- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Информация о проведённых экспертизах по проектам НПА
- Архив
- Информация о проведенных экспертизах по проектам НПА за 2018 год
-
Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год
Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год
30 апреля, 2018
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 30.03.2018 по 28.04.2018 проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год.
В ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета проведены:
- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар);
- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета на 2017 год;
- проверка полноты и достоверности годовой бюджетной отчетности;
- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности;
- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2017 год;
- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2017 год;
- анализ дефицита местного бюджета и источники внутреннего его финансирования;
- анализ муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- оценка полноты выполнения объектами контроля рекомендаций Контрольно-счетной палаты, сформированных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий.
По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год в числе прочего установлено следующее:
1. Администрацией МО город Краснодар в 2017 году проведена определенная работа, направленная на реализацию задач и приоритетов Основных направлений бюджетной политики и Основных направлений налоговой политики на 2017 – 2019 годы, в том числе:
- соблюдены требования и ограничения, установленные бюджетным законодательством РФ;
- обеспечено увеличение поступлений доходов местного бюджета на 31,3% (+7 291 299,5 тыс. рублей), в том числе за счет роста безвозмездных поступлений на 62,0% (+6 155 221,0 тыс. рублей), налоговых доходов на 15,0% (+1 631 066,7 тыс. рублей);
- сохранена социальная направленность бюджетных расходов;
- обеспечены снижение кредиторской задолженности в 2 раза и ликвидация просроченной задолженности.
2. Годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета МО город Краснодар составлена департаментом финансов администрации МО город Краснодар (далее - Департамент финансов) в соответствии с действующим законодательством по бюджетному учету и отчетности и представлена в установленные сроки, с уведомлением Министерства финансов КК от 02.04.2018.
Данные, представленные в Годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности ГАБС и их подведомственных учреждений. Контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности соблюдены.
3. Доходы местного бюджета составили 30 574 442,5 тыс. рублей, что на 4,9% (–1 568 771,3 тыс. рублей) меньше утвержденного значения. Объём налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по сравнению с 2016 годом увеличился на 8,5% (+1 136 078,5 тыс. рублей) и составил 14 496 002,7 тыс. рублей.
4. Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 31 035 901,1 тыс. рублей или 94,1% от уточнённых показателей сводной бюджетной росписи (далее – СБР), из них за счёт средств краевого бюджета – 15 965 018,5тыс. рублей (94,2%), за счёт средств местного бюджета – 15 070 882,6 тыс. рублей (94,0%). Общий объём неисполненных расходов местного бюджета составил 1 953 761,4 тыс. рублей (5,9%).
Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, предусмотренных на социальную сферу, составил 18 247 910,2 тыс. рублей или 55,3% к общей сумме расходов. Расходы на социальную сферу исполнены в сумме 17 576 556,5 тыс. рублей или 56,6% от общей суммы расходов (124,1% к первоначальному плану и 96,3% к уточненному).
5. Местный бюджет исполнен с дефицитом в размере 461 458,6 тыс. рублей, что составляет 55,2% от утвержденного значения. Не достижение запланированного значения обусловлено уровнем исполнения расходов местного бюджета (94,1%).
6. Муниципальный долг на 01.01.2018 составил 9 580 000,0 тыс. рублей и в сравнении с 2016 годом вырос на 7,0% (+630 000,0 тыс. рублей). Предпосылки для его снижения в среднесрочной перспективе отсутствуют. Целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет не установлены.
В ходе проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:
1. Остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей социально-экономического развития МО город Краснодар и его взаимоувязки с проектом бюджета. Анализ показателей за 2014-2016 годы, а также предварительных итогов за 2017 год (по крупным и средним предприятиям), показал существенные отклонения от прогнозных значений (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), учтенных при формировании проекта местного бюджета на 2017 год, что свидетельствует о недостаточном уровне надежности показателей прогноза.
2. Отмечается нереалистичность первоначальных планов по доходным источникам местного бюджета, что привело в ходе исполнения бюджета к уточнению объёма практически по всем видам доходов (по 21 из 24) на общую сумму 854 422,8 тыс. рублей.
Не в полной мере учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты в части корректировки в сторону уменьшения плановых назначений по отдельным видам доходов на 2017 год.
