- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Обследования, аудит эффективности
- Архив
- Информация о проведенных мероприятиях по обследованиям, аудит эффективности за 2016 год
-
Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испо
Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испо
6 июня, 2016
С 19 апреля по 20 мая 2016 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2016 года.
По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.
Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 квартала 2016 года выявило следующее:
1. По итогам 1 квартала 2016 года объем доходов местного бюджета составил 4 122 384,4 тыс. рублей или 19,1% уточнённого общего объема доходов бюджета.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общий объем доходов уменьшился на 4,8% (–205 707,4 тыс. рублей) за счет снижения безвозмездных поступлений на 12,5% (–181 924,0 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 8,0% (–38 913,0 тыс. рублей). Налоговые доходы местного бюджета выросли на 0,6% или на 15 129,6 тыс. рублей.
2. В январе-марте 2016 года объем доходов местного бюджета дважды уточнялся, в том числе за счет увеличения доходов от продажи материальных и нематериальных активов (+356 000,0 тыс. рублей). Увеличение объема доходов местного бюджета внесено таблицами поправок и не прошло экспертизу Контрольно-счётной палаты.
Уровень исполнения уточненных бюджетных назначений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов за 1 квартал 2016 года составил всего 7,3%, что вызывает сомнение в поступлении в местный бюджет за 2016 год данного вида доходов в уточненном объеме.
3. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей по итогам 1 квартала уже превысило уровень 90% (арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, плата за негативное воздействие на окружающую среду, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения), что свидетельствует о недостатках в планировании указанных доходов и необходимости корректировки их объемов.
4. Объем недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, и задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество по состоянию на 01.04.2016 составил 1 364 680,2 тыс. рублей, в том числе, недоимка составила 779 569,0 тыс. рублей, задолженность по арендной плате - 585 111,2 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что План мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2016 году, утвержденный главой МО город Краснодар 19.02.2016, не предусматривает конкретных целевых показателей по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество, что позволяет сделать вывод о формальном подходе к данному вопросу.
5. Департаментом транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО город Краснодар не выполнено предписание Контрольно-счетной палаты от 02.12.2015 № 47-1006, в результате до настоящего времени порядок исчисления неналоговых доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты в местный бюджет не определен.
Не выполнены рекомендации Контрольно-счетной палаты по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2014 год в части внесения в инвестиционное соглашение от 07.05.2015 №1 дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» за невыполнение обязательств по соглашению.
6. Местный бюджет в 1 квартале 2016 года исполнен с дефицитом 640 366,6 тыс. рублей (27,9% от утвержденного значения), что в 2,4 раза больше, чем в 1 квартале 2015 года. Источниками финансирования дефицита являлись бюджетные кредиты от других бюджетов (525 000,0 тыс. рублей) и кредиты кредитных организаций (175 005,0 тыс.рублей), что в свою очередь, привело к росту муниципального долга.
Объем муниципального долга по сравнению с 01.01.2016 вырос на 9,2% (+700 005,0 тыс. рублей) и на 01.04.2016 составил 8 315 000,0 тыс. рублей. Удельный вес долговых обязательств по коммерческим кредитам в структуре муниципального долга составил 93,7%.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 1 квартале 2016 года выросли в 1,5 раза (+72 857,4 тыс. рублей) и составили 215 975,8 тыс. рублей (15,7% утвержденного объема).
7. Несмотря на возрастающие риски долговой устойчивости местного бюджета, Планом мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) на 2016 год, утвержденным главой МО город Краснодар 24.02.2016, не предусмотрены мероприятия, направленные на сокращение муниципального долга и стабилизацию долговой нагрузки на местный бюджет.
8. В 1 квартале 2016 года доходы от реализации муниципального имущества в рамках Программы приватизации на 2016 год в местный бюджет не поступали.
