Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2018 года

28.09.2018 г.

С 18 июля по 10 сентября 2018 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2018 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 полугодия 2018 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета составил 12 860 768,7 тыс. рублей или 46,3% от уточненного годового объема. К аналогичному периоду 2017 года объем доходов увеличился на 10,3% (+1 198 240,6 тыс. рублей), за счет роста безвозмездных поступлений на 12,4% (+656 584,3 тыс. рублей), налоговых доходов на 7,9% (+426 768,9 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 12,3% (+114 887,4 тыс. рублей).

2. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей составило от 53,8% до 198,1%, что с учетом оценки ожидаемого исполнения свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

3. Программа приватизации на 2018 год характеризуется низким уровнем исполнения - реализован 1 объект при запланированных 30.

Рекомендации Контрольно-счетной палаты по уточнению и конкретизации планируемого размера доходов от исполнения Программы приватизации на 2018 год с учетом увеличения количества объектов, подлежащих приватизации не учтены.

4. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, составила 924 887,0 тыс. рублей и по сравнению с началом года снизилась на 16,9% (-188 403,0 тыс. рублей). В анализируемом периоде на 2,3% (–6 045,0 тыс. рублей) снизился объем недоимки, невозможной к взысканию, и на 01.07.2018 ее сумма составила 258 384,0 тыс. рублей.

Несмотря на значительный объем недоимки (8,2% от планового объема налоговых доходов), целевой показатель по ее снижению на 2018 год не установлен.

5. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 7,1% (+45 223,5 тыс. рублей) и составил с учетом пени 828 951,4 тыс. рублей. Половина действующих договоров имеют просроченную задолженность, с 01.01.2018 их количество выросло до 4 386 (+684, на 18 %).

6. Несмотря на проделанную работу по повышению результативности принудительного исполнения судебных актов по взысканию задолженности по арендной плате за землю, сумма взысканной в отчетном периоде задолженности незначительна или 1,3% (3 888,8 тыс. рублей)  от суммы задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве  (295 541,15 тыс. рублей).

7. Показатели, характеризующие эффективность работы главных администраторов доходов по взысканию дебиторской задолженности в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по выполнению рекомендаций КСП в 1 полугодии Департаментом финансов не введены.

8. Результаты проведенной работы по мобилизации дополнительных доходов местного бюджета за счет реализации комплекса  мер, направленных  на вовлечение в оборот муниципального имущества, повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов, обеспечение полноты учета имущества, свидетельствуют о необходимости ее активизации по всем запланированным направлениям.

9. При утверждённом дефиците в размере 1 043 227,7 тыс. рублей местный бюджет исполнен с профицитом 38 836,9 тыс. рублей вследствие реструктуризации и оптимизации кредитного портфеля.

10. Финансирование дефицита в 2018 году планируется, в том числе, за счет средств от продажи акций и иных форм участия в капитале - 280 000,0 тыс. рублей (26,8%). С учетом отсутствия спроса  на приобретение долей МО город Краснодар в уставном капитале ОАО "Гостиный двор "Екатеринодар",  ОАО "Курорты и туризм" и необъявления торговых процедур по 3 из 4 пакетов долей МО город Краснодар в уставных капиталах, имеются риски недофинансирования расходов местного бюджета в размере 280 000,0 тыс. рублей.

11. Объем муниципального долга составил 9 050 000,0 тыс. рублей и состоит из обязательств по коммерческим (87,3%) и бюджетным (12,7%) кредитам. Расходы на обслуживание муниципального долга составили 422 396,1 тыс. рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 4,7% (-20 963,5 тыс. рублей).

12. В результате проделанной работы по управлению муниципальным долгом в отчетном периоде наметилась  положительная тенденция снижения  его объема, который с начала 2018 года уменьшился на  5,5% (-530 000,0 тыс. рублей).

