- Главная
- Деятельность КСП
- Аудит закупок
- Архив
-
Деятельность по проведению аудита в сфере закупок в 2016 году
Деятельность по проведению аудита в сфере закупок в 2016 году
В условиях дефицита бюджетов, растущей кредиторской задолженности обеспечение эффективности и результативности расходов на закупки становится особенно актуальным. Важнейшую роль в решении этой задачи играет выявление рисков неэффективного и незаконного использования средств бюджета при проведении аудита в сфере закупок.
За 2016 год контрольно-счетной палатой МО город Краснодар были проведены 2 экспертно-аналитических и 9 контрольных мероприятий аудита в сфере закупок. Общий объем средств, охваченный аудитом в сфере закупок, составил 13 816,3 млн. руб.
Сумма нарушений, выявленных в ходе аудита в сфере закупок в 2016 году, составила 2 427,6 млн. руб. Наиболее распространенные нарушения:
- отсутствие дополнительного профессионального образования в сфере закупок у контрактных управляющих и работников контрактных служб;
- недостаточность мер ведомственного контроля, предпринимаемых главными распорядителями средств местного бюджета;
- завышение начальной (максимальной) цены контрактов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- заключение контрактов с единственным поставщиком без обоснования цены контрактов;
- нарушения заказчиками требований к размещению в единой информационной системе документов, подлежащих размещению (планы-графики, отчеты о закупках у субъектов малого предпринимательства и др.);
- осуществление закупок, не предусмотренных планами-графиками закупок;
- установление заведомо неисполнимых сроков по оплате за выполненные работы;
- практика систематически несвоевременного осуществления расходов на закупки, при этом направленные ранее рекомендации о погашении кредиторской задолженности, недопущению роста просроченной кредиторской задолженности не выполнены;
- осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере менее 15%;
- факты изменения заказчиками существенных условий контрактов и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках;
- ненаправление в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов (в т.ч. документов о приемке выполненной работы);
- осуществление приемки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, без привлечения независимых экспертов, экспертных организаций;
- неэффективное использование бюджетных средств;
- незаконные расходы, повлекшие неосновательное обогащение поставщиков (подрядчиков);
- нерезультативные расходы на закупки;
- завышение фактически выполненных объемов работ.
Помимо перечисленного, следует отметить, что процессы планирования и осуществления закупок не в полной мере взаимоувязаны с программно-целевым планированием.
Выявлены также факты направления средств бюджета на строительно-монтажные работы по нескольким объектам с недостаточным запланированным объемом финансирования, которые с большой вероятностью могут стать причиной нерезультативных расходов на закупки. Таким образом, наблюдается некачественное планирование расходов на закупки за счет отсутствия приоритетов в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Среди заказчиков МО город Краснодар получила распространение практика выполнения процедур, установленных законодательством о закупках, без соблюдения утвержденных статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств и статьей 6 Закона № 44-ФЗ принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Заказчикам МО город Краснодар рекомендовано продолжить работу по реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечить соблюдение требований законодательства о закупках, в том числе:
- соблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- включение в контракты обязательных условий;
- размещение в установленные сроки в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению;
- осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ;
- не допускать фактов нарушения требований к определению поставщика, внесения изменений в контракты и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках.
- своевременное направление в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов;
- обеспечить погашение кредиторской задолженности по контрактам на закупку товаров, работ, услуг.
- принять меры по обеспечению заключенных контрактов на поставку товаров, работ, услуг лимитами бюджетных обязательств, либо рассмотреть возможность применения норм п.6 ст. 161 БК РФ в части обеспечения согласования новых условий муниципальных контрактов;
- обеспечить переход к программно-целевому планированию закупок, ориентированных на реализацию мероприятий и достижение целей муниципальных программ;
- во избежание причинения ущерба МО город Краснодар нерезультативными расходами на оплату проектно-изыскательских работ должностным лицам главных распорядителей средств бюджета и заказчикам обеспечить контроль качества выполнения и использования результатов проектно-изыскательских работ;
- повысить качество планирования расходов на закупки за счет своевременного определения приоритетных объектов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Во избежание нерезультативных расходов на закупки не допускать распыления средств бюджета по нескольким объектам, принять меры к снижению объемов незавершенного строительства;
- принять меры к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства о закупках.
Во исполнение рекомендаций контрольно-счетной палаты МО город Краснодар заказчиками приняты меры по устранению нарушений, выявленных аудитом в сфере закупок, на общую сумму 1 515,9 млн. руб.
В течение 2016 года состоялось 3 семинара-совещания для заказчиков, на которых были рассмотрены результаты обследования законности, целесообразности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе и сделаны рекомендации по их предотвращению в дальнейшем.
Результаты
обследования результатов закупок, достижения целей осуществления
закупок в муниципальном образования город Краснодар в 2016 году
Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар в соответствии с планом работы на 2017 год было проведено обследование результатов закупок, достижения целей осуществления закупок в муниципальном образования город Краснодар в 2016 году.
