Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

23.11.2014 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 14 ноября 2014 года по 23 ноября 2014 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Проект решения о бюджете).

В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:

  • обследование параметров прогноза социально-экономического развития для составления Проекта решения о бюджете;
  • анализ текстовой части Проекта решения о бюджете;
  • анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО город Краснодар на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
  • анализ бюджетного процесса в МО город Краснодар на соответствие Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ);
  • анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;
  • анализ налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
  • анализ расходов местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе анализ структуры и динамики расходов, муниципальных программ, кредиторской задолженности, бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, расходов за счет средств, переданных из краевого бюджета;
  • анализ дефицита местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
  • анализ муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.

По итогам экспертизы Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:

  1. Проект решения о бюджете представлен для рассмотрения и утверждения в полном соответствии с установленными требованиями БК РФ и Положения о бюджетном процессе в части срока и объемов.
  2. Перечень и содержание документов, представленных с Проектом решения о бюджете соответствуют ст. 184.2 БК РФ.
  3. Динамика основных параметров местного бюджета характеризуется увеличением в 2015 - 2017 годах доходов местного бюджета с 20 125 249,8 тыс. рублей до 22 722 109,8 тыс. рублей и сокращением расходов с 23 170 409,8 тыс. рублей до 23 042 109,8 тыс. рублей.
    Дефицит местного бюджета спланирован со снижением с 3 045 160,0 тыс. рублей в 2015 году до 320 000,0 тыс. рублей в 2017 году.
  4. Расходы на социальную сферу в 2015 году запланированы на уровне 12 836 604,0 тыс. рублей или 55,4% в структуре расходов бюджета, в плановом периоде 2016 и 2017 годов – 12 565 387,5 тыс. рублей (55,4% в структуре бюджета) и 12 641 107,0 тыс. рублей (54,9% в структуре бюджета) соответственно.
  5. Условно утверждённые расходы на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрены Проектом решения о бюджете в суммах 747 621,6 тыс. рублей и 1 363 087,6 тыс. рублей, что соответствует положениям ст.184.1 БК РФ (4,8% и 8,6% соответственно от общего объёма расходов бюджета, без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов).
  6. Установленные Проектом решения о бюджете размеры резервного фонда администрации МО город Краснодар в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов составят 1,2%, 1,4% и 1,4% соответственно от общего объёма расходов местного бюджета, что не превышает предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 81 БК РФ (3%)
  7. Размер дефицита местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов соответствует статье ст. 92.1 БК РФ.
  8. На 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов предельный объем муниципального внутреннего долга установлен, соответственно, 12 810 155,0 тыс. рублей, 16 176 815,0 тыс. рублей, 15 081 820,0 тыс. рублей. Параметры муниципального внутреннего долга не превышают пределы, установленные ст. 107 БК РФ.
  9. Бюджетная политика МО город Краснодар в области управления муниципальным долгом, как и в предыдущие годы, характеризуется увеличением потребности в заёмных средствах и ориентиром на безусловное погашение и обслуживание долговых обязательств.
    Объем муниципального внутреннего долга вырастит с 6 589 995,0 тыс. рублей (оценка ожидания на 01.01.2015) до 11 296 760,0 тыс. рублей к 01.01.2018 (+71,4%). Долговая нагрузка на местный бюджет в 2015 году увеличится с 51,3% до 92,1%, максимальное ее значение достигнет в 2016 году (94,6%) и в 2017 году долговая нагрузка снизится до 87,8%.


Вместе с тем, в ходе проведенной экспертизы Проекта решения о бюджете выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:

