Проведение внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2013 год.

04.04.2014 г.

С 11 марта по 4 апреля 2014 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар (далее – Палата) проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2013 год.

Целями внешней проверки явились:

  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения городской Думы Краснодара «Об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2013 год», документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС);
  • установление соответствия исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным Решением о местном бюджете на 2013 год;
  • выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
  • подготовка заключения на отчёт об исполнении местного бюджета.

Для подготовки заключения по результатам внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета использовалась информация, представленная администрацией МО город Краснодар на основании запросов Палаты, материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС и сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и автономных учреждений за 2013 год. Проведен анализ основных показателей местного бюджета по итогам его исполнения в 2013 году.

По итогам внешней проверки в числе прочего установлено следующее:

  1. По сравнению с предыдущим годом увеличен объем доходов местного бюджета на 12,6%, в том числе по налоговым доходам – на 20,7% (+1 827 285,5 тыс. рублей), неналоговым доходам - на 58,7% (+1 107 084,6 тыс. рублей). В 2013 году отмечается положительная динамика поступлений неналоговых доходов местного бюджета, которые с 2011 года выросли на 45,3% с 2 060 892,8 тыс.рублей до 2 993 657,8 тыс.рублей.
  2. Продолжена работа, направленная на развитие доходного потенциала местного бюджета, обеспечен рост поступлений местных налогов в бюджет по сравнению с предыдущим годом в 2,8 раз или на 1 148 254,3 тыс. рублей.
  3. Обеспечена сбалансированность местного бюджета;
  4. Сохранена социальная направленность бюджетных расходов.
  5. В нарушение п.11 статьи 26 Положения о бюджетном процессе в МО город Краснодар не соблюдены сроки предоставления в Палату бюджетной (бухгалтерской) отчетности рядом ГАБС.
  6. Проверками годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГАБС установлены нарушения порядка ее составления, неполнота представления форм отчетности и искажение отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность и информативность отчетности.
  7. Пояснительные записки отдельных ГАБС, как и в прошлые отчетные периоды, не раскрывают полной информации о деятельности, в том числе не содержат пояснения отдельных показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, что не позволило оценить соответствие уровня финансовых затрат с достижением показателей результата.
  8. Проверкой годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГАБС установлены нарушения учета и отчетности на общую сумму 407 544,3 тыс. рублей, повлиявшие на ее достоверность, из них:
    • не отражено в учете и отчетности имущество, переданное в безвозмездное и возмездное пользование, стоимостью 60 400,3 тыс. рублей;
    • не отражены в учете и отчетности земельные участки, полученные в безвозмездное (бессрочное) пользование, стоимостью 287 921,2 тыс. рублей;
    • не отражена в учете и отчетности балансовая стоимость основных средств в сумме 14 153,0 тыс. рублей, полученных в оперативное управление;
    • не отражены выявленные в результате инвентаризации факты расхождений данных бухгалтерского учета с фактическим наличием 25 объектов основных средств, стоимостью 16 824,1 тыс. рублей;
    • недостоверно отражены в учете и отчетности на 01.01.2014 показатели дебиторской и кредиторской задолженности на общую сумму 28 245,7 тыс. рублей.
    Также выявлены другие нарушения действующего законодательства, не повлиявшие на достоверность отчетности, а именно:
    • не включено в Реестр муниципального имущества имущество общей стоимостью 85 345,7 тыс. рублей (Управление физкультуры, Управление гражданской защиты);
    • допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств, на сумму 495 902,6 тыс. рублей;
    • неэффективные расходы и отвлечение средств местного бюджета в дебиторскую задолженность на срок более трех лет составили 121 403,6 тыс. рублей.
    Не проведена перед составлением годовой отчетности в установленном порядке, обязательная инвентаризация имущества и финансовых обязательств на сумму 36 188 540,7 тыс. рублей, в том числе имущества Казны на сумму 23 477 882,7 тыс. рублей. Расчеты с дебиторами и кредиторами не подтверждены актами сверок на сумму 179 121,8 тыс. рублей.
    Допущено расхождение показателей форм бюджетной отчетности при консолидации, при отражении принятых бюджетных и денежных обязательств, на общую сумму 13 712,5 тыс. рублей, а также расхождение данных Реестра муниципального имущества с данными, отраженными на забалансовом учете Казны в части стоимости земельных участков, переданных в аренду, на сумму 72 651,8 тыс. рублей.