13. Объём расходов местного бюджета на 2018 год увеличился на 6 851 292,7 тыс. рублей (на 29,1%) по сравнению с первоначально утверждённым, в том числе за счёт средств краевого бюджета – на 5 459 811,0 тыс. рублей (62,6%), местного бюджета – на 1 391 481,7 тыс. рублей (9,4%).

Уточненные бюджетные назначения составили 30 375 777,9 тыс. рублей, из них средства вышестоящих бюджетов – 14 186 333,3 тыс. рублей (46,7% от общего объёма расходов бюджета).

14. Исполнение расходов местного бюджета составило 12 821 931,8 тыс. рублей или 42,2% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 5 856 552,0 тыс. рублей (41,3%), местного бюджета – 6 965 379,8 тыс. рублей (43%).

15. Отдельными ГРБС не исполнен кассовый план по расходам на сумму 452 304,1 тыс. рублей (в части средств местного бюджета).

16. В нарушение действующего Порядка учёта бюджетных обязательств:

- в состав учтенных бюджетных обязательств включены обязательства бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса;

- не поставлены на учет бюджетные обязательства ГРБС по соглашениям о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям;

- не приняты на учет отдельные бюджетные обязательства ГРБС по оплате труда, иным выплатам персоналу, пособиям, компенсациям и иным социальным выплатам населению, а также бюджетные обязательства, принятые получателями бюджетных средств в прошлые годы, но не исполненные в полном объеме на 01.01.2018 и не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств текущего года. 

17. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса на 01.07.2018 составила 3 127 200,7 тыс. рублей (текущая задолженность), с начала года задолженность выросла на 636 042,6 тыс. рублей.

18. В нарушение требований п.2 ст.179 БК РФ, п.31 Решения о местном бюджете на 2018 год в течение трех месяцев не приведены в соответствие с решением о местном бюджете 4 муниципальные программы.

19. Не исполнялись мероприятия 3 муниципальных программ. Низкий уровень исполнения (менее 30%) сложился по 4-м муниципальным программам: «Доступная среда» (4,8%), «Комплексные меры профилактики наркомании» (18,4%), «Управление муниципальным имуществом» (18,9%), «Электронный Краснодар» (25,5%).

По отдельным мероприятиям 7 программ имеются риски неосвоения бюджетных средств и, соответственно, недостижения социально значимых целевых показателей, связанных с их реализацией.

20. Проверкой отчетности, предоставленной Координаторами в ДЭРиВС, по 11 программам установлена недостоверность указанных в ней сведений по объёмам финансирования, лимитам бюджетных обязательств, кассовым и фактическим расходам. Проверкой отчётов о достижении целевых показателей выявлены недостатки планирования и достижения целевых показателей по 18 программам.

21. Координаторами 5 программ не устранены замечания, связанные с несоответствием целевых показателей требованиям Порядка разработки муниципальных программ, а также необходимостью изменения отдельных плановых показателей с учетом ранее достигнутых результатов.

22. В нарушение требований п. 7.2, 9 Порядка разработки муниципальных программ:

- программа «Развитие здравоохранения» не содержит показатели участия в реализации мер по повышению заработной платы работникам учреждений здравоохранения в соответствии с Указом Президента от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- четыре мероприятия программы «Развитие транспортной системы в границах муниципального образования» не имеют количественного значения в целевых показателях;

- программой «Развитие здравоохранения» предусмотрен целевой показатель «Количество приобретенных автомобилей СМП и НМП» в размере 20 штук, не обеспеченный финансовыми ресурсами.