3. В отчетном финансовом году не решена в полной мере задача повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности:
- существующая система управления администрацией МО город Краснодар унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального пересмотра. В 2016 году 12 из 32 унитарных предприятий завершили год с убытками, суммарный размер которых составил 184 761,0 тыс. рублей, из них 135 505,0 тыс. рублей (73,3%) убыток, допущенный МУП «КТТУ»;
- поступления дивидендов (части прибыли) в местный бюджет в 2017 году составили 6 675,4 тыс. рублей или 0,7% от объема финансовых и имущественных вложений МО город Краснодар в уставные капиталы акционерных (хозяйственных) обществ (905 766,4 тыс. рублей);
- продолжает оставаться низким уровень качества планирования программы приватизации муниципального имущества, о чем свидетельствует количество внесенных изменений (10 раз), и изменения перечня объектов приватизации в течение 2017 года как в сторону увеличения (+25 объектов), так и в сторону уменьшения (- 174 объекта). Количество объектов в окончательной редакции Программы (15) составило 9% от первоначального (165) и 8% от общего количества объектов (188), входивших в Программу приватизации в 2017 году. Фактическое исполнение Программы приватизации в 2017 году составляет 16% от плановых значений.
4. Недоимка по налогам, зачисляемым в местный бюджет, выросла на 11,2% (+112 443,0 тыс. рублей) и составила 1 113 137,0 тыс. рублей.
Задолженность по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество выросла на 1,8% и в 1,8 раз, соответственно, и составила на 01.01.2018 – 640 294,0 тыс. рублей и 101 102,75 тыс. рублей, соответственно.
Следует отметить низкий уровень результативности мероприятий по взысканию задолженности службой судебных приставов по исполнительным листам: в 2017 году взыскано 5,2% (13 845,0 тыс. рублей) от суммы дел в производстве и относительно 2016 года сумма взысканной задолженности сократилась в 1,2 раза (-3 317,1 тыс. рублей).
Рекомендации Контрольно-счетной палаты по установлению конкретных целевых показателей по сокращению недоимки по налоговым платежам и задолженности по арендной плате за земельные участки до настоящего времени не исполнены.
5. Работа по определению фактического использования для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания проведена только в отношении объектов, находящихся в собственности МО город Краснодар, что составляет 1,2% от запрошенных (в целях уточнения сведений департаментом имущественных отношений Краснодарского края) 13 415 объектов.
6. В нарушение требований ст.179 БК РФ и п.16 Порядка разработки муниципальных программ на 31.12.2017 не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2017 год 5 муниципальных программ.
7. При планировании и исполнении местного бюджета не в полной мере реализуется программно-целевой метод бюджетирования, призванный обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями, а также обеспечить возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ.
Изменение показателей расходной части местного бюджета осуществлялось без предварительного обоснования и соответствующего внесения изменений в действующие муниципальные программы, оценки влияния вносимых изменений на достижение плановых целевых показателей, поставленных целей и задач.
По муниципальным программам достигнуто 278 целевых показателей из 386 запланированных (или 72%). По ряду программ при необеспеченности мероприятий бюджетными ассигнованиями в полном объёме, отмечается 100% исполнение целевых показателей. Кроме того, достижение целевых показателей в ряде случаев (по 51 целевому показателю 11 муниципальных программ) обеспечено путем корректировки плановых показателей под фактически достигнутые при внесении изменений в программы в течение года.
По трем муниципальным программам («Развитие образования», «Развитие культуры» и «Развитие физической культуры и спорта») отмечается значительное (в несколько раз) превышение фактического значения целевых показателей над плановыми.
8. В части выделения и расходования средств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выявлен ряд нарушений и недостатков.
При определении потребности в ресурсах для финансового обеспечения выполнения муниципального задания общеобразовательными учреждениями департаментом образования администрации МО город Краснодар (далее - Департамент образования) не учитывались расходы на приобретение основных средств и материальных запасов, в результате чего размер выделяемых из местного бюджета средств подведомственным учреждениям не является достаточным для оказания ими муниципальных услуг.
В результате неисполнения Департаментом образования обязательств по соглашениям о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 01.01.2018 кредиторская задолженность перед 277 учреждениями образования составляет 162 641,7 тыс. рублей.
Кроме того, без соответствующего изменения муниципального задания Департаментом образования в 2017 году списана кредиторская задолженность перед 82 подведомственными учреждениями, сложившаяся в результате несоблюдения условий соглашений о выделении субсидии за 2016 год, на общую сумму 45 110,0 тыс. рублей.
9. Департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар (далее - ДГХ и ТЭК) в местном бюджете не предусматриваются расходы по содержанию и текущему ремонту нежилых помещений (расходы, производятся по мере поступления судебных исков), что ведет к неэффективным расходам местного бюджета.
10. Продолжают действовать принятые МКУ «ЕСЗ» бюджетные обязательства (в том числе заключенные с 2008 года контракты, договоры), не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств 2017 года в общей сумме 1 867 525,9 тыс. рублей. В нарушение п.6 ст.161 БК РФ, п.6 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ по указанным контрактам (договорам) МКУ «ЕСЗ» до настоящего времени не решен вопрос по обеспечению согласования новых условий муниципальных контрактов (договоров).
11. По подпрограмме «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» не освоены бюджетные ассигнования в сумме 733 371,7 тыс. рублей (20,1% от плана), в том числе средства субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения – 620 740,0 тыс. рублей, субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения – 17 138,6 тыс. рублей.
12. Не приняты меры к устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
13. По подпрограмме «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций» неисполнение составило 412 221,2 тыс. рублей (в том числе средства субсидии краевого бюджета на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения – 211 698,6 тыс. рублей) в результате недостаточности мер, принятых департаментом строительства администрации МО город Краснодар (далее Департамент строительства) по их освоению, а также нарушения отдельными подрядными организациями сроков выполнения работ по муниципальным контрактам.
14. Проверками годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) установлены нарушения в части порядка ее составления, неполноты представленных форм отчетности и искажения отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность, информативность отчетности и достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
Выявлены нарушения учета и отчетности, повлиявшие на достоверность годовой отчетности на сумму 139 870,6 тыс. рублей, не повлиявшие - на сумму 369 685,8 тыс. рублей.
Перед составлением годовой отчетности не проведена (или проведена с нарушениями установленного порядка) инвентаризация имущества и финансовых обязательств ГАБС и подведомственных учреждений общей стоимостью 2 585 570,7 тыс. рублей.
15. В нарушение ст. 160.2-1 БК РФ в 16 ГАБС не обеспечено выполнение полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Не соблюдается порядок внутреннего финансового контроля 10 ГАБС.
16. Выявлены нарушения при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности на сумму 1 704 555,5 тыс. рублей.
17. Изменение в 2017 году кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном бессрочном пользовании, не отражено в Реестре муниципального имущества, завышение стоимости земельных участков в Реестре муниципального имущества составило 65 360 650,7 тыс. рублей.
18. Объем незавершенного строительства увеличился на 1 921 634,1 тыс. рублей и составил 16 976 068,4 тыс. рублей. Основными причинами продолжают оставаться отсутствие приоритетов в инвестиционной политике, несвоевременное введение в эксплуатацию завершенных объектов.
Выполнение проектно-изыскательских работ и изготовление проектно-сметной документации в отчетном году и в предшествующие периоды на сумму 958 046,5 тыс. рублей не нашли дальнейшего использования в строительстве.
В составе незавершенного строительства отражены затраты по объектам, которые эксплуатируются без сдачи в эксплуатацию, на сумму 283 625,1 тыс. рублей. Одной из причин является отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок осуществления строительства (пристроя) на территориях действующих учреждений и прием-передачу таких объектов.
19. Стоимость Казны за 2017 год увеличилась на 1 344 838,8 тыс. рублей и составила 31 546 286,1 тыс. рублей, из которых нефинансовые активы - 30 422 640,5 тыс. рублей, финансовые активы - 1 123 645,6 тыс. рублей. Инвентаризация Казны перед составлением годовой отчетности не проведена.
20. Объем дебиторской задолженности по МО город Краснодар по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 56 % и составил 4 356 497,8 тыс. рублей, из которых 66,4 % составляет дебиторская задолженность расчетов по доходам.
Просроченная дебиторская задолженность выросла на 411 015,5 тыс. рублей и составила 1 474 299,5 тыс. рублей, 33,8 % от общего объема дебиторской задолженности, из них 91,2 % занимает просроченная дебиторская задолженность расчетов по доходам в сумме 1 345 040,3 тыс. рублей.
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов, учтенная на забалансовом счете, выросла на 60 603,7 тыс. рублей и составила 350 734,0 тыс. рублей.