  1. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не в полной мере нашли отражение в Проекте решения о бюджете.
  2. Реестр расходных обязательств не соответствует требованиям ст. 87 БК РФ и приказа департамента финансов администрации МО город Краснодар от 14.07.2008 № 63 «Об утверждении формы реестра расходных обязательств муниципального образования город Краснодар и методических рекомендаций по ведению реестра расходных обязательств муниципального образования город Краснодар».
  3. Прогноз социально-экономического развития МО город Краснодар на 2015-2017 годы, как и в предыдущие периоды бюджетного планирования, основан на одном варианте сценарных условий социально-экономического развития МО город Краснодар и не в полной мере отражает особенности развития экономики Российской Федерации и Краснодарского края в 2015 -2017 годах.
    Учитывая норму ст. 37 БК РФ, согласно которой принцип достоверности бюджета основывается на надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета, необходимо обеспечить реальность и осторожность экономических прогнозов и их взаимоувязку с Проектом решения о бюджете.
  4. Расчеты (прогнозируемых) поступлений по доходам местного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) и проект Программы приватизации объектов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не были представлены Департаментом финансов и по запросу Контрольно-счетной палаты, что не позволило оценить достоверность прогнозируемых объемов доходов местного бюджета, а также вовлечение в объем доходов недоимки по налогам и задолженности по арендной плате на общую сумму 979 831,6 тыс. рублей (без учета нереальной к взысканию).
  5. Существует риск непоступления в местный бюджет в запланированных объёмах на 2015-2017 годы прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (от установки и эксплуатации рекламных конструкций и сдачи в наём жилья по договорам социального найма) на общую сумму 1 155 000,0 тыс. рублей. По данным главных администраторов доходов бюджета (Департамента архитектуры и градостроительства и ДГХ и ТЭК) прогнозируемые доходы составят соответственно 67 266,6 тыс. рублей в 2015 году, в 2016 и 2017 годы - 70 548,7 тыс. рублей и 73 995,0 тыс. рублей, согласно Проекту решения о бюджете - 385 000,0 тыс. рублей ежегодно.
  6. Объем вложений муниципального имущества МО город Краснодар в уставные капиталы хозяйствующих обществ за период 2012-2014 годов вырос с 907 085,0 тыс. рублей до 1 539 096,3 тыс. рублей, вместе с тем, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, на 2015, 2016 и 2017 годы по-прежнему планируются на уровне прошлых лет - 20,0 тыс. рублей (ежегодно) при ожидаемом их исполнении за 2014 год в сумме 7 486,0 тыс. рублей.
  7. Местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период впервые планируется на основе программного принципа составления бюджета. В нарушение п. 16. Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования и реализации, 22 муниципальные программы утверждены с нарушением сроков (позднее 1 сентября 2014 года).
  8. Отсутствует целесообразность проведения анализа соответствия целей и задач муниципальных программ стратегическим направлениям развития МО город Краснодар, поскольку Стратегия социально-экономического развития до 2020 года нуждается в актуализации (утверждена решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 №35 п.2).
  9. Анализ муниципальной программы «Краснодару – столичный облик» выявил ее несоответствие подпрограмме государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований».
  10. Обеспеченность программ бюджетными ассигнованиями в 2015 году составляет 62,1%. Для обеспечения мероприятий муниципальных программ потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в 2015 году в размере 12 205 691,5 тыс. рублей, в том числе за счёт средств местного бюджета 10 085 574,8 тыс. рублей, что составляет 78,2% от объёма налоговых и неналоговых доходов МО город Краснодар. Отсутствие необходимого финансирования ставит под угрозу реализацию соответствующих муниципальных программ и, как следствие, достижение поставленных в них целей и задач.
  11. Просроченная кредиторская задолженность по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выросла на 47 % и по состоянию на 01.11.2014 составила 1 086 240,9 тыс. рублей или 32 % от общей суммы кредиторской задолженности.
    Кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств, на 01.11.2014 увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в 2,2 раза и составила 511 031,1 тыс. рублей или 15% от общей суммы кредиторской задолженности.
  12. Объем незавершенного строительства МО город Краснодар по состоянию на 01.10.2014 составляет 13 894 249,0 тыс. рублей (превышает объем налоговых и неналоговых доходов на 2015 год). Увеличение объемов незавершенного строительства с начала 2014 года составило 1 634 897,0 тыс. рублей, или 12%.
    Не введены в эксплуатацию по причине недостаточного финансирования, либо несвоевременного оформления документации объекты высокой степени готовности в количестве 158 единиц, общей стоимостью 5 852 774,3 тыс. рублей.
  13. Отсутствие в Проекте решения о бюджете бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по паспортизации автомобильных дорог в рамках подпрограммы «Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения и подготовка документации для включения автомобильных дорог местного значения в реестр муниципального имущества МО город Краснодар» на 2015-2018 годы, приведет к невозможности включения запланированного количества дорог в реестр муниципального имущества МО город Краснодар.
    В связи с тем, что в реестр муниципального имущества МО город Краснодар включено и передано в оперативное управление МКУ «Единая служба заказчика» порядка 40% автомобильных дорог местного значения, МО город Краснодар, не имея большей части автомобильных дорог в собственности, несет бремя содержания не принадлежащего ему имущества.
  14. В 2015-2017 годах в структуре муниципального долга при запланированных объемах муниципальных заимствований основную долю будут занимать кредиты кредитных организаций - 81,5%, 83,7%, 84,2%, соответственно, что в условиях повышения с 31.10.2014 Банком России ключевой ставки денежно-кредитной политики до 9,5% (предыдущая - 8%), не обеспечивает минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга.
  15. Программами муниципальных внутренних заимствований МО город Краснодар предусматривается на 2015-2017 годы привлечение заимствований в объеме 16 866 880,0 тыс. рублей, из которых 4 706 765,0 тыс. рублей (28,0%) привлекаются для финансирования дефицита местного бюджета и 12 160 115,0 тыс. рублей (72,0%) - для погашения ранее возникших долговых обязательств.
    Погашение долговых обязательств за счет привлечения новых заимствований не способствует снижению объема долга. Рост муниципального долга на 71,4%, заложенный Проектом решения о бюджете на 2015-2017 годы, свидетельствует о возрастающей зависимости бюджета от заемных средств и наличии рисков в обеспечении устойчивости местного бюджета.

