Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2014 года

08.11.2014 г.

С 15 октября по 7 ноября 2014 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2014 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.

В рамках обследования проведены:

  • анализ внесенных изменений в план по доходам местного бюджета;
  • анализ исполнения местного бюджета по налоговым и неналоговым доходам в целом и по видам, их динамики и структуры;
  • анализ сложившейся недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет;
  • анализ исполнения программы приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар на 2014 год;
  • анализ исполнения местного бюджета по безвозмездным поступлениям в целом и по видам, их динамики и структуры;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета за счёт средств муниципального дорожного фонда;
  • анализ исполнения расходной части местного бюджета в разрезе муниципальных целевых программ муниципального образования город Краснодар;
  • анализ расходования средств, передаваемых из краевого бюджета;
  • анализ дефицита местного бюджета и источников его финансирования;
  • анализ муниципального долга муниципального образования город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2014 года выявило следующее:

  1. Плановые значения доходной части местного бюджета были увеличены на 6 490 194,0 тыс. рублей или 35,9%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 2 983 098,6 тыс. рублей или 25,3%.

    Значительная часть изменений общего объема доходов (79,6% или 5 166 840,4 тыс. рублей) внесена таблицами поправок, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 2 799 570,6 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям – 2 367 269,8 тыс. рублей, и не прошла экспертизу Контрольно-счётной палаты.

    Увеличение запланированного объема по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (+1 088 240,6 тыс. рублей), и доходам от продажи материальных и нематериальных активов (+479 830,0 тыс. рублей) не подтвердилось соответствующими поступлениями за 9 месяцев 2014 года.

  2. По 8 из 23 доходным источникам отмечается равномерное исполнение уточнённых годовых бюджетных назначений (процент исполнения составил от 65,2% до 81,4%). Удельный вес указанных доходных источников в уточнённом годовом объёме налоговых и неналоговых доходов за 9 месяцев составил лишь 29,7% (4 387 449,9 тыс. рублей).
  3. Перевыполнение уточненных годовых бюджетных назначений по доходам от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов (180,9%), доходам от арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ (145,5%), доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (114,9%), налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (111,4%), доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам (в 23,4 раза), прочим межбюджетным трансфертам, передаваемым бюджетам городских округов (в 12,1 раза), свидетельствует о необходимости корректировки в сторону увеличения плановых показателей по указанным доходным источникам.
  4. Перечисление в местный бюджет распределенной прибыли ООО «Аптеки Кубани» в размере 7 476,0 тыс. рублей равными частями (по 1 246,0 тыс. рублей) с 07.07.2014 по 05.12.2014 нарушает п. 3 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому срок выплаты части распределенной прибыли общества с ограниченной ответственностью не должен превышать шестьдесят дней со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества.
  5. Увеличение фактического объема доходов местного бюджета на 15,2% (+2 142 329,9 тыс. рублей) достигнуто за счет роста перечислений по безвозмездным поступлениям на 1 450 729,8 тыс. рублей и неналоговым доходам на 838 950,2 тыс. рублей, тогда как поступления по налоговым доходам уменьшились на 147 350,1 тыс. рублей вследствие снижения норматива отчисления по налогу на доходы физических лиц и поступлений в бюджет по нему.
    Рост налоговых и неналоговых доходов на 8,1% (+691 600,1 тыс. рублей) обеспечен, в основном, за счет увеличения поступлений по земельному налогу на 35,2% (+385 604,6 тыс. рублей) и арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, - на 67,6% (+369 983,4 тыс. рублей), прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, – в 37,6 раз (+373 243,9 тыс. рублей).
  6. Низкий уровень исполнения местного бюджета по прочим доходам от использования имущества и прав (31,3%) и доходам от продажи материальных и нематериальных активов (45,9%) при отсутствии дополнительных источников по указанным видам доходов ставит под сомнение выполнение доходной части местного бюджета в текущем финансовом году.
  7. Объем недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, вырос на 43,8% (+167 702,0 тыс. рублей), задолженности по арендной плате за земельные участки – на 13,3% (+64 208,3 тыс. рублей).
  8. За анализируемый период общий объем расходов местного бюджета (показатели сводной бюджетной росписи) увеличен на 8 392 143,6 тыс. рублей или на 40,2% от первоначального показателя, в том числе за счет:
    - межбюджетных трансфертов – на 4 203 426,8 тыс. рублей (50,1%);
    - увеличения собственных доходов – на 2 983 098,6 тыс.рублей (35,5%);
    - увеличения дефицита местного бюджета – на 1 205 618,3 тыс. рублей (14,4%).
  9. На экспертизу в Контрольно-счетную палату представлены проекты изменений в Решение о местном бюджете на 2014 год в расходную часть на общую сумму 1 323 353,6 тыс. рублей (средства безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ) или 15,8% от общей суммы изменений.
  10. За 9 месяцев 2014 года местный бюджет исполнен по расходам в объеме 17 483 805,8 тыс. рублей или 59,7% от уточнённых годовых назначений. Сохранена его социальная направленность – объем расходов, направленных на социальную сферу составил 10 023 695,8 тыс. рублей или 57,3% от общей суммы расходов.
  11. По отдельным статьям расходов местного бюджета, департаментом архитектуры и градостроительства, департаментом муниципальной собственности и городских земель, департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса, департаментом строительства, управлением транспорта и окружающей среды, администрацией МО город Краснодар плановые назначения исполнены на уровне 0% – 20,0% от годовых назначений. Основными причинами неосвоения средств являются необоснованное планирование расходов, а также недостаточность и несвоевременность мер, предпринимаемых в целях осуществления расходов.
  12. В ходе проведения отдельных электронных аукционов на закупку услуг по оценке рыночной стоимости имущества наблюдается существенная разница между начальной максимальной ценой контракта и ценой, предложенной победителем аукциона (до 95%). Это свидетельствует о необходимости уточнения метода формирования начальной максимальной цены контракта на закупку данного вида услуг.
  13. При планировании расходов ГРБС имеют место случаи необоснованно запланированных бюджетных ассигнований, которые, как правило, впоследствии неоднократно перераспределяются на другие цели, что не позволяет органам местного самоуправления МО город Краснодар своевременно принимать решения о направлении бюджетных средств на стратегически важные цели в условиях напряжённого исполнения доходной части местного бюджета.
  14. В нарушение Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО город Краснодар за счёт его средств были профинансированы расходы на обеспечение деятельности МКУ «Единая служба заказчика» в сумме 9 959,0 тыс. рублей (за период с 01.01.2014 по 30.05.2014).
  15. По 9 муниципальным ведомственным целевым программам объемы предусмотренных ассигнований в Решении о местном бюджете не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в программах, при этом, указанные муниципальные ведомственные целевые программы не были приостановлены или отменены.
  16. Уровень финансирования мероприятий муниципальных ведомственных целевых программ за 9 месяцев 2014 года остается на низком уровне и составляет 41,7% к уточненным плановым назначениям. По МВЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар на 2014 год» существует риск не полного освоения средств местного бюджета.
  17. За 9 месяцев текущего года расходы, исполняемые за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета, профинансированы в сумме 7 397 985,7 тыс. рублей или 71,0% от плановых назначений. При этом исполнение расходов за счёт средств субсидий краевого бюджета составило только 57,5% от уточнённого плана или 88,2 % от суммы поступивших средств.
  18. Муниципальный долг составил 5 864 995,0 тыс. рублей и в сравнении с началом года вырос на 20,6% (+1 000 000,0 тыс. рублей). Наибольший удельный вес (90,6% или 5 314 995,0 тыс. рублей) в структуре муниципального долга составляют кредиты коммерческих банков, что свидетельствует об активном использовании администрацией МО город Краснодар рыночных механизмов привлечения денег для финансирования дефицита местного бюджета и удорожании стоимости обслуживания долговых обязательств бюджета.
    За 9 месяцев 2014 года МО город Краснодар расходы на обслуживание муниципального внутреннего долга составили 375 643,9 тыс. рублей и превышают на 16,3% (+ 52 719,0 тыс. рублей) расходы за аналогичный период 2013 года.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2014 год, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар были сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