    В связи с превышением расходов над начисленными страховыми взносами по фонду социального страхования и прочими переплатами во внебюджетные фонды на 01.01.2014 сформировалась дебиторская задолженность на сумму 6 211,5 тыс. рублей, подлежащая перечислению в доход бюджета в 2014 году.
  9. Кредиторская задолженность по принятым обязательствам участниками бюджетного процесса по сравнению с прошлым годом выросла в 2 раза и составила 3 680 256,8 тыс. рублей, в том числе просроченная - выросла в 3 раза и составила 2 100 989,3 тыс. рублей (57 % от всей суммы кредиторской задолженности).
    Кредиторская задолженность по принятым обязательствам бюджетных и автономных учреждений составила всего 586 631,6 тыс. рублей, в том числе просроченная - 219 338,9 тыс. рублей.
    Просроченная кредиторская задолженность по расходам на выполнение муниципального задания составила 27 868,6 тыс. рублей.
  10. Исполнение местного бюджета, как и в 2012 году, характеризуется большим количеством внесённых изменений (12) по налоговым и неналоговым доходам бюджета – на 17,1% (+1 880 811,0 тыс. рублей).
    Значительная часть изменений общего объема доходов (81% или 6 780 347,1 тыс. рублей) внесена таблицами поправок, в том числе по безвозмездным поступлениям – на 4 899 536,1 тыс. рублей, по налоговым и неналоговым доходам – на 1 880 811,0 тыс. рублей, и не прошла в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты.
  11. В 2013 году по 16 из 21 источника доходов местного бюджета наблюдаются существенные отклонения исполненных показателей от первоначальных плановых назначений. По большинству источников (13) перевыполнение доходов составило от 10,2% до 1455,0% на сумму 2 810 268,6 тыс. рублей.
  12. Остаётся высоким уровень недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет. На 01.01.2014 недоимка составила 384 018,0 тыс. рублей или 3,6% к объёму поступивших налоговых доходов, ее рост за 2013 год составил 29,8% ( +88 056,0 тыс. рублей).
  13. Задолженность по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество выросла в отчетном году на 4,5% и 14,8%, соответственно, и составила по состоянию на 01.01.2014 385 095,4 тыс. рублей и 9 232,6 тыс. рублей, соответственно.
  14. Сложившаяся практика разработки Программы приватизации объектов муниципальной собственности и ее реализация не в полной мере обеспечивает результативность проводимой работы по этому направлению.
    Так, в отчетном году 19 объектов из 48 (40%) не были приватизированы, 17 из которых были исключены из Программы приватизации и лишь 4 из них были внесены в программу приватизации на 2014 год.
  15. Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2014 составил 4 864 995,0 тыс. рублей и по сравнению с 2012 годом вырос на 3,3% (+154 995,0 тыс. рублей). На увеличение объема муниципального долга повлиял рост объемов полученных кредитов в банках, долговые обязательства по которым выросли на 54,1% или на 1 514 995,0 тыс.рублей.
  16. Программа муниципальных заимствований на 2013 год в части привлечения исполнена всего на 44,3%. При прогнозируемом объеме привлечения бюджетных кредитов 4 607 995,0 тыс. рублей, фактически привлечено 700 000,0 тыс. рублей, что свидетельствует о недостатках в планировании и исполнении местного бюджета.
  17. В отчетном году не обеспечено снижение расходов на обслуживание муниципального долга. Указанные расходы выросли на 35,7% (+121 730,2 тыс. рублей) и на 01.01.2014 составили 462 147,0 тыс. рублей.
  18. Исполнение расходов местного бюджета составило 22 284 344,7 тыс. рублей или 80,9% уточнённых плановых назначений. 9 ГРБС исполнили расходы на 95,0% - 100,0%, 6 ГРБС на 90,0% - 95,0%, 10 ГРБС (40,0 % от общего числа ГРБС) – менее чем на 90,0%. Не обеспечено безусловное исполнение действующих расходных обязательств.
  19. Не проводилась инвентаризация Реестра расходных обязательств.
  20. Кассовое исполнение расходов осуществлялось неравномерно.
  21. Отдельными ГРБС допускались случаи несвоевременного проведения процедур по размещению заказа.
  22. Имело место выделение значительных объёмов финансовых средств в конце года, что негативно сказалось на уровне исполнения бюджета и эффективности использования бюджетных средств.
  23. Существенный объём внесённых изменений в плановые показатели ГРБС при одновременном невыполнении бюджетных назначений свидетельствует о низком качестве финансового планирования главными распорядителями средств.
  24. Удельный вес расходов местного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных ведомственных и долгосрочных целевых программ снизился с 3,5% в 2012 году до 3,1% в 2013 году.
  25. В нарушение п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, по пяти муниципальным долгосрочным целевым программам объемы предусмотренных ассигнований в Решении о бюджете не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в программах. Несмотря на необеспеченность мероприятий МДЦП бюджетными ассигнованиями, их действие не было приостановлено или отменено.
  26. В отчётном году за счёт непрограммных средств осуществлялись расходы на мероприятия, аналогичные утвержденным в МДЦП.

