- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Обследования, аудит эффективности
- Информация о проведённых мероприятиях по обследованиям, аудит эффективности за 2022 год
-
Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испол
Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испол
13 июня, 2022
С 16 мая по 10 июня 2022 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2022 года.
В ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.
Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 квартала 2022 года в числе прочего выявило следующее:
1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 1 квартал 2022 года по основным характеристикам составило:
- по доходам - 18,1% (7 912 687,8 тыс. рублей) к уточненному плану и 18,8% к первоначальному плану;
- по расходам - 17,1% (7 950 392,5 тыс. рублей) к уточненному плану и 18,6% к первоначальному плану;
- дефицит местного бюджета - 37 704,7 тыс. рублей (1,4% к уточненному плану и 8,6% к первоначальному).
2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 4 раза. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 3,8% (+1 588 879,3 тыс. рублей) и 8,7 (+3 712 048,9 тыс. рублей), соответственно, объем дефицита увеличен на 2 123 169,6 тыс. рублей (в 4,7 раз).
При этом увеличение объема доходов местного бюджета на сумму 1 222 734,8 тыс. рублей или 77,0% от объема корректировки (по безвозмездным поступлениям), внесено таблицами поправок без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения соответствующих экспертиз Контрольно-счетной палаты. В части расходов местного бюджета - на основании таблиц поправок увеличены бюджетные ассигнования на сумму 3 340 254,4 тыс. рублей, а также перераспределено более 2 122 619,2 тыс. рублей.
3. Доходы местного бюджета исполнены:
- по налоговым доходам - 4 301 036,7 тыс. рублей (20,3% от уточненного и 20,7% первоначального плана, 111,7% от кассового плана);
- по неналоговым доходам - 386 572,0 тыс. рублей (19,3% от плановых назначений, 84,1% от кассового плана);
- по безвозмездным поступлениям - 3 225 079,1 тыс. рублей (15,6% от уточненного плана и 16,6% от первоначального).
В целом исполнение кассового плана по налоговым и неналоговым доходам составило 108,8%, (+378 811,7 тыс. рублей). Кассовый план выполнен (перевыполнен) по 14, не выполнен по 8 доходным источникам.
Высокий уровень исполнения бюджетных назначений (с учетом кассового плана) имеет ПСН (47,1%). При этом существенный объем перевыполнения кассового плана приходится на УСН (+203 600,9 тыс. рублей), НДФЛ (+182 180,1 тыс. рублей).
Низкий уровень исполнения плановых назначений (с учетом кассового плана) имеют 4 доходных источника: штрафы (10,2%), доходы от продажи активов (11,2%), доходы от парковок (12,5%), земельный налог (14,4%).
4. По результатам анализа фактического и ожидаемого исполнения доходов бюджета (с учетом оценки главных администраторов доходов и Департамента финансов) установлено, что исполнение годовых плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с незначительным перевыполнением на 0,8% (+190 660,3 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников установленный план может быть как не выполнен, так и перевыполнен, в связи с чем имеются основания для:
- увеличения плановых назначений по 3 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 250 000,0 тыс. рублей;
- увеличения плановых назначений по 6 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 78 374,0 тыс. рублей.
- уменьшения плановых назначений по 1 виду налоговых доходов на сумму не менее 15 000,0 тыс. рублей;
- уменьшения плановых назначений по 3 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 167 800,0 тыс. рублей.
- установления плановых назначения по плате за публичный сервитут в объеме не менее 30,0 тыс. рублей.
5. По состоянию на 01.04.2022 недоимка (налоги) по отношению к началу года снизилась на 5,4% (-59 237 тыс. рублей). Задолженность по арендной плате за землю (кроме федеральной) и имущество выросла на 45 736,3 тыс. рублей (+4,1% и +25,9% соответственно), но ее уровень ниже максимальных значений 2021 года.
6. Плановый объем дефицита утвержден в размере 2 693 510,6 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на счетах по учету средств бюджета (+2 523 169,6 тыс. рублей).
В отчетном периоде показатель трижды корректировался в сторону увеличения, в результате чего вырос более чем в 4 раза (+2 123 169,6 тыс. рублей). При этом увеличение дефицита местного бюджета на сумму 2 117 519,6 тыс. рублей внесено таблицами поправок и не прошло экспертизу Контрольно-счетной палаты.
