Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испо

20 декабря, 2017

С 24 апреля по 2 июня 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2017 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по 1 квартала 2017 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета по итогам 1 квартала 2017 года составил 4 815 113,5 тыс. рублей или 19,4% утвержденного общего объема доходов бюджета.

К аналогичному периоду 2016 года объем доходов увеличился на 16,8% (+692 729,1 тыс. рублей) за счет роста безвозмездных поступлений на 33,1% (+420 888,3 тыс. рублей), налоговых доходов на 11,1% (+266 153,0 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 1,3% (+5 687,7 тыс. рублей).

2. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей в 1 квартале составило от 32,0% до 72,2% (арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной, а также федеральной собственности, доходы от сдачи в аренду имущества, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения), что свидетельствует о необходимости корректировки объемов указанных доходов в сторону увеличения.

В тоже время, низкий уровень исполнения доходов  от продажи материальных и нематериальных активов в январе-марте 2017 года (2,2%) подтверждает наличие высоких рисков неисполнения данного вида доходов в утвержденном объеме. 

3. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, на 01.04.2017 составила 976 247,0 тыс. рублей и по сравнению с данными на начало анализируемого года снизилась незначительно - на 2,4% (– 24 447,0 тыс. рублей). В структуре недоимки основную долю (77,7%) составляет недоимка по имущественным налогам.

Несмотря на значительный объем недоимки, целевой показатель по ее снижению на 2017 год не установлен.

4. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки увеличился на 3,3% (+20 672,9 тыс. рублей) и по состоянию на 01.04.2017 составил 649 380,6 тыс. рублей.

Несмотря на неоднократные рекомендации Контрольно-счетной палаты установить конкретные целевые показатели по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки, такие показатели до настоящего времени не установлены.

Объем взысканной в январе-марте 2017 года задолженности по арендной плате за земельные участки снизился на 39,6% (-18 357,9 тыс. рублей). Следует отметить низкий уровень результативности мероприятий по взысканию задолженности службой судебных приставов: в 1 квартале 2017 года взыскано 276,9 тыс. рублей или 0,1% от суммы  задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве, что в почти в 9 раз меньше предыдущего периода.

5. Программа приватизации объектов муниципальной собственности на 2017 год предусматривает 155 объектов и получение доходов на сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей, при этом, доходы местного бюджета от реализации муниципального имущества утверждены в сумме 40 000, 0 тыс. рублей.

В анализируемом периоде приватизация муниципального имущества не проводилась. Начальная цена утверждена лишь по 9 из 155 объектов, что создает риск невыполнения программы приватизации.

На 01.04.2017 задолженность перед местным бюджетом по оплате за объекты муниципального имущества, приобретенные в рамках программ приватизации прошлых лет субъектами малого и среднего предпринимательства на условиях рассрочки составила 15 231,7 тыс. рублей (включая пени).

Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар (далее - ДМС и ГЗ) несвоевременно проводилась претензионная работа и работа по взысканию указанной задолженности в принудительном порядке, а также же по расторжению договоров на основании п.2 ст. 450 ГК РФ и возврату имущества.

6. На 01.04.2017 местный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 26 050,3 тыс. рублей (1,7% от утвержденного значения). Финансирование дефицита обеспечено за счет привлечения бюджетных кредитов от других бюджетов.

Основным источником финансирования дефицита местного бюджета на 2017 год (на 73,0%) являются средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, поступление которых не подтверждено Программой приватизации.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала несбалансированность местного бюджета в результате нереалистичности указанного источника финансирования дефицита местного бюджета  и рекомендовала скорректировать источники финансирования дефицита с учетом реалистичности их исполнения либо уменьшить дефицит бюджета. Однако, до настоящего времени вышеуказанные рекомендации в полной мере не выполнены.

7. В 1 квартале 2017 года сохраняется тенденция роста объема муниципального долга. Долговые обязательства на 01.04.2017 составили 9 025 000,0 тыс. рублей и с начала года выросли на 0,8% (+75 000,0 тыс. рублей). Объем муниципального долга составляет 98,6% от суммы утвержденного верхнего предела муниципального долга на 01.01.2018.

