Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара, внесенного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.10.2014 № 7837

14.11.2014 г.

13 ноября 2014 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 17.12.2013 № 56 п. 1 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Доходная часть местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов осталась без изменений.
Расходная часть местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части расходов, передаваемых из краевого бюджета, осталась без изменений.

Расходная часть местного бюджета на 2014 год (без учёта расходов за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета) увеличена за счет источников финансирования дефицита местного бюджета на 4 000,0 тыс. рублей. Расходы увеличены по разделу 0900 «Здравоохранение» на предоставление мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в обеспечении инсулинами, таблетированными сахароснижающими препаратами в сумме 3 000,0 тыс. рублей, а также на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в сумме 1 000,0 тыс. рублей.

В ходе экспертизы проекта Решения Контрольно-счетной палатой при рассмотрении правомерности и обоснованности увеличения расходов управлению здравоохранения администрации МО город Краснодар установлено следующее:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере охраны здоровья, в числе прочих, относится:
    • организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
    • организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

    Выполнение указанных полномочий органы государственной власти Краснодарского края исполняют в рамках закона Краснодарского края от 18.12.2013 №2848-КЗ «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Территориальная программа), в соответствии с которой за счёт краевого бюджета осуществляется:

    1. обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2. обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинского изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
    3. обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
  2. Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления. В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
    В соответствии с законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления МО город Краснодар наделены отдельными государственными полномочиями, осуществление которых производится за счёт средств субвенций из краевого бюджета в 2014 году и в 2015 и 2016 годах в соответствии с законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в том числе:
    • по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты;
    • по организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой.

    Таким образом, органы местного самоуправления МО город Краснодар наделены государственными полномочиями по обеспечению населения всеми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе таких категорий населения как дети первых трёх лет жизни, лиц, страдающих хроническими заболеваниями и диабетом за счёт средств Территориальной программы.
    В нарушение п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ст. 92 Устава МО город Краснодар расходные обязательства МО город Краснодар при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий не установлены муниципальными правовыми актами.

    Согласно п.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п.5 ст.13 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
    В нарушение указанной нормы Устав муниципального образования город Краснодар не предусматривает случаи и порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных ему государственных полномочий.
    Методики расчёта субвенций для осуществления указанных выше переданных государственных полномочий, утверждённые законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ, Соглашение от 22.01.2014 № 5 о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций на указанные выше полномочия, заключённое между Министерством здравоохранения Краснодарского края и главой МО город Краснодар, не содержат права МО город Краснодар на использование собственных финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий.

    Однако, решениями городской Думы Краснодара:

    • от 19.06.2014 № 64 п.7 «Об утверждении Положения о создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования город Краснодар» к мерам по созданию условий для оказания медицинской помощи населению отнесено обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе лиц, страдающих хроническими заболеваниями и имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, а также детей до 3-х лет за счёт средств местного бюджета. Решение не содержит порядка указанного обеспечения, в результате чего распространяет своё действие на неопределённый и неограниченный перечень заболеваний и лекарственных средств, что не позволяет определить объем средств, необходимый для исполнения данного расходного обязательства. Необходимо отметить, что такое обеспечение является государственным полномочием и финансируется за счёт средств субвенций из краевого бюджета;
    • от 29.10.2013 № 68 п.1 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам, нуждающимся в обеспечении инсулинами, таблетированными сахароснижающими препаратами», утверждённым одновременно с проектом Решения, установлена дополнительная мера социальной поддержки отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории МО город Краснодар, имеющим право на бесплатное предоставление лекарственных препаратов по рецептам врачей, в виде обеспечения инсулинами, таблетированными сахароснижающими препаратами за счет средств местного бюджета.

    Пунктом 5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления на установление дополнительных мер поддержки.
    Однако, учитывая, что обеспечение отдельных категорий граждан инсулинами, таблетированными сахароснижающими препаратами является государственным полномочием по организации медицинской помощи и финансируется за счет средств субвенций, то указанное решение городской Думы Краснодара в действующей редакции фактически не устанавливает дополнительные меры социальной поддержки, а подменяет государственное полномочие.
    Указанное решение городской Думы Краснодара не содержит категорий и количества граждан, которым предназначена данная социальная поддержка, её размера и условий предоставления, что не позволяет оценить необходимый объём финансовых средств, необходимый для выполнения данного решения.