По итогам отчетного периода сложился дефицит местного бюджета в объеме 37 704,6 тыс. рублей (1,4% от утвержденного значения).
7. Муниципальный долг на 01.04.2022 составил 5 055 800,0 тыс. рублей, снизившись с начала года на 20,5% (-1 300 000,0 тыс. рублей). Долговая нагрузка на местный бюджет снизилась до 21,8%.
8. Программа муниципальных заимствований исполнена в части досрочного погашения обязательства по всем имеющимся коммерческим кредитам в общей сумме 2 495 000,0 тыс. рублей и привлечения бюджетного кредита в УФК по Краснодарскому краю (1 195 000,0 тыс. рублей под 0,1% годовых).
9. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.04.2022 составили 53 287,6 тыс. рублей или 8,5% от утвержденного объема (630 110,2 тыс. рублей). С учетом оценки исполнения расходов на обслуживание муниципального долга до конца года требуется уменьшение расходов на сумму не менее 300 000,0 тыс. рублей.
10. Процентные платежи за излишне привлеченные в конце 2021 года средства в АО «Альфа-Банк» составили в 2022 году 873,2 тыс. рублей и являются неэффективными расходами местного бюджета.
11. Первоначально объем расходов местного бюджета утвержден в сумме 42 761 233,0 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов - 19 413 155,2 тыс. рублей. С начала года объем расходов увеличен на 8,7% к первоначальному плану. Прирост ассигнований составил 3 712 048,9 тыс. рублей, из них за счет:
- увеличения источников финансирования дефицита местного бюджета - на 2 123 169,6 тыс. рублей (57,2% от общей суммы прироста);
- увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов - на 1 223 444,1 тыс. рублей (32,9%);
- увеличения собственных доходов - на 366 144,5 тыс. рублей (9,9%);
- возврата остатков межбюджетных трансфертов - на 709,3 тыс. рублей (-0,02%).
Уточненный план по расходам составил 46 473 281,9 тыс. рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов - 20 636 599,3 тыс. рублей.
12. Исполнение расходной части местного бюджета составило 7 950 392,5 тыс. рублей или 17,1% от уточненного плана, в том числе за счет средств:
- вышестоящих бюджетов - 3 163 493,0 тыс. рублей (15,3% от плана);
- местного бюджета - 4 786 899,5 тыс. рублей (18,5%).
В общей сумме исполненных расходов наибольший удельный вес занимают расходы по следующим разделам классификации расходов:
- 0700 «Образование» - 60,4% (4 805 946,1 тыс. рублей);
- 0400 «Национальная экономика» - 12,1% (965 833,4 тыс. рублей);
- 0100 «Общегосударственные вопросы» - 9,8% (780 872,2 тыс. рублей);
- 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 5,6% (448 934,9 тыс. рублей).
Расходы на социальную сферу предусмотрены в объеме 30 572 220,8 тыс. рублей или 65,8% в общей сумме расходов, исполнены в сумме 5 585 620,1 тыс. рублей (70,3% из общей суммы расходов) или 18,3% к уточненному плану.
13. В МО город Краснодар реализуются мероприятия 3 Национальных проектов (6 Федеральных проектов), утвержденных Указом Президента РФ №204. В реализации участвуют 5 ГРБС, исполняющие мероприятия в рамках 5 Программ. На указанные цели предусмотрено 5 243 367,3 тыс. рублей.
Для реализации проектов с профильными министерствами, департаментами Краснодарского края заключены 23 соглашения о выделении субсидий на общую сумму 5 221 432,6 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 2 624 267,6 тыс. рублей, краевого - 2 190 514,9 тыс. рублей, местного - 406 650,1 тыс. рублей).
Кассовое исполнение расходов составило 396 938,3 тыс. рублей или 7,6% от плана (мероприятия Федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть», «Жилье», «Современная школа»), исполнение по остальным 3 проектам не осуществлялось.
По Федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» в нарушение требование Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета и Соглашения ДГХ и ТЭК не выполнено обязательство по заключению муниципальных контрактов в срок до 1 апреля текущего года.