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 243 374,3 тыс. рублей или 17,4% от утвержденного объема и по сравнению с соответствующим периодом 2016 года увеличились на 12,7% (+27 398,5 тыс. рублей).   

8. Объём расходов местного бюджета на 2017 год увеличился на 2 799 905,5 тыс. рублей (11,9%), в том числе за счёт средств федерального, краевого бюджета – на 2 594 907,5 тыс. рублей, местного бюджета – на 204 998,0 на тыс. рублей.

9. Исполнение расходов местного бюджета составило 4 841 163,8 тыс. рублей или 18,3% от уточнённых плановых показателей, из них за счёт средств краевого бюджета – 1 693 674,5 тыс. рублей (15,9%), за счёт средств местного бюджета – 3 147 489,3 тыс. рублей (20,0%).

10. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса на 01.04.2017 составила 5 106 033,9 тыс. рублей. Из общей суммы задолженности кредиторская задолженность по принятым обязательствам – 3 427 658,3 тыс. рублей, в том числе просроченная – 2 739 856,9 тыс. рублей (79,9% к общему объему). За 1 квартал 2017 года задолженность по принятым обязательствам снизилась на 438 165,5 тыс. рублей.

11. На 01.04.2017 сложилась кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств 2017 года, в общей сумме 2 617 325,3 тыс. рублей, из них наибольшая: по департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар – 1 360 931,3 тыс. рублей, департаменту строительства администрации МО город Краснодар – 655 000,3 тыс. рублей, департаменту образования администрации МО город Краснодар – 432 449,4 тыс. рублей, департаменту транспорта администрации МО город Краснодар – 335 552,7 тыс. рублей.

12. В нарушение п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) действующий с 01.01.2017 года Порядок учёта бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета не предусматривает учет отдельных бюджетных обязательств (по исполнению публичных обязательств МО город Краснодар перед физическими лицами в денежной форме, по фонду оплаты труда и иным выплатам персоналу, пособиям, компенсациям и иным социальным выплатам населению; по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ; по иным платежам обязательного характера).

13. В нарушение п.2 ст. 219 БК РФ департаментом финансов администрации МО город Краснодар (далее - Департамент финансов) при исполнении бюджета по расходам учет денежных обязательств не осуществляется, порядок учета не утвержден.

14. В нарушение п.13, п.16 Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от 25.11.2013 № 9044 (далее - Порядок № 9044) в 1 квартале 2017 года в муниципальные программы вносились изменения в основные параметры, относящиеся к прошедшим периодам реализации («Развитие здравоохранения в МО город Краснодар», «Комплексное развитие МО в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения», «Реализация молодежной политики»).

15. В нарушение п.2 ст. 179 БК РФ 4 муниципальные программы не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете.

16. Имелись случаи неправомерного отражения ГРБС непрограммных расходов как программных, а также без использования соответствующих дополнительных классификаторов.

17. В нарушение п. 5 ст. 161 БК РФ МКУ «Единая служба заказчика» на 01.04.2017 не обеспечены ЛБО 2017 года принятые и не исполненные до 01.01.2017 обязательства (заключенные и продолжающие свое действие контракты, договоры) в общей сумме (провизорно) 3 128 633,7 тыс. рублей, в том числе в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства» – 2 840 062,3 тыс. рублей.

18. Отдельные целевые показатели Программ по итогам 1 квартала уже достигнуты или значительно перевыполнены, что свидетельствует о нереалистичности их планирования или занижении. Кроме того, имеет место практика установления плановых значений целевых показателей на уровне «не менее…» и т.п., что свидетельствует о формальном подходе к их формированию.

По отдельным Программам установленные целевые показатели недостаточны для проведения корректной оценки эффективности и результативности реализации мероприятий Программ, достижения целей и решения задач Программы. Отдельные целевые показатели не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации. При этом к некоторым значимым мероприятиям Программ целевые показатели не установлены.

