Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2018 года

25.06.2018 г.

С 15 мая по 22 июня 2018 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2018 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 квартала 2018 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета по итогам 1 квартала 2018 года составил 5 015 845,9 тыс. рублей или 19,5% от уточненного годового объема доходов бюджета.

К аналогичному периоду 2017 года объем доходов увеличился на 4,2% (+200 732,3  тыс. рублей) за счет роста налоговых доходов на 8,5% (+226 795,8 тыс. рублей), неналоговых доходов на 13,0% (+59 132,0 тыс. рублей). Безвозмездные поступления в январе - марте текущего года уменьшились на 5% (–85 195,5 тыс. рублей).

2. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей в январе-марте 2018 года составило от 37,2% до 127,6% (прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прочие неналоговые доходы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, налог, взимаемый в связи с применением патентной систем налогообложения, платы за негативное воздействие на окружающую среду), что свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

3. Продолжает оставаться низким уровень качества планирования программы приватизации муниципального имущества.

Так, несмотря на рекомендации Контрольно-счетной палаты конкретизировать планируемый размер доходов от исполнения Программы приватизации на 2018 год, в течение I квартала он не изменился и составил в сумме «не менее 40 000,0 тыс. рублей», тогда как имело место кратное увеличение количества объектов (в 3,7 раза) и начальная цена по 17 объектам составила 329 895,9 тыс. рублей.

Кроме того, Порядок планирования приватизации муниципального имущества не дополнен положениями, определяющими порядок и сроки разработки программы приватизации, предельные сроки внесения в нее изменений, а также сроки и конкретную форму предоставления в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар (далее - ДМС и ГЗ) предложений по приватизации имущества.

4. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, на 01.04.2018 составила 1 013 127,0 тыс. рублей и по сравнению с данными на начало анализируемого года снизилась на 9,0% (–100 163,0  тыс. рублей). В структуре недоимки основную долю (80,2%) составляет недоимка по имущественным налогам.

Несмотря на значительный объем недоимки (8,2% от планового объема налоговых доходов), целевой показатель по ее снижению на 2018 год не установлен.

5. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 4,7% (+30 217,2 тыс. рублей) и на 01.04.2018 составил 670 511,1 тыс. рублей. Более половины действующих договоров имеют задолженность, и с 01.01.2018 их количество выросло с 3702 до 4406 (+704 ед. или на 19%).

6. Результативность мероприятий по принудительному взысканию  задолженности службой судебных приставов продолжает снижаться. В отчетном периоде 2018 года взыскано 236,4 тыс. рублей или 0,1% от суммы задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве (257 070,0 тыс. рублей).

7. Дополнительные доходы могут быть получены за счет выявления бесхозяйного имущества с последующей регистрацией в муниципальную собственность с целью продажи или сдачи в аренду.

На 01.04.2018 Реестр обнаруженного (установленного) бесхозяйного имущества по данным департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар (далее - ДГХ и ТЭК) включает 321 объект, из них по 202 объектам решения судебных органов  не приняты, из них более 30% составляют объекты, включенные в Реестр в 2015 – 2016 годах, что свидетельствует о необходимости активизации соответствующих мероприятий.

8. Отсутствие сведений о виде фактического использования более 80 тыс. объектов недвижимого имущества для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не дает возможности обеспечить дополнительные поступления в местный бюджет налога на имущество физических лиц (доходный потенциал около 1 000,0 млн. рублей).

9. На 01.04.2018 местный бюджет при утверждённом дефиците в размере 778 192,2 тыс. рублей исполнен с профицитом 124 282,6 тыс. рублей вследствие невыполнения плана по расходам.

10. В январе-марте 2018 года сохраняется тенденция роста объема муниципального долга. Долговые обязательства на 01.04.2018 составили 10 145 000,0 тыс. рублей и с начала года выросли на 5,9% (+565 000,0 тыс. рублей), превысив на 1,5% верхний предел муниципального долга на 01.01.2019, что свидетельствует о необходимости обеспечения контроля за приведением его в соответствие плановому  показателю к установленному сроку.

На 01.04.2018 муниципальный долг состоит из обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, на общую сумму 9 565 000,0 тыс. рублей и обязательств по бюджетным кредитам на общую сумму 580 000,0 тыс. рублей.

11. Исполнение расходов местного бюджета в 1 квартале 2018 года составило 4 891 563,3 тыс. рублей или 18,4% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 1 582 439,9 тыс. рублей (13,9%), за счёт средств местного бюджета – 3 309 123,4 тыс. рублей (21,8%). По итогам 1 квартала 2018 года расходы на социальную сферу исполнены в сумме 3 108 648,8 тыс. рублей, что составило 19,1% от уточненного плана.

12. В результате несоблюдения отдельными ГРБС кассового плана по расходам на 01.04.2018 не исполнено 635 419,8 тыс. рублей (в части средств местного бюджета).

