Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

30.11.2018 г.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 14 ноября 2018 года по 23 ноября 2018 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2019 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Проект решения о бюджете).

В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:

- анализ прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар);

- анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;

- анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- анализ особенностей Проекта решения о бюджете;

- анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;

- анализ налоговых и неналоговых доходов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;

- анализ расходов местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе анализ динамики и структуры расходов местного бюджета по разделам бюджетной классификации, анализ безвозмездных поступлений и расходов за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, сравнительный анализ динамики и структуры расходов местного бюджета по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, анализ капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и другие;

- анализ дефицита местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, источников его финансирования, муниципального долга.По итогам экспертизы

Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:

1. Проект решения о бюджете внесен в городскую Думу Краснодара в срок, установленный п. 1 ст. 20 Положения о бюджетном процессе. Одновременно указанный проект внесен в Контрольно-счётную палату для экспертизы и подготовки заключения. Перечень и содержание документов, представленных с Проектом решения о бюджете, соответствуют ст. 184.2 БК РФ и п.1 ст. 20 Положения о бюджетном процессе.

2. Динамика основных параметров местного бюджета (относительно первоначально запланированных их значений на 2018 год) характеризуется ростом в 2018 - 2021 годах как доходов местного бюджета – с 23 104 485,2 тыс. рублей до 23 960 322,5 тыс. рублей, так и расходов – с 23 524 485,2 тыс. рублей до 24 180 322,5 тыс. рублей.

Относительно ожидаемого уровня исполнения за 2018 год динамика характеризуется значительным снижением: доходов – с 30 592 139,1 тыс. рублей до 23 960 322,5 тыс. рублей, расходов – с 31 355 420,8 тыс. рублей до 24 180 322,5 тыс. рублей.

Местный бюджет на 2019 год спланирован с дефицитом в размере 800 000,0 тыс. рублей, на 2020 год в размере 140 000,0 тыс. рублей и на 2021 год в размере 220 000,0 тыс. рублей.

3. Запланирован рост муниципального долга МО город Краснодар в 2019 году на 4,0% (+380 000,0 тыс. рублей), в 2020 году на 1,4% (+140 000,0 тыс. рублей), в 2021 году на 2,2% (+220 000,0 тыс. рублей). Предусмотрено снижение долговой нагрузки (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов) с 63,5% в 2018 году до 61,8% в 2020 году, и увеличение в 2021 году до 62,9%.

Расходы на обслуживание муниципального долга в 2019 году запланированы с ростом на 4,8% к ожидаемому исполнению 2018 года или до 820 000,0 тыс. рублей, в 2020 году планируется их увеличение на 15,9% или до 950 000,0 тыс. рублей, в 2020 году объем указанных расходов запланирован без изменений.

4. В 2019-2021 годах бюджет МО город Краснодар сохраняет социальную направленность. Плановые назначения расходов социальной сферы в структуре расходов бюджета составляют:

- в 2019 году – 17 513 346,3 тыс. рублей или 68%;

- в 2020 году – 16 150 832,2 тыс. рублей или 67,2%;

- в 2021 году – 16 282 334,2 тыс. рублей или 67,3%.

5. Объём финансирования на реализацию мероприятий муниципальных программ согласно Проектам паспортов Программ (без учёта внебюджетных средств) составляет:

- 2019 год - 22 432 486,4 тыс. рублей (федеральный бюджет - 137 967,8 тыс. рублей, краевой - 8 508 245,4 тыс. рублей, местный - 13 786 273,2 тыс. рублей), что на 743 281,3 тыс. рублей больше объема бюджетных ассигнований по Проекту решения о бюджете по МП «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства»;

- 2020 год - 21 318 226,0 тыс. рублей (краевой бюджет - 7 788 962,9 тыс. рублей, местный – 13 529 263,1 тыс. рублей), что соответствует объему бюджетных ассигнований по Проекту решения о бюджете;

- 2021 год - 21 046 325,7 тыс. рублей (краевой бюджет - 7 772 082,6 тыс. рублей, местный – 13 274 243,1 тыс. рублей), что соответствует объему бюджетных ассигнований по Проекту решения о бюджете.