    Кроме того, в результате принятия указанных муниципальных правовых актов в отсутствие в Уставе МО город Краснодар случаев и порядка дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий возникло бремя расходов местного бюджета по финансированию переданных государственных полномочий, содержащих государственные гарантии гражданам без учёта реальных возможностей местного бюджета, а также необоснованно расширены полномочия и ответственность органов местного самоуправления МО город Краснодар.
    Так, принятые решения о выделении дополнительных средств из местного бюджета для обеспечения отдельных граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения увеличили в текущем году дефицит бюджета на 4 000,0 тыс. рублей.

  3. В нарушение п.п. 3, 4 ст. 46 Регламента городской Думы Краснодара, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.6 и п.п.5.7, 5.8 Инструкции по делопроизводству в администрации МО город Краснодар, утверждённой распоряжением главы МО город Краснодар от 11.07.2008 № 177-р к проекту Решения отсутствует финансово-экономическое обоснование заявленной потребности в объёме 3 000,0 тыс. рублей, расчёт потребности в денежных средствах на приобретение медикаментов и иных лекарственных средств в пояснительной записке не приводится, увеличение произведено на основании письма главного распорядителя бюджетных средств - управления здравоохранения администрации МО город Краснодар.

Проект Решения в электронном виде поступил в Контрольно-счётную палату 29.10.2014 после начала проведения LXIX внеочередного заседания городской Думы Краснодара. Таким образом, подготовить и направить настоящее заключение до начала вышеуказанного заседания городской Думы Краснодара не представилось возможным.

Контрольно-счётная палата МО город Краснодар, с учётом принятого решения городской Думы Краснодара рекомендует:

  1. Администрации МО город Краснодар:
    1.1. Во исполнение п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ст. 92 Устава МО город Краснодар установить расходные обязательства МО город Краснодар при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий муниципальными правовыми актами.
    1.2. Обеспечить выполнение п.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п.5 ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» в части отражения в Уставе МО город Краснодар случаев и порядка использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
    Рассмотреть возможность внесения в Устав МО город Краснодар, среди прочих, таких условий использования собственных финансовых средств на осуществление переданных отдельных государственных полномочий как:
    • если нормативы для определения общего размера субвенций, предоставляемых бюджету МО город Краснодар из бюджетов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на осуществление государственных полномочий, не позволяют в предусмотренном нормативными правовыми актами органов государственной власти объеме осуществлять переданные им полномочия только за счет средств субвенций;
    • отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам муниципального образования;
    • отсутствие дефицита местного бюджета и долговых обязательств бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
    • если такое использование не повлечёт за собой неисполнение полномочий по вопросам местного значения.
    1.3. Обеспечить выполнение п.п. 3, 4 ст. 46 Регламента городской Думы Краснодара, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.6 и п.п. 5.7, 5,8 Инструкции по делопроизводству в администрации МО город Краснодар, утверждённой распоряжением главы МО город Краснодар от 11.07.2008 № 177-р в части предоставления к проекту решения городской Думы Краснодара финансово-экономического обоснования, непосредственного включения в текст внесённого в Думу проекта решения положений о финансовых, материально-технических, организационных средствах для обеспечения выполнения данного решения, а также отражения в пояснительной записке определение и обоснование финансовых ресурсов.
  2. Городской Думе Краснодара:
    2.1. Привести решения городской Думы Краснодара от 19.06.2014 № 64 п.7 и от 29.10.2013 № 68 п.1 в соответствие действующему Федеральному законодательству, законодательству Краснодарского края в сфере охраны здоровья граждан.
    Утвердить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, нуждающимся в обеспечении инсулинами, таблетированными сахароснижающими препаратами с учётом федерального законодательства и законов Краснодарского края в сфере охраны здоровья граждан.
    2.2. Обязать администрацию МО город Краснодар обратиться в Министерство здравоохранения Краснодарского края об обеспечении средствами субвенции переданных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой в части обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных групп населения, предусмотренных законодательством Российской Федерации в полном объёме как в текущем году, так и на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы.
Вернуться к списку