23. В местном бюджете излишне запланированы бюджетные ассигнования на общую сумму 36 759,9 тыс. рублей, в том числе:

- по подпрограмме «Формирование современной городской среды МО город Краснодар на 2017 год» программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения» в сумме 4 446,0 тыс. рублей, в связи с принятием новой муниципальной программы на 2018 год;

- по объектам дошкольного образования ДОУ по ул. Тупиковой в х.Ленина, ДОУ в пос. Водники на выполнение условий софинансирования, связанных с реализацией мероприятий государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» в общей сумме 10 669,4 тыс. рублей, в связи с отсутствием средств в краевом бюджете не указанные мероприятия программы;

- по предпочтовой подготовке и почтовой рассылке постановлений по делам об административных правонарушениях  в сумме 2 328,5 тыс. рублей, в связи с непринятием федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел порядка по истребованию сведений должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу об административном правонарушении;

- по мероприятиям «Подводящий газопровод к детской школе искусств  № 10» (5 000,0 тыс. рублей), «Газификация жилых домов жилого массива 1-го отделения ОПХ «Колос» (14 316,0 тыс. рублей) в связи с отсутствием потребности.

24. Муниципальные задания на 2018 год 2-х бюджетных учреждений, подведомственных Управлению здравоохранения, не размещены на официальном сайте www.bus.gov.ru, по 4-м бюджетным учреждениям содержатся неактуальные сведения.

25. В муниципальном задании МБУ БО «Дубрава», опубликованном на официальном сайте bus.gov.ru, не указаны объемы выполняемой работы. Также на сайте не опубликованы отчеты о выполнении муниципального задания за 1 и 2 кварталы 2018 года.

26. Ресурсное обеспечение программы «Развитие культуры» не в полном объеме учитывает внебюджетные источники финансирования, предусмотренные в ПФХД бюджетных и автономных учреждений.

Пересчет стоимости нормативов затрат, а также значений отраслевых корректирующих коэффициентов произведен (утверждён) несвоевременно, после доведения субсидии на выполнение муниципального задания.

Кроме того, по МУК ЦБС города Краснодара при изменении объемных показателей муниципального задания на 2018 год не произведен пересчёт стоимости единицы услуги.

27. Департаментом образования не обеспечено восстановление в бухгалтерском учете необоснованно списанной ранее задолженности перед подведомственными учреждениями по субсидиям на выполнение муниципального задания в размере 44 617,3 тыс. рублей.

28. В составе кредиторской задолженности Управления здравоохранения и ДАРХиГ неправомерно отражены суммы неисполненных годовых бюджетных обязательств по заключенным соглашениям с бюджетными и автономными учреждениями на сумму 131 257,1 тыс. рублей и 22 100,7 тыс. рублей соответственно.

29. До настоящего времени не приняты в полном объёме меры по выполнению МКУ «ЕСЗ» п.6 ст.161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги). На 01.07.2018 продолжают действовать принятые бюджетные обязательства (по заключенным, в том числе в 2008 году контрактам), не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств 2018 года, в общей сумме 1 593 482,3 тыс. рублей.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2018 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, выявления и вовлечения резервов местного бюджета, а также безусловного выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

С учетом текущего уровня выполнения годовых назначений, а также оценки их ожидаемого исполнения по ряду доходов скорректировать годовые плановые назначения:

1) в сторону увеличения на сумму не менее  167 801,7 тыс. рублей, в том числе по доходам, получаемым  от: 

- платы за негативное воздействие –    не менее 38 132,0 тыс. рублей;

- налога на прибыль –                          не менее 31 000,0 тыс. рублей;

- прочих неналоговых доходов –        н е менее 21 569,0 тыс. рублей;

- УСН –                                                  не менее 17 000,0 тыс. рублей;

- доходов от продажи активов –          не менее 19 900,0 тыс. рублей;

2) в сторону уменьшения плановые назначения  на сумму не менее 306 144,0 тыс. рублей, в том числе по доходам, получаемым  от: 

- налога на имущество физических лиц – не менее 101 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД  –                                                  не менее 82 045,0 тыс. рублей;

- НДФЛ –                                                   не менее  78 829,0 тыс. рублей;

- штрафов –                                              не менее  30 368,0 тыс. рублей;

- ЕСХН –                                                  не менее  10 365,0 тыс. рублей;

2. Принять меры к проведению торгов по  долям МО город Краснодар в уставном капитале коммерческих организаций (ОАО "Гостиный двор "Екатеринодар",  ОАО "Курорты и туризм", АО "НЭСК-электросети" АО "НЭСК").