В нарушение условий муниципальных контрактов не выполнены в установленные сроки (март 2017 года) работы по строительству 6-ти пристроек к детским образовательным организациям в микрорайоне Юбилейный.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2017 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Принять необходимые меры к выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета, а также безусловного выполнения Программы приватизации муниципального имущества.

С учетом высокого уровня выполнения в 1 квартале 2017 года годовых назначений по ряду доходов скорректировать по доходам в сторону увеличения объемы поступлений на 2017 год на сумму не менее 90 000,0 тыс. рублей.

Скорректировать в сторону увеличения объем доходов местного бюджета от реализации муниципального имущества до уровня объема доходов, утвержденных от реализации Программы приватизации объектов муниципальной собственности (не менее 10 000,0 тыс. рублей).

2. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки.

Учитывая значительный объем недоимки по налогам по состоянию на 01.04.2017 (976 247,0 тыс. рублей),  задолженности по арендной плате за земельные участки (649 380,6  тыс. рублей),  предусмотреть конкретные целевые показатели по  сокращению данной недоимки и задолженности.

3. В связи с низким уровнем взыскания службой судебных приставов задолженности по арендным и другим платежам в местный бюджет ДМС и ГЗ провести инвентаризацию исполнительных листов, выданных в пользу МО город Краснодар, на предмет своевременности и полноты проведенных  мероприятий по исполнительному производству, и принять необходимые меры в рамках предоставленных взыскателю прав ст.50 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

4. В целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета скорректировать источники финансирования дефицита бюджета (средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ) с учетом реалистичности их исполнения в рамках Программы приватизации объектов муниципального имущества.

5. Продолжить проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальным долгом.

В условиях увеличения объемов муниципальных заимствований разработать и утвердить  мероприятия, направленные на снижение долговой нагрузки и поэтапное сокращение муниципального долга.

6. Продолжить работу по снижению кредиторской задолженности участников бюджетного процесса. Усилить контроль за достоверностью предоставляемых ГРБС сведений о сложившейся кредиторской задолженности.

7. Принять меры по соблюдению сроков оплаты поставленных товаров, выполненных работ, учитывая, в том числе, требованиями Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ, в соответствии с которым сокращены сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы .

8. В целях выполнения в полной мере полномочий Департамента финансов по контролю, установленных ст. 269.1 БК РФ, доработать и внести необходимые изменения и дополнения в Порядок учёта бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета; разработать и утвердить порядок учёта денежных обязательств. Обеспечить неукоснительное выполнение указанных Порядков получателями бюджетных средств. Предусмотреть в Положении о бюджетном процессе в МО город Краснодар в бюджетных полномочиях Департамента финансов полномочия по учету бюджетных и денежных обязательств.

9. В случаях нарушения условий муниципальных контрактов, во исполнение требований ст. 94 Закона № 44-ФЗ осуществлять заказчикам взыскание с подрядчиков предусмотренной контрактами неустойки (пени, штрафа).

10. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

11. Для проведения объективного мониторинга муниципальных программ усилить контроль за качеством предоставляемых Координаторами Программ отчётов об их выполнении в департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации МО город Краснодар, а также своевременным внесением изменений в муниципальные программы, в том числе по результатам проведенных Контрольно-счётной палатой экспертиз Программ.

12. Принять исчерпывающие меры к освоению доведенных до ГРБС лимитов бюджетных обязательств на 2017 год. Провести инвентаризацию принятых по состоянию на 01.01.2017 и не обеспеченных ЛБО 2017 года бюджетных обязательств. По итогам инвентаризации принять меры по наделению их ЛБО, либо по изменению условий контрактов (договоров).

13. Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, достаточную для проведения достоверной оценки достижения целей и решения задач, а также выполнения их мероприятий. Установить целевые показатели к значимым мероприятиям Программ.

Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка № 9044 в части соблюдения требований к целям, задачам, наличию и  качественным характеристикам целевых показателей. Принять меры к устранению замечаний, отмеченных в экспертизах Программ, проведённых Контрольно-счётной палатой.