14. Расходная часть местного бюджета сформирована на основе 24 Программ. Уточненные показатели СБР на их реализацию составляют 42 539 077,6 тыс. рублей, из них наибольшие:
- «Развитие образования» - 18 623 698,8 тыс. рублей;
- «Комплексное развитие в сфере строительства» - 9 012 664,6 тыс. рублей;
- «Развитие транспортной системы» - 5 313 446,1 тыс. рублей;
- «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» - 2 449 376,8 тыс. рублей.
По результатам анализа исполнения Программ установлены следующие нарушения и недостатки.
14.1. В нарушение ст.179 БК РФ, п.30 Решения о местном бюджете на 2022 год и п.16 Порядка разработки муниципальных программ 5 Программ («Энергосбережение», «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Развитие культуры», «Развитие физической культуры») не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2022 год в установленные сроки.
14.2. В нарушение Порядка разработки муниципальных программ:
- Программа «Энергосбережение» не содержит в качестве исполнителей юридических лиц, осуществляющих по согласованию реализацию мероприятий за счет внебюджетных источников финансового обеспечения;
- плановые значения целевых показателей, установленные Программами «Формирование комфортной городской среды», «Расселение аварийного фонда» не соответствуют показателям результативности по соглашению о предоставления субсидии из краевого бюджета;
- Программа «Энергосбережение» не разделена на этапы, ДГХ и ТЭК не обеспечены разработка и утверждение в качестве приложения к Программе методики расчета ее целевых показателей;
- проекты изменений 3 Программ («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Расселение аварийного фонда», «Обеспечение защиты населения») не направлялись в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы;
- срок реализации 3 Программ («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Энергосбережение») не продлен на 2024 год, в связи с чем Департаментом финансов необоснованно доведены до ГРБС бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации мероприятий указанных Программ в 2024 году;
- отчеты Координаторов 3 Программ («Развитие физической культуры и спорта», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Развитие культуры») содержат недостоверные данные;
- в текущем году в основные параметры Программы «Обеспечение защиты населения» внесены изменения, относящиеся к 2021 году.
Необходимо отметить, что по результатам ранее проведенных экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой неоднократно указывалось на несоблюдение установленных требований к Программам, данные нарушения Координаторами до настоящего времени в полном объеме не устранены.
15. Анализом исполнения мероприятий Программ установлено:
15.1. По Программе «Социальная поддержка граждан» в связи с недостаточностью финансирования из краевого бюджета на исполнение госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, связанного с отсутствием дифференцированного подхода по муниципальным образованиям края при определении размера субвенции с учетом фактически сложившихся в них цен на жилье и предложений застройщиков по возводимым объектам (в части общих площадей квартир), имеются риски дополнительных расходов местного бюджета на исполнение полномочий Краснодарского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в сумме провизорно 133 916,3 тыс. рублей.
Плановое значение целевого показателя Программы по количеству отремонтированных квартир и домовладений ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (55 объектов) не соответствует объему заявленных адресов (33 объектов) для проведения ремонта. Порядок предоставления меры поддержки №1274 требует доработки в части приведения размера оказываемой социальной поддержки в соответствие с решением городской Думы Краснодара №69 п.5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (в редакции от 21.04.2022).
15.2. По Программе «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» расходы, связанные с осуществлением деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществляются в отсутствие муниципального правового акта, регулирующего отношения в области обращения с животными (в нарушение Закона №498-ФЗ). Кроме того, до настоящего времени не внесены необходимые изменения в Положение о ДГХ и ТЭК.
Несвоевременность заключения договоров с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями по жилым и нежилым муниципальным помещениям приводят к обращениям исполнителей в судебные органы и возникновению дополнительных бюджетных расходов (возмещение судебных расходов, госпошлина, уплата процентов за пользование чужими деньгами).
15.3. По Программе «Комплексное развитие в сфере строительства» по мероприятию «Берегоукрепление реки Кубани» бюджетные обязательства не приняты, Соглашение расторгнуто во 2 квартале 2022 года, средства местного бюджета в сумме 96 683,0 тыс. рублей, предусмотренные на софинансирование расходов, подлежат сокращению.