Контрольно-счетная палата рекомендовала в заключении на проект решения о бюджете на 2016 год уточнить доходы, планируемые от приватизации объектов муниципальной собственности в 2016 году, до конкретной суммы. Вместе с тем, Программа приватизации на 2016 год утверждена без учета рекомендаций палаты (в сумме не менее 60 000,0 тыс. рублей).
9. Анализ отчетов о достижении целевых показателей муниципальных программ МО город Краснодар за 1 квартал 2016 года выявил ряд недостатков, в том числе, по вопросу качества подготовки данных отчетов.
Так, согласно отчету о достижении целевых показателей муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом» фактические результаты по 10 из 12 целевых показателей программы равны нулю, а исполнение по двум целевым показателям составило не более 2,5%.
10. Уточнённые плановые назначения по расходам составили 23 828 745,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов – 7 752 438,8 тыс. рублей.
11. Изменения в Решение о местном бюджете в части расходов вносились в 1 квартале 2016 года 3 раза, при этом прирост бюджетных ассигнований составил 606 044,3 тыс. рублей или 2,6% от первоначального плана, в том числе:
-за счёт увеличения налоговых и неналоговых доходов местного бюджета – 356 000,0 тыс. рублей (58,7% от общей суммы прироста);
-за счет увеличения источников финансирования дефицита местного бюджета – 242 213,4 тыс. рублей (40,0% от общей суммы прироста);
-за счёт безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов) – 7 830,9 тыс. рублей (1,3% от общей суммы прироста).
12. Изменения в решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» вносятся без соответствующих изменений Программ (объёма их финансирования, уточнения целевых показателей, целей, задач и т.п.).
13. Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, направленных на социальную сферу, составил 2 619 891,2 тыс. рублей или 55,0% в структуре исполненных расходов.
14. Исполнение расходной части местного бюджета по итогам 1 квартала 2016 года составило 4 762 751,0 тыс. рублей или 20,0% от уточнённых показателей СБР, в том числе за счёт средств местного бюджета – 3 445 909,4 тыс. рублей, краевого – 1 316 841,6 тыс. рублей. Низкое исполнение расходов сложилось по разделам 0700 «Образование», 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», 0100 «Общегосударственные вопросы», 1100 «Физическая культура и спорт», 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга», 1200 «Средства массовой информации», 0400 «Национальная экономика», 0900 «Здравоохранение».
15. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса по принятым обязательствам по состоянию на 01.04.2016 составила 4 449 032,5 тыс. рублей (в том числе просроченная – 2 953 438,3 тыс. рублей). В январе-марте 2016 года кредиторская задолженность по принятым обязательствам снизилась на 462 494,9 тыс. рублей (9,4%), просроченная – выросла на 89 341,7 тыс. рублей (3,1%).
16. Наибольший удельный вес в общем объеме просроченной кредиторской задолженности состоянию на 01.04.2016 сложился по департаменту строительства администрации МО город Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО город Краснодар. Несвоевременность оплаты фактически выполненных работ по заключенным контрактам влечёт за собой рост кредиторской задолженности, не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств, а также риски возникновения дополнительных бюджетных расходов в случае обращения поставщиков/подрядчиков, исполнителей в судебные органы.
17. В нарушение ст. 179 БК РФ, п.31 решения городской Думы Краснодара от 17.12.2015 № 7 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» на 01.04.2016 муниципальные программы не приведены в соответствие с утверждёнными бюджетными ассигнованиями на их реализацию.
18. По ряду муниципальных программ отсутствует достаточное финансовое обеспечение, при одновременном доведении лимитов бюджетных обязательств на отдельные мероприятия, не включенные в муниципальные программы, а также сверх объемов финансирования утвержденных программами.
19. В нарушение п.16 Порядка, в отдельные муниципальные программы в 2016 году внесены изменения, касающиеся снижения объёмов финансирования мероприятий на 2015 год.
20. Действующим Порядком принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации не прописан механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.
21. По результатам проведенных Контрольно-счётной палатой экспертиз муниципальных программ выявлен ряд нарушений и недостатков, связанных, в том числе с отсутствием эффективного взаимодействия отраслевых органов администрации МО город Краснодар при исполнении бюджета в программном формате.