По итогам проведенной внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2013 год Палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:

  1. Администрации МО город Краснодар:

    1.1. Учесть при исполнении местного бюджета в текущем финансовом году и формировании Отчета за 2014 год нарушения и недостатки, отмеченные Контрольно-счетной палатой в настоящем Заключении.
    1.2. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на выявление резервов доходной части местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование расходных обязательств МО город Краснодар в полном объеме.
    1.3. Повысить достоверность прогнозирования и эффективность администрирования доходов местного бюджета. Усилить ответственность главных администраторов доходов местного бюджета за выполнение бюджетных назначений по закрепленным за ними неналоговым доходам.
    1.4. Дополнить Порядок планирования приватизации муниципального имущества МО город Краснодар, утвержденный постановлением администрации МО город Краснодар от 04.04.2012 №2619, в части внесения в него положений, определяющих структуру, содержание Программы приватизации, порядок и сроки ее разработки, а также сроки и конкретную форму предоставления в ДМС и ГЗ предложений по приватизации имущества.
    1.5. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а так же снижению задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество, определив целевые ориентиры по состоянию на 01.01.2015.
    1.6. В условиях роста муниципального долга, с целью поддержания объема и его структуры на экономически безопасном уровне обеспечить качественный уровень управления муниципальным долгом МО город Краснодар и минимизацию стоимости его обслуживания.
    1.7. Обеспечить безусловное исполнение принятых расходных обязательств. Продолжить работу по выявлению внутренних резервов экономии расходов бюджета.
    1.8. Провести работу по оптимизации расходов местного бюджета путем проведения инвентаризации Реестра расходных обязательств для выявления расходных обязательств, имеющих недостаточное нормативно-правовое и финансовое обеспечение, а также анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или изменению.
    Направлять в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы проекты муниципальных правовых актов в части касающейся расходных обязательств бюджета.
    1.9. Повысить качество финансового планирования главными распорядителями бюджетных средств, достоверность плановых расчётов по расходам.
    1.10. Обеспечить погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 01.01.2014. Принять меры по недопущению роста кредиторской задолженности.
    1.11. Принять меры к повышению качества принимаемых МЦП, проведению оценки эффективности их исполнения, отмены неэффективных МЦП. Корректировать их цели, задачи и критерии при необеспеченности программных мероприятий средствами, необходимыми для их исполнения.
    1.12. Обеспечить соответствие объемов финансирования, указанных в паспортах МЦП, и объемов, утвержденных Решением о бюджете.
  2. Главным администраторам бюджетных средств:
    2.1. Обеспечить соблюдение порядка составления и предоставления отчетности в соответствии с действующим законодательством, усилить контроль за качеством бюджетной (бухгалтерской) отчетности подведомственных учреждений.
    2.2. Годовую отчетность ГАБС представлять для внешней проверки в Контрольно-счетную палату с отметкой финоргана о дате принятия. Отчет об исполнении местного бюджета и годовую отчетность консолидированного бюджета представлять после получения уведомления об утверждении отчетности Министерством финансов Краснодарского края.
