Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

23.11.2013 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 15 ноября 2013 года по 22 ноября 2013 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Проект решения о бюджете).
В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:

  • обследование параметров прогноза социально-экономического развития для составления Проекта решения о бюджете;
  • анализ текстовой части Проекта решения о бюджете;
  • анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО город Краснодар на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
  • анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;
  • анализ налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
  • анализ расходов местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в том числе анализ структуры и динамики расходов, кредиторской задолженности, бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, муниципальных ведомственных целевых программ, расходов за счет средств, переданных из краевого бюджета;
  • анализ дефицита местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
  • анализ муниципального долга, а также расходов на обслуживание муниципального долга.

По итогам экспертизы Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:

  1. В Проекте решения о бюджете в полном объеме соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) по объемам планируемого дефицита местного бюджета, муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, резервного фонда, условно утвержденных расходов.
  2. В составе материалов, направленных в адрес Контрольно-счётной палаты одновременно с Проектом решения о бюджете, а так же в период проведения экспертизы, расчёты прогнозируемых поступлений по видам доходов местного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) на очередной финансовый год и плановый период, проект Программы приватизации объектов муниципальной собственности на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов не представлены, что не позволило оценить достоверность прогнозируемых объемов доходов местного бюджета.
    Не учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты по результатам экспертизы проекта решения о бюджете на 2013-2016 годы в части внесения указанных документов в перечень документов и материалов, предоставляемых в городскую Думу Краснодара одновременно с Проектом решения о бюджете, утверждённый решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 № 32 п.2 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар».
  3. Общий объём доходов местного бюджета спрогнозирован на 2014 год в объёме 18 070 100,8 тыс. рублей, в 2015 году - 18 992 201,7 тыс. рублей, в 2016 - 20 175 154,3 тыс. рублей.
    В сравнении с оценкой ожидаемого исполнения за 2013 год доходы на 2014 год прогнозируются со снижением на 18,8% (-4 175 552,5 тыс. рублей), что объясняется изменениями законодательства на федеральном и региональном уровне, вступающими в силу с 01.01.2014, и отсутствием планируемых безвозмездных поступлений из краевого бюджета в виде субсидий.
  4. По данным Прогноза социально-экономического развития МО город Краснодар на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов фонд заработной платы, значения которого оказывают прямое влияние на формирование и поступление в местный бюджет налога на доходы физических лиц, спрогнозирован с ростом, соответственно, на 109,9%, 110,2% и 109,8%, по Проекту решения о бюджете поступления по налогу на доходы физических лиц планируются с ростом на 103,7% (к ожидаемому исполнению 2013 года), 107,0% и 106,4%, соответственно, что свидетельствует о наличии резервов увеличения доходов в виде указанного налога.
  5. Существует риск непоступления в местный бюджет в запланированных объёмах на 2014-2016 годы (более 2 500 000,0 тыс.рублей) прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (от установки и эксплуатации рекламных конструкций). По данным администратора доходов бюджета прогнозируемые доходы составят 135 062,8 тыс. рублей в 2014 году, в 2015 и 2016 годы - 67 058,7 тыс. рублей и 70 411,7 тыс. рублей, соответственно, в то время как Проектом решения о бюджете предусмотрено 928 674,0 тыс.рублей, 935 415,0 тыс.рублей и 948 321,0 тыс.рублей, соответственно.
  6. Объём вложений муниципального имущества в акции (доли) уставных капиталов хозяйственных товариществ и обществ на 01.01.2014, по данным ДМС и ГЗ, составит 1 480 783,2 тыс. рублей, при этом доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планируются в незначительных суммах: в 2014 году - 160,0 тыс. рублей, в 2015 и 2016 годы - 170,0 тыс. рублей и 180,0 тыс. рублей, соответственно.
  7. В Проекте решения о бюджете предусмотрены расходы на 2014 год в сумме 20 395 100,8 тыс. рублей, на 2015 год – 18 817 201,7 тыс. рублей, на 2016 год – 19 860 159,3 тыс. рублей. Приоритетным направлением расходов осталась социальная сфера, на обеспечение расходов образования, здравоохранения, социальную политику, физкультуру и спорт запланировано направление 55% общих расходов 2014 года, при этом планируется их устойчивый рост на плановый период 2015 -2016 годов - до 59 %.