Совокупный годовой объем закупок заказчиков МО город Краснодар за счет бюджетных и внебюджетных источников на основании законов 44-ФЗ и 223-ФЗ был запланирован на 2016 год в размере 13 908,5 млн. рублей (в 2015 году - 16 559,9 млн. рублей).
При этом совокупный годовой объем закупок за счет средств местного бюджета в соответствии с законом 44-ФЗ в 2016 году составил 9645,1 млн. рублей, или 69,3% от общего объема закупок (в 2015 году - 12 269,6 млн. рублей или 74,1%).
В 2016 году 392 бюджетополучателей и бюджетных (автономных) учреждений МО город Краснодар имели обязанности по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Расходы на закупки (по кассовому исполнению), осуществленные в соответствии с законом 44-ФЗ, за счет средств местного бюджета в 2016 году составили – 7 496,7 млн. рублей, или 65,5% всех расходов на закупки (в 2015 году – 8 139,9 млн. рублей, или 67,5%).
В 2016 году сохранилась тенденция снижения доли конкурентных способов закупки в совокупном годовом объеме закупок. Сумма контрактов на закупки товаров, работ, услуг, заключенных по результатам конкурентных процедур, составили 6 857,3 млн. рублей, или 67,2 % от суммы всех заключенных контрактов (в 2015 году – провизорно 66,6 %, в 2014 году - 77,9 % соответственно).
Наибольшую долю в структуре закупок заказчиков МО город Краснодар в 2016 г., также как и в 2015, составили расходы на закупку услуг – 4 171,8 млн. рублей (55,6%). Расходы на закупку товаров произведены в размере 1 721,9 млн. рублей (23,0%), на закупку работ – 1 603,0 млн. рублей (24,8%).
Значительно снизилась в 2016 году сумма расходов на закупку непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования (в 2016 г. – 202,1 млн. рублей, в 2015 г. 455,8 млн. рублей (18,3%), в 2014 году -986,3 млн. рублей (41,9%)).
В течение 2014-2016 гг. в структуре расходов заказчиков МО город Краснодар на закупки товаров выросла доля расходов на закупки предметов первой необходимости – продуктов питания и медикаментов.
Требования статьи 9 Закона № 44-ФЗ о соблюдении принципа профессионализма заказчика выполняются заказчиками МО город Краснодар не в полной мере. Из 624 человек, являющихся работниками контрактных служб (контрактными управляющими) 584 человек (93,6%) имели дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (в 2015 году - 94,8%, в 2014 году – 87%).
Сохраняется тенденция текучести кадров среди работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок, получивших дополнительное образование в сфере закупок.
В 2016 году в МО г. Краснодар функционировал 1 орган, осуществляющий полномочия по определению поставщиков - управление закупок администрации МО город Краснодар.
По результатам конкурентных процедур, проведенным в 2016 году, Управлением закупок была получена экономия средств местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) в размере 561,5 млн. рублей, или 7,1%.
В нарушение ст.100 Закона № 44-ФЗ в 2016 году муниципальные органы МО город Краснодар недостаточно эффективно осуществляли ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в отношении подведомственных им заказчиков, управлением по делам молодежи ведомственный контроль в сфере закупок не осуществлялся.
Контрольно-счетной палатой были выявлены следующие нарушения законодательства о закупках:
- нарушения заказчиками требований к размещению в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению (планы-графики, отчеты о закупках у субъектов малого предпринимательства и др.);
- искусственное дробление закупок;
- нарушение требований к определению поставщика;
- осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере менее 15%;
- факты изменения заказчиками существенных условий контрактов и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках.
Сложилась практика систематически несвоевременного осуществления расходов на закупки, что влечет риски привлечения заказчиков к ответственности по ч. 1 статьи 7.32.5 Кодекса об административных правонарушений РФ (нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Процессы бюджетного планирования и осуществления закупок в МО город Краснодар не в полной мере взаимосвязаны с программно-целевым планированием.
Заданные цели осуществления закупок в муниципальном образования город Краснодар достигнуты в 2016 году не в полной мере.
При проведении аудита закупок 2016 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар выявлено завышение НМЦК на сумму 8 251,92 тыс. рублей. При полной оплате контрактов неэффективное использование средств бюджета составит 3 878,25 тыс. рублей.
В 2016 году не заключены контракты на выполнение строительно-монтажных работ по результатам оплаченных проектно-изыскательских работ по контрактам 2015 г. на сумму 158,9 млн. рублей, вследствие чего имеется риск нерезультативных расходов на закупки проектно-изыскательских работ.
Имеются примеры некачественного планирования расходов на закупки за счет отсутствия приоритетов в условиях ограниченности финансовых ресурсов, распределения средств бюджета на строительно-монтажные работы по нескольким объектам с недостаточным объемом финансирования, которые могут стать причиной нерезультативных расходов на закупки.
Заключение по результатам обследования направлено главе муниципального образования город Краснодар и в городскую Думу Краснодара, а также в прокуратуру города Краснодара для принятия мер.