  1. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также снижению задолженности по арендной плате за земельные участки.
  2. Учитывая норму п. 3 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" истребовать с ООО «Аптеки Кубани» оставшуюся часть распределенной прибыли общества, подлежащую перечислению в местный бюджет (бюджет МО город Краснодар).
  3. При проведении долговой политики учитывать возможное резкое снижение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков, в том числе в связи с ростом ставок при привлечении кредитов. Принять меры по оптимизации структуры долговых обязательств и постепенному сокращению объёма муниципального внутреннего долга в среднесрочной перспективе.
  4. Провести анализ причин неисполнения расходов бюджета с учетом указанных в настоящем заключении избыточных расходов и оптимизировать расходы местного бюджета путём уточнения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях.
  5. Принять оперативные меры по внесению изменений в бюджет 2014 года с целью сокращения необоснованно запланированных ассигнований.
  6. Принять меры к своевременному и полному освоению бюджетных средств, учитывая, в том числе сроки проведения конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством.
  7. Привести в соответствие проведённые расходы на обеспечение деятельности муниципального казённого учреждения МО город Краснодар «Единая служба заказчика» и утверждённый Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО город Краснодар.
  8. В целях недопущения значительного завышения начальной максимальной цены контрактов и проведения повторных конкурентных процедур на сумму экономии, уточнить методику определения начальной максимальной цены контрактов.
  9. При необеспеченности программных мероприятий средствами, необходимыми для их исполнения, корректировать цели, задачи и критерии выполнения муниципальных ведомственных целевых программ. Рассмотреть вопрос о досрочном прекращении либо приостановлении реализации программ, финансирование которых не осуществляется.
  10. Привести в соответствие объёмы бюджетных ассигнований, утверждённых Решением о местном бюджете на реализацию муниципальных ведомственных целевых программ и объемы финансирования в соответствующих муниципальных правовых актах.
Вернуться к списку