    Однако, в целом, в 2014 году запланировано снижение расходов по сравнению с уточненным планом на 2013 год на 7 057 965,5 тыс. рублей или 25,7%, в том числе наблюдается снижение расходов без учета средств межбюджетных трансфертов на 3 348 532,9 тыс. рублей или 19,1%.
  8. Значения запланированных на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов расходов по решениям судебных органов выше уровня фактического их исполнения по итогам 2012 года и истекшего периода 2013 года.
  9. Предусмотренная Проектом решения о бюджете доля муниципальных программ в общем объёме расходов снижается с 2,2% в 2014 году до 0,3% в 2016 году.
  10. Несвоевременные меры по приведению в соответствие с изменившимися в мае 2013 года требованиями бюджетного законодательства в части долгосрочных муниципальных целевых программ не позволят обеспечить расходами мероприятия 11 муниципальных программ с общим объемом финансирования на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в общей сумме 13 377 930,2 тыс.рублей. С учетом начала их действия в 2010 - 2011 годах ставится под сомнение реальность выполнения утвержденных в них мероприятий, а также целесообразность их принятия для концентрации ресурсов местного бюджета на соответствующих направлениях деятельности.
  11. В нарушение ст. 86 БК РФ муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства МО город Краснодар по вопросам местного значения в области городского хозяйства и определяющие их финансовое обеспечение, отсутствуют.
    В результате, планирование расходов по подразделу 0503 «Благоустройство» произведено ДГХ и ТЭК на 2014 год в сумме 2 490 805,7 тыс.рублей «ориентировочно», исходя из их фактических нерегулируемых объемов, со снижением их в целом в плановом периоде на 2015 год - до 294 100,0 тыс. рублей, на 2016 год – до 316 438,0 тыс. рублей.
    На плановый период 2015-2016 годов расходы на обеспечение организации благоустройства городского округа, освещение улиц, санитарному содержанию, сбор, вывоз и утилизацию бросовых твердых бытовых и крупногабаритных отходов, содержание фонтанов и отлов безнадзорных животных, установка и содержание памятных знаков и памятников, содержание и текущий ремонт детских площадок и других расходов в области благоустройства не запланированы.
  12. В нарушение п.2 ст. 86 БК РФ в отсутствие переданных государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории МО город Краснодар необоснованно предусмотрены расходы на 2014 год на сумму 15 320,0 тыс. рублей.
  13. В нарушение ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в МО город Краснодар отсутствуют нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения, при этом в Проекте решения о бюджете расходы на осуществление дорожной деятельности, в том числе на содержание автомобильных дорог, санитарное содержание территорий МО город Краснодар запланированы трем ГРБС.
  14. Проектом решения о бюджете не предусмотрены расходы на осуществление публичных обязательств по предоставлению льгот на изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в муниципальных стоматологических поликлиниках, установленных решением городской Думы Краснодара от 24.02.2005 №63 п.12 «О предоставлении льгот по изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям населения муниципального образования город Краснодар», плановая потребность составляет 68 871,2 тыс. рублей.
  15. Несвоевременное погашение кредиторской задолженности и отсутствие в Проекте решения о бюджете средств на погашение кредиторской задолженности влечет за собой возникновение дополнительных расходов на оплату предъявленных кредиторами претензий, штрафов и пеней и обременяет принимаемый бюджет расходами по судебным искам.
  16. В Проекте решения о бюджете на 2014 год предусмотрены инвестиции в 44 объекта капитального строительства, из которых проектирование и строительство начато в предыдущие периоды по 21 объекту. При этом количество объектов, незавершенных строительством в МО город Краснодар на 01.10.2013, составило 894 на сумму 12 259,4 млн. рублей, в том числе с высокой степенью готовности - 514 объектов стоимостью 7 326,2 млн. рублей.
  17. В сравнении с оценкой ожидаемого исполнения за 2013 год в 2014 году планируется снижение дефицита местного бюджета с 4 997 578,0 тыс. рублей до 2 325 000,0 тыс. рублей, вместе с тем, его объем остается значительным.
    Привлечение муниципальных заимствований в 2014 году, по сравнению с ожидаемым показателем 2013 года, снизится с 7 444 000,0 до 4 700 000,0 тыс. рублей или на 36,9%.
  18. На 2014-2016 годы планируется к привлечению муниципальные заимствования в объеме 15 700 000,0 тыс. рублей, из которых 13 864 955,0 тыс. рублей предусматривается направить на погашение долговых обязательств.
  19. Предельный объем муниципального внутреннего долга на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов установлен в объемах 10 064 995,0 тыс. рублей, 13 189 995,0 тыс. рублей и 13 014 995,0 тыс. рублей, что составляет соответственно, 85,3%, 106,0%, 99,1% объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
  20. Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, планируемый на 2014-2016 годы, увеличен с 952 521,0 тыс. рублей до 1 500 087,9 тыс. рублей (+57,5%). Указанные расходы сопоставимы с совокупным общим объемом бюджетных ассигнований, направляемых в 2016 году на здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и кинематографию.