13. В нарушение действующего Порядка учёта бюджетных обязательств:

- в состав учтенных бюджетных обязательств на 01.04.2018 включены обязательства бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса;

- не поставлены на учет бюджетные обязательства ГРБС по соглашениям о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям;

- не приняты на учет отдельные обязательства ГРБС по оплате труда, иным выплатам персоналу, пособиям, компенсациям и иным социальным выплатам населению, и др., а также бюджетные обязательства, принятые получателями бюджетных средств в прошлые годы, но не исполненные в полном объеме на 01.01.2018 и не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств текущего года. 

14. Действующий Порядок учета денежных обязательств получателей средств местного бюджета не предусматривает учёт денежных обязательств, не исполненных в срок до 01.01.2018 и не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств 2018 года.

15. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса на 01.04.2018 составила 485 650,7 тыс. рублей. За 1 квартал 2018 года задолженность снизилась на 1 317 185,7 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме кредиторской задолженности сложился по ДГХ и ТЭК – 35,7% или 173 499,1 тыс. рублей. В общей сумме задолженности просроченная задолженность – 14 035,5 тыс. рублей (2,9% к общему объему). На 01.04.2018 сложилась кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств 2018 года, в общей сумме 14 035,5  тыс. рублей (департамент строительства администрации МО город Краснодар).

16. На 01.04.2018 находилось на исполнении 124 судебных акта на общую сумму 75 442,0 тыс. рублей, из них по оплате пеней, штрафов, неустоек, ущерба, судебных расходов в объеме 53 932,0 тыс. рублей или 71,5% к общей сумме.

Оплачено в 1 квартале 2018 года судебных актов на сумму 225 162,0 тыс. рублей, из них по оплате штрафов, неустоек, ущерба, судебных расходов (неэффективные расходы) в объеме 222 665,0 тыс. рублей или 98,9% к общей сумме.

17. В нарушение требований п.2 ст.179 БК РФ не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2018-2020 годы 6 муниципальных программ. Решением о местном бюджете необоснованно предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения» на 2020 год.

18. Не в полном объёме обеспечены ЛБО мероприятия 4 муниципальных программ на сумму 391 331,2 тыс. рублей.

19. В 1 квартале 2018 года не финансировались мероприятия 5 муниципальных программ, еще по 4 программам уровень исполнения сложился на уровне менее 10% от запланированных ассигнований.

20. По 11 муниципальным программам установлены факты недостоверности отчетности, предоставляемой Координаторами в департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар, в части объёмов финансирования, лимитов бюджетных обязательств, кассовых и фактических расходов и о достижения целевых показателей.

21. Координаторами 4 муниципальных программ не устранены замечания, связанные необходимостью изменения (с учетом ранее достигнутых результатов) отдельных плановых показателей, некорректное установление которых приводит к их ежегодному существенному, многократному перевыполнению.

22. В нарушение требований ч.17 ст.30 Федерального закона №83-ФЗ, ч.3.15 ст.2 Федерального закона №174-ФЗ и п.33 Постановления №7676 остатки субсидий на муниципальное задание департаментом образования администрации МО город Краснодар (далее - Департамент образования) в текущем финансовом году не предоставлялись, сложившаяся задолженность на сумму 162 641,9 тыс. рублей неправомерно списана на основании дополнительных соглашений с подведомственными учреждениями.

При этом в нарушение Порядка контроля за исполнением муниципального задания, утвержденного приказом от 29.06.2017 №1739, Департаментом образования не приняты меры по уменьшению финансирования 161 образовательного учреждения пропорционально проценту невыполнения показателя качества «Посещаемость воспитанников» на сумму 53 495,8 тыс. рублей. В результате задолженность Департамента образования перед подведомственными учреждениями по субсидиям на муниципальное задание необоснованно завышена и на 01.01.2018 должна составлять 109 146,1 тыс. рублей.

23. Контрольно-счетной палатой неоднократно указывалось, что объем финансирования образовательных учреждений из местного бюджета не является достаточным для оказания муниципальных услуг и для поддержания зданий и сооружений указанных учреждений в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

Так, в 2018 году при установлении размера нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в расчет не включены расходы на приобретение материальных запасов для хозяйственных нужд, а в планах финансово-хозяйственной деятельности по 207 учреждениям не предусмотрены расходы на приобретение основных средств за счет субсидии на выполнение муниципального задания. При этом предусмотренный в местном бюджете объем финансирования расходов на проведение капитального ремонта в 2018 году составляет 14,1% от документально подтвержденной потребности образовательных учреждений.

24. По мероприятиям «Санитарная уборка территории города», «Уличное освещение» (муниципальная программа «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения») недостаточно обеспечены бюджетными ассигнованиями действующие расходные обязательства, что приведет к необходимости изыскания дополнительных бюджетных ассигнований для осуществления указанных расходов в ходе исполнения бюджета (в общей сумме (провизорно) 1 045 000,0 тыс. рублей).

По мероприятию «Расходы по содержанию и текущему ремонту квартир, находящихся в муниципальной собственности, но не переданных в пользование по договорам социального найма» бюджетные обязательства, денежные обязательства в 1 квартале 2018 года не приняты.