22. Представленный департаментом финансов администрации МО город Краснодар План мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты в соответствии с заключением на проект решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» не содержит 17 пунктов из 42, рекомендованных Контрольно-счётной палатой.
23. Отдельные мероприятия утвержденного Плана мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2016 году, срок исполнения которых запланирован на 1 квартал 2016 года, не исполнены или исполнены частично.
24. По ряду мероприятий Программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения» их непосредственными исполнителями в нарушение ст.161 БК РФ приняты бюджетные обязательства, превышающие утверждённые бюджетные ассигнования и доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2016 год, при этом по таким контрактам определен девятимесячный срок исполнения работ (при круглогодичной и непрерывной потребности в работах (услугах).
25. По состоянию на 01.04.2016 по отдельным установленным целевым показателям муниципальных программ на 2016 год достигнуты годовые значения, что свидетельствует о том, что указанные показатели не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации.
На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2016 года, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:
1. Принять необходимые меры по выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета.
Рассмотреть вопрос о необходимости увеличения планируемых поступлений по доходным источникам местного бюджета, по которым уровень исполнения годовых бюджетных назначений по итогам 1 квартала 2016 года уже превысил 90% , на сумму не менее 24 000,0 тыс.рублей.
2. Привести в соответствие с п.6 ст.41 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, инвестиционное соглашение от 07.05.2015 №1, предусмотрев в них положения о порядке исчисления неналоговых доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество.
Учитывая значительный объем задолженности по арендной плате за земельные участки по состоянию на 01.04.2016 (540 603,3 тыс.рублей), установить на 2016 год конкретный целевой показатель по снижению данной задолженности.
4. Учитывая высокую степень зависимости МО город Краснодар от муниципальных заимствований и рост муниципального долга, провести реальную оценку долговой устойчивости местного бюджета и разработать план мероприятий поэтапного сокращения муниципального долга и стабилизации долговой нагрузки на местный бюджет.
5. Обеспечить выполнение рекомендации Контрольно-счетной палаты по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2014 и 2015 годы в части внесения в инвестиционное соглашение от 07.05.2015 №1 дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» за невыполнение обязательств по соглашению.
6. Привести в соответствие значение целевого показателя «Доля расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), сформированных в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар)» (не менее 90%) подпрограммы «Управление муниципальными финансами» со значением данного целевого показателя муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом» (не менее 80%).
7. Изменения в решение городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» вносить после внесения соответствующих изменений в утверждённые муниципальные программы.
8. Принять меры по снижению кредиторской задолженности участников бюджетного процесса.
9. В целях недопущения неэффективных бюджетных расходов (возмещение судебных расходов, уплату процентов за пользование чужими деньгами) в связи с обращениями поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в судебные органы, принимать исчерпывающие меры к выполнению условий заключенных контрактов/ договоров.
10. Предусмотреть в Порядке принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.
11. Обеспечить эффективное взаимодействие отраслевых органов администрации МО город Краснодар при исполнении местного бюджета в программном формате.
12. Рассмотреть возможность дополнения Плана мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты в соответствии с заключением на проект решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» пунктами, рекомендованными Контрольно-счётной палатой, и обеспечить его полное выполнение.
13. В целях обеспечения устойчивого исполнения местного бюджета в условиях жёсткого режима экономии бюджетных средств администрацией МО город Краснодар на 2016 год обеспечить безусловное выполнение Плана мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2016 году.
14. Принять меры по полному обеспечению лимитами бюджетных обязательств заключенных муниципальных контрактов/договоров на 2016 год, не допускать заключения контрактов/ договоров, не обеспеченных ЛБО. Принять меры к своевременному и полному освоению бюджетных средств, учитывая, в том числе, сроки проведения процедур по закупке в соответствии с действующим законодательством.
15. Внести необходимые изменения/ корректировки в установленные целевые показатели муниципальных программ.