По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:

  1. На основании ст. 157 БК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» направлять на экспертизу в Контрольно-счётную палату проекты муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования.
  2. Установить порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
  3. Обеспечить выполнение рекомендаций Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов Краснодарского края в части перехода с 2015 года муниципальных образований к формированию бюджета в программном формате.
  4. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета скорректировать планируемые поступления:
    • по земельному налогу на 2015-2016 годы с учетом увеличения решением городской Думы Краснодара с 01.01.2014 ставок по земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с 0,634% до 1,036% от кадастровой стоимости земельного участка;
    • по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, с учетом программы приватизации объектов муниципального имущества на 2014 год;
    • по доходам, получаемым от сдачи в аренду имущества на 2014-2016 годы с учетом сумм имеющейся задолженности по арендной плате;
    • по налоговым доходам на сумму недоимки на 01.11.2013 по налогам, зачисляемым в местный бюджет; – по налогу на доходы физических лиц с учетом прогнозируемого роста фонда заработной платы в Прогнозе социально-экономического развития МО город Краснодар на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
    • по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности, с учетом сведений администратора доходов бюджета о планируемых на 2014 - 2016 годы объемах поступлений сумм от установки и эксплуатации рекламных конструкций.
  5. Скорректировать на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов плановые назначения по расходам по решениям судебных органов с учетом имеющейся информации о результатах рассмотрения дел в судах.
  6. Предусмотреть создание муниципального дорожного фонда в соответствии с п. 5 ст. 179.4 БК РФ и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
  7. Привести муниципальные программы в соответствие с п. 2 ст. 179 БК РФ.
  8. В связи с изменениями ст. 179 БК РФ, вступающими в силу с 01.01.2014 года, привести в соответствие муниципальные правовые акты МО город Краснодар, регламентирующие порядок разработки, формирования, утверждения и реализации муниципальных целевых программ.
  9. Обеспечить принятие действенных мер по сокращению количества незавершенных строительством объектов, в том числе рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований для завершения и ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности, с целью вовлечения их в хозяйственный оборот.
  10. Предусмотреть в местном бюджете средства на погашение просроченной кредиторской задолженности.
    Обязать главных распорядителей бюджетных средств:
    • осуществлять постоянный контроль за уровнем просроченной кредиторской задолженности, в первоочередном порядке производить погашение кредиторской задолженности прошлых лет;
    • провести целенаправленную работу по совершенствованию планирования расходов в части обоснованности расчетов, инвентаризации кредиторской задолженности на предмет достоверности, проведению анализа факторов ее возникновения.
  11. Принять меры по соблюдению Порядка разработки и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности МО город Краснодар, не включенных в целевые программы.
  12. Принять меры к устранению нарушения п.2 ст. 86 БК РФ в части планирования расходов при отсутствии переданных государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных.
  13. Принять меры по исполнению ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в МО город Краснодар по утверждению нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения.
  14. Провести инвентаризацию реестра расходных обязательств в целях актуализации включенных в Проект решения о бюджете расходных обязательств.
  15. Рассмотреть вопрос о дальнейшем действии решения городской Думы Краснодара от 24.02.2005 №63 п.12 «О предоставлении льгот по изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям населения муниципального образования город Краснодар» в условиях передачи муниципальных стоматологических поликлиник в государственную собственность.
Вернуться к списку