По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год Контрольно-счетной палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:
1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в настоящем Заключении.
2. Обеспечить повышение эффективности управления муниципальными финансами, качества планирования местного бюджета, уровня финансовой дисциплины. Не допускать утверждение плановых показателей, не подтвержденных прогнозными расчетами и анализом имеющихся рисков.
3. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации поставленных задач.
4. Провести анализ имеющихся резервов для пополнения бюджета МО город Краснодара от использования имущества и земельных ресурсов и принять меры к их мобилизации, в том числе:
- продолжить реализацию мероприятий, направленных на установление надлежащего формата и присвоения адресов всем объектам налогообложения, до обеспечения их полного наличия и соответствия;
- организовать работу по уточнению сведений о виде фактического использования объектов для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе с привлечением органов, уполномоченных на осуществление контрольной или разрешительной деятельности, поручив координацию деятельности надлежащим структурным подразделениям администрации.
5. Совместно с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов провести анализ причин роста дебиторский задолженности по налоговым и неналоговым доходам и разработать дополнительные меры, направленные на сокращение недоимки по налоговым доходам и задолженности по арендным платежам.
6. Учитывая значительный объем недоимки по налогам, задолженности по арендной плате за земельные участки, предусмотреть конкретные целевые показатели по сокращению данной недоимки и задолженности.
Принять правовые и организационные меры, направленные на повышение результативности принудительного исполнения судебных решений по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки.
7. Реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе:
- ускорить процедуры оптимизации МУП, находящихся в процессе реорганизации и ликвидации, а также не действующих;
- рассмотреть возможность приватизации долей участия МО город Краснодар, по которым поступления в местный бюджет в виде дивидендов (части прибыли) отсутствуют либо минимальны;
- повысить качество планирования Программы приватизации муниципального имущества.
8. Учитывая высокий уровень долговой нагрузки на местный бюджет, не допускать дальнейшего роста муниципального долга. Обеспечить проведение обоснованной и взвешенной политики по управлению муниципальным долгом, направленной на поэтапное сокращение муниципального долга и расходов на его обслуживание, установив целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет. В целях снижения долговой нагрузки рассмотреть возможность направления части сверхплановых доходов (при их получении) на погашение муниципального долга.
9. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.
Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка № 9044, в том числе в части соблюдения требований к целям, задачам, наличию и качественным характеристикам целевых показателей.
Координаторам Программ усилить контроль за деятельностью координаторов подпрограмм и исполнителей мероприятий, своевременным внесением изменений в муниципальные программы, а также за качеством предоставляемых отчётов и докладов по их исполнению.
Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, обеспечив увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями.
10. В соответствии п.6 ст.161 БК РФ, п.6 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ согласовать новые условия муниципальных контрактов (договоров), не обеспеченных ЛБО текущего года.
11. Принять меры по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Провести технический учёт и паспортизацию автомобильных дорог местного значения.
Разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, относящихся к автомобильным дорогам.
12. Утвердить Порядок осуществления расходов на содержание, текущий ремонт и оплату коммунальных услуг нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО город Краснодар.
13. ГРБС обеспечить соблюдение установленного порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственным учреждениям, учитывая потребность на приобретение основных средств и материальных запасов.
Своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства перед указанными учреждениями по соглашениям о выделении субсидий. Принять меры по погашению кредиторской задолженности, сложившейся по выделению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательными учреждениями, за предшествующий период.
14. ГАБС обеспечить соблюдение порядка составления и предоставления отчетности в соответствии с действующим законодательством, усилить контроль за качеством бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе подведомственных учреждений.
Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений учета и отчетности за 2017 год в соответствии с внесенными представлениями.
15. Разработать и согласовать с Федеральными и Краевыми администраторами порядок предоставления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в местный бюджет.
16. Принять меры по устранению расхождений сведений Реестра с данными учета, обеспечению достоверного и полного учета в Реестре муниципального имущества, а также по взаимодействию департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар с правообладателями имущества, переданного на праве постоянного бессрочного пользования и оперативного управления.
17. Принять меры по сокращению объемов незавершенного строительства, а также рассмотреть вопрос об использовании ПИР и ПСД, не нашедших дальнейшего применения.
Утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок осуществления строительства (пристроя) на территориях действующих учреждений и прием-передачу таких объектов.
18. Обеспечить осуществление ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.