3. Активизировать работу, направленную на рост эффективности проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, а также задолженности по арендной плате за земельные участки и имущество, используя имеющиеся инструменты досудебного урегулирования (в том числе рассмотрение на соответствующих комиссиях). Предусмотреть конкретные целевые показатели по сокращению недоимки и задолженности.

4. В целях мобилизации дополнительных доходов местного бюджета принять меры, направленные на активизацию и повышение результативности мероприятий, в том числе по:

- инвентаризации и росту экономической отдачи от объектов муниципальной собственности (включая земельные участки), в том числе увеличению объема приватизируемых либо сдаваемых в аренду объектов муниципальной собственности;

- выявлению, своевременному признанию права муниципальной собственности и включению в Реестр муниципального имущества  бесхозяйных объектов;

- выявлению земельных участков, используемых не по назначению либо неиспользуемых;

- установлению вида фактического использования объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам для  включения их в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемым по повышенным ставкам в соответствии со  статьей 378.2 НК РФ;

- выявлению объектов недвижимости и земельных участков, принадлежащих юридическим и физическим лицам, используемым без правоустанавливающих документов, не вовлеченных в налогооблагаемый оборот либо без оформления договоров аренды;

  - оптимизации муниципального сектора экономики и участия МО город Краснодар в деятельности коммерческих организаций;

  - повышению эффективности использования на платной основе парковок (парковочных мест);

 -  повышению качества планирования Программы приватизации муниципального имущества.

5. Обеспечить проведение обоснованной и взвешенной политики по управлению муниципальным долгом, направленной на его поэтапное сокращение и уменьшение расходов на его обслуживание, установив целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет. Рассмотреть возможность направления части сверхплановых доходов (при их получении)  на погашение муниципального долга.

Продолжить работу по оптимизации структуры муниципального долга  путем его реструктуризации и замещения коммерческих кредитов бюджетными.

6. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете, в том числе в части планового периода 2019-2020 годов.

Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, достаточных для проведения достоверной оценки достижения целей и решения задач, а также выполнения их мероприятий.

7. Усилить контроль за качеством предоставляемых Координаторами Программ отчётов об их выполнении в ДЭРиВС, а также своевременным внесением изменений в муниципальные программы, в том числе по результатам проведенных Контрольно-счётной палатой проверок и экспертиз Программ.

8. ГРБС обеспечить соблюдение установленного порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственным учреждениям.

9. Координаторам Программ «Развитие образование», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда», «Молодёжная политика», «Развитие физической культуры и спорта», «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства…», «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства ….» оценить обоснованность потребности в утверждённых объёмах финансирования мероприятий с низким уровнем исполнения.

10. Своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства перед указанными учреждениями по соглашениям о выделении субсидий. Принять меры по погашению кредиторской задолженности, сложившейся по выделению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательными учреждениями за предшествующий период.

11. Принять меры по полному и своевременному освоению бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию муниципальных программ, полному достижению предусмотренных ими целевых показателей.

12. Управлению здравоохранения и ДАРХиГ принять меры по приведению кредиторской задолженности перед подведомственными учреждениями в соответствие с требованиями Приказа Минфина № 157н и заключенным соглашениям о предоставлении субсидий.

13. Принять меры по сокращению излишне запланированных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование современной городской среды МО город Краснодар на 2017 год» программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства….», программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, ….», программы «Развитие транспортной системы в границах муниципального образования» в общей сумме 36 759,9 тыс. рублей;

14. Завершить работу по инвентаризации принятых и действующих до настоящего времени бюджетных обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств текущего года. Принять меры по наделению их ЛБО либо по изменению условий контрактов (договоров) в соответствии с п.6 ст.161 БК РФ.

Вернуться к списку