    2.3. Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений учета и отчетности за 2013 год, повлиявших на ее достоверность, из них:
    • отразить на забалансовых счетах имущество, полученное и переданное в безвозмездное и возмездное пользование, общей стоимостью 57 357,4 тыс. рублей;
    • принять меры по определению стоимости имущества, полученного и переданного в безвозмездное и возмездное пользование, стоимость которого не определена, и также отразить в учете;
    • отразить на забалансовых счетах земельные участки, полученные в безвозмездное (бессрочное) пользование, стоимостью 287 921,2 тыс. рублей;
    • отразить в учете на балансовых счетах стоимость основных средств и вложений в нефинансовые активы в сумме 15 586,7 тыс. рублей;
    • принять меры по достоверному отражению дебиторской и кредиторской задолженности на сумму 5 559,1 тыс. рублей в соответствии с первичными документами и устранению искажения на сумму 22 686,6 тыс. рублей в части просроченной кредиторской и нереальной к взысканию дебиторской задолженности;
    • отразить МКУ «Служба Заказчика» выявленные в результате инвентаризации факты расхождений данных бухгалтерского учета с фактическим наличием 25 объектов основных средств, стоимостью 16 824,1 тыс. рублей.
    2.4. Принять меры по устранению выявленных нарушений, не повлиявших на достоверность отчетности за 2013 год, из них:
    • Департаменту муниципальной собственности отразить на забалансовом учете Казны операции по движению земельных участков на сумму 72 651,8 тыс. рублей; в дальнейшем следовать требованиям п. 145 Инструкции № 157н и п.3 приказа Департамента финансов от 07.12.2011 № 143 по отражению имущества Казны в бюджетном учете на основании информации из Реестра муниципального имущества на каждую отчетную дату, не реже одного раза в месяц;
    • принять меры по включению имущества, стоимостью 85 345,7 тыс. рублей в Реестр муниципального имущества; привести в соответствие муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок включения имущества в Реестр муниципального имущества;
    • усилить контроль за выполнением полномочий администраторов доходов по начислению, учету и контролю по всем видам доходов бюджета;
    • обеспечить соблюдение требований законодательства о проведении обязательной инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед составлением годовой отчетности с обязательным подтверждением актами сверок расчетов с дебиторами и кредиторами;
    • применять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим своими действиями (бездействиями) нарушение бюджетного законодательства в части принятия расходных обязательств сверх утвержденных лимитов;
    • обеспечить в полном объеме финансирование субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
    2.5. Принять меры по своевременному осуществлению закупок и контролю за выполнением условий муниципальных контрактов.

По итогам проведенной внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2013 год Контрольно-счётная палата муниципального образования город Краснодар считает возможным рекомендовать городской Думе Краснодара:

  • утвердить отчет об исполнении бюджета за 2013 год с учетом выводов и рекомендаций, изложенных в настоящем Заключении;
  • поручить администрации муниципального образования город Краснодар разработать план мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты и представить отчет о его выполнении до 02.06.2014.
Вернуться к списку