходов на 9,8% (+519 572,7 тыс. рублей) обеспечен, в основном, за счет увеличения поступлений по земельным платежам: земельному налогу в 2,0 раза (+489 891,8 тыс. рублей) и арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, - на 49,9% (+180 023,8 тыс. рублей), а также прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, – в 37,6 раз (+269 504,4 тыс. рублей).
  5. Низкий уровень исполнения местного бюджета по прочим доходам от использования имущества и прав (30,3%) и доходам от продажи материальных и нематериальных активов (30,8%) при отсутствии дополнительных источников по указанным видам доходов ставит под сомнение выполнение доходной части местного бюджета в текущем финансовом году.
  6. Объем недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, вырос на 54,2% (+207 465,0 тыс. рублей), задолженности по арендной плате за земельные участки – на 23,0% (+110 649,4 тыс. рублей).
  7. В 1 полугодии 2014 года решениями городской Думы Краснодара по 9 объектам муниципальной собственности, подлежащих приватизации в 2014 году, была утверждена начальная цена на общую сумму 35 984,5 тыс. рублей. Приватизировано 4 объекта на общую сумму 14 943,5 тыс. рублей, что составляет лишь 16,6% от утвержденного плана Программы приватизации.
  8. В 1 полугодии 2014 года общий объем расходов местного бюджета увеличен на 6 694 035,3 тыс. рублей или на 32,0% от первоначального показателя, в том числе за счет:
    • безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ – на 3 220 620,4 тыс. рублей (48,1%);
    • увеличения дефицита местного бюджета – на 1 205 584,9 тыс. рублей (18,0%);
    • увеличения собственных доходов – на 2 267 830,0 тыс. рублей (33,9%).
  9. На экспертизу в Контрольно-счетную палату представлены проекты изменений в Решение о местном бюджете на 2014 год в расходную часть на общую сумму 837 996,8 тыс. рублей (средства безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ) или 12,5% от общей суммы изменений.
  10. За анализируемый период местный бюджет исполнен по расходам в объеме 11 675 667,4 тыс. рублей или на 42,3% от уточнённых годовых назначений. Сохранена его социальная направленность – объем расходов, направленных на социальную сферу составил 6 813 990,6 тыс. рублей или 58,4% от общей суммы расходов.
  11. По отдельным статьям расходов местного бюджета администрацией МО город Краснодар, департаментом строительства, департаментом архитектуры и градостроительства, департаментом муниципальной собственности и городских земель, департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса, управлением транспорта и окружающей среды плановые назначения исполнены на уровне 0% – 25,0% от годовых назначений. Основными причинами неосвоения средств являются необоснованное планирование расходов, а также недостаточность и несвоевременность мер, предпринимаемых в целях осуществления расходов.
    Отдельными заказчиками не соблюдались требования статьи 38 Закона № 44-ФЗ к контрактным службам и контрактным управляющим. Из 731 человек, являющихся работниками контрактных служб (контрактными управляющими) лишь 499 человек имеют дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
    Необоснованно запланированные бюджетные ассигнования впоследствии, как правило, неоднократно перераспределяются указанными ГРБС на другие цели, что не позволяет органам местного самоуправления МО город Краснодар своевременно принимать решения об изначальном распределении бюджетных средств на стратегически важные направления в условиях напряжённого исполнения доходной части местного бюджета. Так, отдельными ГРБС представлены пояснения о намерении осуществить перераспределение изначально утверждённых бюджетных ассигнований на общую сумму (провизорно) 230,0 млн. рублей.
  12. За счёт средств местного бюджета департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса необоснованно (в отсутствие переданных государственных полномочий) были утверждены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по отлову безнадзорных домашних животных. Объём запланированных на 2014 год бюджетных ассигнований составил 15 320,0 тыс. рублей, при заключённом муниципальном контракте на сумму 14 879,9 тыс. рублей, кассовое исполнение за 1 полугодие 2014 составило 3 822,9 тыс. рублей.
    В соответствии с законом Краснодарского края от 18.12.2013 № 2850-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции от 30.06.2014), МО город Краснодар на 2014 год предусмотрены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края лишь в сумме 3 355,7 тыс. рублей. Указанные субсидии на дату подготовки настоящего заключения не учтены в местном бюджете.
  13. Утвержденные бюджетные ассигнования на мероприятия за счёт средств дорожного фонда МО город Краснодар по сводной бюджетной росписи расходов превышают его объем, утвержденный в текстовой части решения городской Думы Краснодара о местном бюджете на сумму 134 948,1 тыс. рублей.
  14. В нарушение Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО город Краснодар за счёт его средств запланированы и финансируются расходы на обеспечение деятельности МКУ «Единая служба заказчика». При этом, согласно Уставу целью создания указанного учреждения, помимо организации работ в рамках дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, является организация работ в строительной отрасли с выполнением функций заказчика застройщика при проектировании, строительстве, и реконструкции объектов.
    Объём запланированных расходов на обеспечение деятельности МКУ «Единая служба заказчика» в 2014 году составил 16 503,3 тыс. рублей, кассовое исполнение за 1 полугодие 2014 – 10 009,3 тыс. рублей.
  15. В анализируемом периоде не осуществлялось финансирование шести муниципальных ведомственных целевых программ, уточнённые бюджетные ассигнования на реализацию которых составили 105 155,0 тыс. рублей.
  16. Фактический объем муниципального долга на 01.07.2014 составил 5 864 995,0 тыс. рублей и по сравнению с показателем на начало года вырос на 20,6% (+1 000 000,0 тыс. рублей). В утвержденном общем годовом объеме доходов местного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) долг составляет 41,7%.
    Фактический объем расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга составил 253 542,4 тыс. рублей.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2014 год, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

  1. С учётом увеличения плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам в анализируемом периоде 2014 года на 2 267 830,0 тыс. рублей, принять достаточные меры по их выполнению.
  2. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета скорректировать планируемые поступления по следующим доходным источникам, учитывая высокий уровень их исполнения по итогам 1 полугодия 2014 года:
    • доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов;
    • налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.
  3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также снижению задолженности по арендной плате за земельные участки.
  4. Провести анализ причин неисполнения расходов бюджета с учетом указанных в настоящем заключении избыточных расходов и оптимизировать расходы местного бюджета путём уточнения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях и внесения, в случае необходимости, предложений по их сокращению либо перераспределению.
  5. Принять меры к своевременному и полному освоению бюджетных средств, учитывая, в том числе, сроки проведения конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством.
  6. Учесть в местном бюджете на 2014 год средства субвенции в сумме 3 255,7 тыс. рублей на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных. Принять меры к обеспечению средствами субвенции расходов по данному мероприятию в полном объеме (при утверждённых в местном бюджете - 15 320,0 тыс. рублей).
  7. Привести в соответствие расходы на обеспечение деятельности муниципального казённого учреждения МО город Краснодар «Единая служба заказчика» и утверждённый Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО город Краснодар.
  8. При составлении проекта бюджета на 2015 год учесть отмеченные Контрольно-счётной палатой недостатки, допускаемые ГРБС при планировании расходов, в целях недопущения необоснованных и излишне запланированных расходов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Вернуться к списку