6. В ходе проведенной оценки реалистичности прогнозируемых значений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в числе прочего выявлено:

 - риски завышения плановых значений на 2019 год в отношении  НДФЛ (от 16 969,0 до 125 757,0 тыс. рублей), ЕСХН  (на 6 431,0 тыс. рублей), указанная тенденция имеет место и в 2020 – 2021 годах,   а на 2021 – в отношении УСН (на 172 909,0 тыс. рублей) и налога на прибыль (на 119 409,7 тыс. рублей);   

- возможность поступления сверхплановых доходов   в 2019 году по налогу на имущество физических лиц (уточнение возможно по истечении срока  уплаты -  01.12.2018) и  земельному налогу (до 73 629,0 тыс. рублей);

- занижение планируемых объемов по плате за негативное воздействие на 2019 год по сравнению с данными  Росприроднадзора на  37 432,7 тыс. рублей, а на 2020 и 2021 год– на 33 608,7 тыс. рублей и  28 937,7 тыс. рублей соответственно, при наличии расхождений в оценке ожидаемого исполнения на 2018 год, служащего базой для планирования, в 1,5 раза;

- возможность существенных отклонений объема поступлений по доходам от арендной платы за имущество  от плановых назначений  с учетом темпов взыскания дебиторский задолженности; 

- отсутствие возможности подтверждения реалистичности плановых назначений  на 2019 год по арендной плате за неразграниченные и муниципальные земли.

7. Резервом по имущественным налогам служит  обеспечение полноты учета налоговыми органами объектов капитального строительства, в том числе за счет установления кадастровой стоимости, обеспечения полноты внесения адресов по квартирам и помещениям в многоквартирных жилых домах,  присвоение адресов объектам капитального строительства, учтенным в Росреестре с адресным ориентиром.

8. Имущественные налоги также имеют потенциал роста:

-  по налогу на имущество физических лиц за счет выявления фактического использования объектов ИЖС под объекты коммерческого назначения в целях включения в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ;

- по земельному налогу за счет выявления случаев занижения  применяемой ставки налога при  частичном использования для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,  земельных участков, находящихся в собственности граждан, и используемых под объектами коммерческого назначения  (в первую очередь включенных в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

9. Проект программы приватизации на 2019 год содержит 10 объектов (все переходящие из программы 2018 года), в том числе 6 нежилых помещений и 4 доли МО город Краснодар в уставном капитале (акции). Сумма доходов от их реализации, как и ранее, не содержит конкретную сумму и планируется в объеме не менее 30 000,0 тыс. рублей, и по результатам экспертизы вызывает сомнения в реалистичности планируемых доходов в 2019 году от продажи имущества.

10. Выявлено бюджетных ассигнований, планируемых в отсутствие документального обоснования потребности провизорно в сумме 1 735 873,6 тыс. рублей по расходам на санитарное содержание территорий МО город Краснодар, в том числе автомобильных дорог в чистоте и порядке; изготовление и содержание контейнерных площадок, расположенных на территории; снос жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, корректировка Генеральной схемы очистки территории, подлежащих санитарной уборке.

Вместе с тем, Проект решения о бюджете сформирован с недостаточной обеспеченностью заявленных расходных обязательств  провизорно на общую сумму 4 196 942,6 тыс. рублей, что приведет к необходимости изыскания дополнительных бюджетных ассигнований для осуществления расходов в ходе исполнения бюджета. Из них:

- 3 552 489,1 тыс. рублей по мероприятиям, связанным с «Развитием сети автомобильных дорог местного значения», в том числе санитарное содержание дорог в чистоте и порядке. В нарушение законодательства о дорожной деятельности не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

- 630 328,8 тыс. рублей на проведение капитального ремонта объектов социальной сферы, в том числе по учреждениям образования 588 575,4 тыс. рублей (74,6% от обоснованной потребности), по учреждениям культуры 41 753,4 тыс. рублей (24,9% от обоснованной потребности).

11. Установлены нарушения и недостатки при планировании и распределении бюджетных ассигнований на сумму 782 549,2 тыс. рублей, из них:

11.1. По Департаменту образования:

- не в полной мере обеспечено соблюдение установленного порядка планирования и финансирования расходов подведомственных учреждений и до настоящего времени не исполнены конкретные рекомендации по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков, в том числе:

не обеспечено распределение ассигнований из местного бюджета, предусмотренных на выполнение муниципального задания подведомственными учреждениями в 2019 году, на общую сумму 70 221,2 тыс. рублей. Механизм распределения указанных ассигнований после заключения соглашений о предоставлении субсидий Постановлением №7676 не предусмотрен. По сложившейся практики доведение нераспределенных ассигнований неправомерно осуществляется в течение финансового года путем применения индивидуальных коэффициентов выравнивания;

при определении размера финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий не учтены расходы на приобретение материальных запасов. Нормативное обоснование указанной потребности не представлено, при этом проектом расходов на выполнение муниципального задания расходы на материальные запасы доведены в сумме 12 718,6 тыс. рублей за счет перераспределения расходов;

необоснованно занижены объемные показатели муниципального задания (по контингенту общеобразовательных учреждений - на 3 626 человек), в результате чего не учтены затраты на оказание муниципальных услуг в сумме 16 647,0 тыс. рублей, однако это в целом не привело к уменьшению ассигнований в результате применения коэффициентов выравнивания;

до настоящего времени не разработана и не утверждена методика определения общей итоговой оценки муниципального задания (с учетом определения удельных весов качественных показателей в сумме итоговой оценки), а также механизма сокращения объема финансового обеспечения в случае невыполнения показателей (количественных/качественных) муниципального задания;

проектом расходов на выполнение муниципального задания на 2019 год предусмотрено приобретение продуктов питания для воспитанников дошкольных учреждений на сумму 754 000,0 тыс. рублей, практически на уровне предшествующего года. Однако, в 2018 году из первоначально запланированных расходов на указанные цели почти треть средств фактически не была  освоена и перераспределена на другие цели (204 920,9  из 740 736,8 тыс. рублей).