По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:

  1. Привести реестр расходных обязательств в соответствие с требованиями ст. 87 БК РФ и приказа департамента финансов администрации МО город Краснодар от 14.07.2008 № 63 «Об утверждении формы реестра расходных обязательств муниципального образования город Краснодар и методических рекомендаций по ведению реестра расходных обязательств муниципального образования город Краснодар».
  2. С целью повышения достоверности и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета Прогноз социально-экономического развития МО город Краснодар необходимо разрабатывать на вариантной основе, с учетом сценарных условий Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, Краснодарского края на соответствующий период.
  3. Внести изменения в Положение о бюджетном процессе, дополнив перечень документов и материалов, которые представляются в городскую Думу Краснодара одновременно с проектом решения о местном бюджете, в части следующих материалов:
    • расчеты по видам доходов местного бюджета и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
    • проект Программы приватизации объектов муниципальной собственности на очередной финансовый год и на плановый период.
  4. Принять неотложные меры по снижению образовавшейся недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество путем обеспечения эффективного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов в этом направлении.
  5. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета на 2015-2017 годы скорректировать планируемые поступления по ряду доходов, в том числе:
    • по налоговым доходам с учетом сумм возможной к взысканию недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет;
    • по доходам, получаемым от сдачи в аренду земельных участков и муниципального имущества с учетом сумм возможной к взысканию задолженности по арендной плате;
    • по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности, с учетом информации главных администраторов доходов местного бюджета о планируемых объёмах поступлений сумм от установки и эксплуатации рекламных конструкций и сдачи в наём жилья по договорам социального найма.
  6. Учитывая переход к составлению и исполнению местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) на основе муниципальных программ, необходимо актуализировать Порядок и методику планирования бюджетных ассигнований местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом, в том числе, финансово-экономического обоснования муниципальных программ МО город Краснодар.
  7. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете не позднее трёх месяцев со дня вступления его в силу.
  8. Обеспечить в полном объёме бюджетными ассигнования мероприятия по паспортизации автомобильных дорог местного значения и включения их в реестр муниципального имущества МО город Краснодар.
  9. Привести муниципальную программу «Краснодару – столичный облик» в соответствие с подпрограммой государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований».
  10. Перераспределить ассигнования муниципальной программы «Краснодару – столичный облик» в сумме 87 974,9 тыс. рублей по соответствующим запланированным мероприятиям.
  11. Определить в Проекте решения о бюджете приоритеты при использовании бюджетных средств, в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики:
    • погашение просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, выполненным в предыдущие годы;
    • завершение объектов, находящихся на стадии незавершенного строительства, согласно принятым обязательствам.
  12. Принять меры по погашению просроченной кредиторской задолженности.
  13. В целях формирования эффективной системы по принятию решений в сфере инвестиционной деятельности не допускать принятия решений об осуществлении капитальных вложений без обоснования эффективности и целесообразности направления средств местного бюджета на строительство объекта.
  14. Для определения реального состояния незавершенных строительством объектов, объема денежных средств, необходимых для завершения работ по объектам, провести их полную инвентаризацию, разработать План мероприятий по снижению объемов незавершенных строительством муниципальных объектов, в том числе рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований для завершения и ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности.
  15. В условиях увеличения объемов заимствований, муниципального долга, а также расходов на его обслуживание, провести реальную оценку долговой устойчивости местного бюджета и принять меры по оптимизации структуры долговых обязательств и постепенному сокращению объёма муниципального внутреннего долга в среднесрочной перспективе.
Вернуться к списку