До настоящего времени не утверждён  Порядок осуществления расходов на содержание, текущий ремонт и оплату коммунальных услуг нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО город Краснодар, мероприятие не включено в муниципальную программу, соответствующие расходы в местном бюджете не предусмотрены.

ДГХ и ТЭК излишне запланированы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование современной городской среды МО город Краснодар» в сумме 7 202,4 тыс. рублей.

25. По подпрограмме «Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения…» (муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства») расходы не производились, бюджетные обязательства не приняты. Существует риск невозможности участия МО город Краснодар в конкурсе на предоставление субсидий краевого бюджета в связи отсутствием документов, подтверждающих право муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения.

26. На 01.04.2018 продолжают действовать принятые бюджетные обязательства, не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств 2018 года, в общей сумме 3 585 499,5 тыс. рублей. Из них обязательства по муниципальным контрактам, заключенным в 2017 году в пределах доведённых ЛБО - 1 658 848,3 тыс. рублей. До настоящего времени не приняты в полном объёме меры по выполнению МКУ «ЕСЗ» п.6 ст.161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2018 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Усилить контроль за выполнением ГРБС Плана мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Краснодар в соответствии с заключением на проект решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утверждённого главой МО город Краснодар 25.12.2017. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших его неисполнение.

2. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, выявления и вовлечения резервов местного бюджета, а также безусловного выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

С учетом высокого уровня выполнения в январе-марте 2018 года годовых назначений по ряду доходов скорректировать по доходам в сторону увеличения объемы поступлений на 2018 год на сумму не менее 105 000,0 тыс. рублей.

3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки. Предусмотреть конкретные целевые показатели по сокращению данной недоимки.

4. Учитывая низкую эффективность работы службы судебных приставов по взысканию задолженности по арендной плате за землю, использовать возможности взыскателя по получению информации от налоговых органов о счетах должника и предъявлению исполнительных листов в банк.

Максимально активизировать процедуры понуждения к досудебной уплате  платежей как наиболее действенные.

5. Реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе:

- ускорить процедуры оптимизации МУП, находящихся в процессе реорганизации и ликвидации, а  также не действующих;

- рассмотреть возможность приватизации долей участия МО город Краснодар, по которым поступления в местный бюджет в виде дивидендов (части прибыли) отсутствуют либо минимальны;

- повысить качество планирования Программы приватизации муниципального имущества. Конкретизировать планируемый размер доходов от ее исполнения на 2018 год исходя из прогнозируемой стоимости предполагаемых к приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе в соответствии с утвержденным Решением о местном бюджете объемом средств от продажи акций и иных форм участия в капитале – 280 000,0 тыс. рублей. 

6. Обеспечить проведение обоснованной и взвешенной политики по управлению муниципальным долгом, направленной на  поэтапное сокращение муниципального долга и расходов на его обслуживание, установив  целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет. В целях снижения долговой нагрузки рассмотреть возможность направления части сверхплановых доходов (при их получении)  на погашение муниципального долга.

Продолжить работу по оптимизации структуры муниципального долга  путем их реструктуризации и замещения коммерческих  кредитов бюджетными.

7. Повысить качество планирования кассового плана исполнения местного бюджета в текущем финансовом году в части прогноза кассовых выплат по расходам местного бюджета.

8. Осуществление учёта бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета привести в соответствие с действующим в муниципальном образовании город Краснодар Порядком, утверждённым Приказом директора департамента финансов от 28.08.2017 № 172.

Доработать и внести необходимые изменения в Порядок учёта денежных обязательств, утверждённый Приказом директора департамента финансов от 02.10.2017 № 193.

9. ГРБС обеспечить соблюдение установленного порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственным учреждениям, учитывая потребность на приобретение основных средств и материальных запасов.

10. Своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства перед указанными учреждениями по соглашениям о выделении субсидий. Принять меры по погашению кредиторской задолженности, сложившейся по выделению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательными учреждениями за предшествующий период.

11. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете, в том числе в части планового периода 2019-2020 годов.

Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, достаточных для проведения достоверной оценки достижения целей и решения задач, а также выполнения их мероприятий.

12. Усилить контроль за качеством предоставляемых Координаторами Программ отчётов об их выполнении в Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар, а также своевременным внесением изменений в муниципальные программы, в том числе по результатам проведенных Контрольно-счётной палатой экспертиз Программ.

13. Принять меры по обеспечению действующих расходных обязательств мероприятий «Санитарная уборка территории города», «Уличное освещение» муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения» бюджетными ассигнованиями на 2018 год в полном объёме.

14. Принять меры по своевременному принятию бюджетных обязательств, в том числе в рамках подпрограммы «Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения…».

15. Завершить работу по инвентаризации принятых и действующих до настоящего времени бюджетных обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств текущего года. Принять меры по наделению их ЛБО либо по изменению условий контрактов (договоров) в соответствии с п.6 ст.161 БК РФ.

Вернуться к списку