Вызывает сомнение необходимость планируемого увеличения размера родительской платы в 2019 году на 5%, из которых 50 339,8 тыс. рублей (90%) планируется направить на приобретение стоимости питания при отсутствии удорожания стоимости сырьевого набора на 1 воспитанника на день (практически не изменился по сравнению с 2018 годом);

-  связи с несоблюдением сроков строительства 3-х ДОУ (планируемых к вводу в 2018 году) имеются риски необоснованного завышения бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания в объеме 4 830,3 тыс. рублей за каждый месяц, в котором учреждения не будут иметь возможности оказывать муниципальные услуги. Также возможно неосвоение в 2018 году бюджетных ассигнований на их оснащение в сумме 36 315,3 тыс. рублей, при отсутствии их в 2019 году;

- плановые значения на 2019 год двух целевых показателей муниципальной программы «Развитие образования» не соответствуют Проекту решения о бюджете (в части количества оснащаемых мест и ремонтируемых объектов);

- по отдельным объектам строительства (в части учреждений образования) имеются риски несвоевременной сдачи объектов и неосвоения бюджетных ассигнований 2018 года в результате нарушения подрядными организациями сроков выполнения работ, которые могут привести к дополнительным расходам местного бюджета в 2019 году в общей сумме провизорно 472 725,0 тыс. рублей.

Несоблюдение сроков выполнения работ по указанным контрактам свидетельствует о неосуществлении муниципальным заказчиком (МКУ «ЕСЗ») должным образом контроля за исполнением подрядчиками условий контрактов предусмотрено статьей 101 Закона №44-ФЗ.

11.2. По ДГХ и ТЭК (муниципальный заказчик МКУ «УКХиБ») установлен ряд нарушений при формировании бюджетных ассигнований   ДГХ и ТЭК (муниципальный заказчик МКУ «УКХиБ») на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в чистоте и порядке, способствующих нецелевому расходованию средств в ходе их освоения:

- Устав МКУ «УКХ и Б» содержит противоречивые положения о содержании имущества учреждения, бюджетные ассигнования на содержание автомобильных дорог доведены в отсутствие объектов на балансе;

- в отсутствие полномочий по содержанию мест захоронения промышленных и бытовых отходов планируются расходы на их охрану в сумме 850,1 тыс. рублей;

- в  нарушение ч.2 ст. 22 Закона №44-ФЗ МКУ «УКХиБ» при обосновании НМЦК на оказание услуг по корректировке Генеральной схемы санитарной очистки территорий в сумме 52 466,7 тыс. рублей использована информация о не идентичных услугах;

- расчетом потребности на содержание автомобильных дорог в чистоте и порядке необоснованно предусмотрены работы по мойке дорожных ограждений на сумму 2 197,5 тыс. рублей.

11.3. В расходах по подпрограмме «Управление муниципальным долгом МО город  Краснодар» не учтены расходы на уплату процентов за пользование кредитом, планируемым к привлечению в сумме 420 000,0 тыс. рублей на 1095 дней, в 2019 и 2020 году на 35 700,0 тыс. рублей ежегодно,  в 2021 на 33 548,2 тыс. рублей.

12. В нарушение п.3 ст. 79.1 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий федерального и краевого бюджета не утверждены в Проекте решения о бюджете раздельно по объектам на сумму 956 160,2 тыс. рублей.

13. В нарушение п.3 Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности не оформлены отдельные решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, включенных в муниципальную программу МО город Краснодар мероприятий, источником финансирования которых являются в том числе средства краевого бюджета на сумму 1 107 107,3 тыс. рублей.

14. Несмотря на проводимую работу по сокращению количества объектов незавершенного строительства, его объем остается неизменно высоким, состав и структура свидетельствует о наличии завершенных объектов, находящихся в эксплуатации, а также долгостроев и брошенных объектов.

На 01.10.2018 в составе объектов незавершенного строительства МО город Краснодар учитывается 810 объектов на сумму капитальных вложений 15 522 893,1 тыс. рублей (60% объема расходов бюджета на 2019 год), из них (без объектов дорожного хозяйства):

 - 85 объектов на сумму 2 418 345,1 тыс. рублей, степенью готовности 90-100%;

- 200 объектов на сумму 13 530,4 тыс. рублей находятся без движения с 2010 года, по 185 объектам на сумму 254 806,8 подготовлено списание;

-  по 164 объектам на сумму 2 479 130,8 тыс. рублей строительные работы приостановлены, без обеспечения консервации (2003-2016 годы).

15. В период с 2015 по 2018 годы разработано 27 объектов ПИР (с объемом капвложений на их изготовление в сумме 159 286,2 тыс. рублей), при этом средства на продолжение строительства в Проекте решения о бюджете предусмотрены лишь по четырем объектам ПИР (с объемом капвложений на их изготовление в сумме 16 588,2 тыс. рублей) (10%).

По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулирован и направлен в адрес администрации муниципального образования город Краснодар ряд рекомендаций, в том числе:

1. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета на 2019-2021 годы рассмотреть возможность внесения корректировок плановых назначений по тем доходным источникам, по которым имеется риск их завышения или потенциальная возможность увеличения плановых значений.

2. Главным администраторам доходов местного бюджета обеспечить качественный уровень прогнозирования доходов, основанный на подтверждении достоверности и обоснованности прогнозирования доходов в соответствие со ст.160.1. БК РФ, а также выполнение в полном объёме утверждённых бюджетных назначений.

3. В целях обеспечения налоговыми органами города Краснодара полноты постановки на налоговый учет налогоплательщиков по месту нахождения объектов налогообложения, совместно с налоговыми органами и органами, уполномоченными на их регистрацию, учет и контроль провести работу, направленную на  принятие мер для  обеспечения  учета объектов с отсутствующими адресами.

4. Обеспечить взаимодействие с налоговыми и регистрирующими органами, направленное на обеспечение полноты постановки на учет объектов в порядке информационного обмена согласно ст.85 Налогового Кодекса.

5. По налогу на имущество физических лиц продолжать работу по определению фактического использования объектов ИЖС под объекты коммерческого назначения в целях включения в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

6. По земельному налогу провести работу по выявлению случаев занижения  применяемой ставки налога при  частичном использования для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,  земельных участков, находящихся в собственности граждан,  и используемых под объектами коммерческого назначения  (в первую очередь включенных в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), и принять в случае необходимости меры, направленные на  взимание недоначисленного налога.

7. Обеспечить соблюдение установленного порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания учреждениями образования и культуры, а также выполнение ранее выданных рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков.

8. Пересмотреть размер финансового обеспечения выполнения муниципального задания по вводимым объектам дошкольного образования с учетом ожидаемых сроков завершения строительства и предусмотреть в 2019 году соответствующие ассигнования на их оснащение.

9. Принять меры по нормативному обоснованию потребности образовательных учреждений в материальных запасах.

10. Провести анализ причин неосвоения в предшествующем периоде ассигнований на приобретение продуктов питания для воспитанников дошкольных учреждений, сложившегося в результате удешевления фактического набора продуктов питания по сравнению с его плановым значением. По результатам проведенного анализа рассмотреть возможность сокращения бюджетных ассигнований на указанные цели, а также целесообразность увеличения в 2019 году размера родительской платы.

11. Провести работу по установлению и документальному оформлению реальной потребности учреждений образования и культуры в бюджетных средствах на проведение капитального ремонта зданий и сооружений с целью приведения их в надлежащее техническое, санитарное и противопожарное состояние, обеспечивающее качественное предоставление образовательных услуг.

12. Рассчитать реальную, документально подтверждённую потребность в средствах по мероприятиям, связанным с «Развитием сети автомобильных дорог местного значения» (в том числе санитарное содержание дорог в чистоте и порядке), принять меры к обеспеченности расходов бюджетными ассигнованиями.

13. ДГХ и ТЭК повысить качество планирования бюджетных расходов, не допускать утверждения бюджетных ассигнований в отсутствие документального обоснования потребности в расходах.

14. Утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

15. Во избежание неэффективных расходов местного бюджета уточнить потребность в средствах на выполнение работ по корректировке Генеральной схемы очистки территорий, подлежащих санитарной уборке.

16. Администрации МО город Краснодар для достижения эффективности капитальных вложений, следуя указаниям, данным на Государственном совете РФ Президентом РФ, разработать поэтапный план снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства. Обязать ГАБС провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства с подведением итогов и анализ состава и структуры объектов незавершенного строительства.

Рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований для объектов, готовых к началу строительства и с высокой степенью готовности с целью исключения неэффективных бюджетных расходов и наращивания объемов незавершенного строительства.

17. Департаменту финансов привести в соответствие с нормами п. 3 ст. 79.1 БК РФ отражение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий Краснодарского края.

18. ГАБС, являющимися исполнителями мероприятий Программ, принять меры по оформлению отдельных решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, включенных в муниципальные программы МО город Краснодар мероприятий, источником финансирования которых являются в том числе средства краевого бюджета.

Вернуться к списку