15.4. По объектам «Проектирование и строительство ДОО в ст.Старокорсунская, ул. Вознесенская, 92», «Проектирование и строительство спортивного комплекса и открытых спортивных сооружений на территории МБОУ СОШ №20 по ул. Сормовская, 171» принятие обязательств не планируется, средства местного бюджета в сумму 15 234,7 тыс. рублей, предусмотренные на софинансирование расходов, подлежат сокращению.
16. Расходы на реализацию непрограммных направлений деятельности предусмотрены в сумме 3 934 204,3 тыс. рублей (8,9% от общего объема расходов бюджета). Исполнение расходов составило 690 059,4 тыс. рублей или 8,7% от уточненного плана.
17. Следует отметить снижение темпа осуществления закупок в сравнении с аналогичными периодами 2019-2020 годов.
Минимальная доля закупок, включенных в планы-графики, наблюдается по следующим ГРБС (включая подведомственные учреждения):
- ДМС и ГЗ - 12,5%;
- Администрация КВО - 61,4%;
- Управление гражданской защиты - 63,7%.
С учетом сроков проведения процедур имеются риски нарушения условия соглашения о предоставлении субсидии от 27.01.2022 в части сроков заключения контрактов на оснащение школы по ул. Кирилла Россинского не позднее 01.07.2022).
В результате несостоявшихся конкурентных процедур и отставания от графиков работ имеются риски нарушения сроков выполнения в 2022 году СМР по 4 закупкам МКУ «ЕСЗ» на сумму провизорно 767 853,6 тыс. рублей.
Риск неосвоения средств, запланированных на закупки, наблюдается также в МКУ «ЦМДДТ», МКУ «УКХиБ» и МКУ «Горжилхоз».
На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 1 квартала 2022 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:
1. Департаменту финансов:
1.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки:
1.1.1. Увеличить плановые значения на сумму не менее 328 374,0 тыс. рублей, в том числе:
- ПСН - не менее 170 000,0 тыс. рублей;
- УСН - не менее 45 000,0 тыс. рублей;
- налог на имущество физических лиц - не менее 35 000,0 тыс. рублей;
- доходы от МУП - не менее 27 000,0 тыс. рублей;
- прочие доходы от использования имущества и прав - не менее 19 000,0 тыс. рублей;
- доходы от сдачи в аренду имущества - не менее 18 000,0 тыс. рублей;
- доходы от платных услуг - не менее 13 000,0 тыс. рублей;
- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям - не менее 1 300,0 тыс. рублей;
- плата по соглашениям об установлении сервитута - не менее 74,0 тыс. рублей.
1.1.2. Уменьшить плановые значения на сумму не менее 182 800,0 тыс. рублей, в том числе:
- доходы от продажи активов - не менее 160 000,0 тыс. рублей;
- ЕНВД - не менее 15 000,0 тыс. рублей;
- плата за негативное воздействие - не менее 6 000,0 тыс. рублей;
- арендная плата за федеральные земли - не менее 1 800,0 тыс. рублей.
1.1.3. Установить плановые назначения по плате за публичный сервитут в объеме не менее 30,0 тыс. рублей.
1.2. Уменьшить бюджетные ассигнования на обслуживание муниципального долга в 2022 году не менее, чем на 300 000,0 тыс. рублей.
2. Департаменту транспорта оценить реалистичность исполнения плановых назначений по закрепленным источникам доходов от эксплуатации парковок с учетом максимально возможной активизации мер, направленных на обеспечение собираемости и применения мер административного воздействия.
3. Координаторам Программ «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Энергосбережение» внести изменения в части продления сроков реализации Программ на 2024 год.
4. Координаторам Программ «Формирование комфортной городской среды», «Расселение аварийного фонда» плановые значения целевых показателей привести в соответствие с показателями результативности по соглашениям о предоставления субсидий из краевого бюджета.
5. Департаменту строительства в связи с расторжением (незаключением) Соглашений по объектам «Берегоукрепление реки Кубани», «Проектирование и строительство ДОО в ст.Старокорсунская, ул.Вознесенская, 92», «Проектирование и строительство спортивного комплекса и открытых спортивных сооружений на территории МБОУ СОШ №20 по ул. Сормовская, 171» принять меры по сокращению ассигнований из местного бюджета, предусмотренных на софинансирование расходов по указанным объектам, в сумме 111 917,7 тыс. рублей.
6. Управлению по социальным вопросам привести плановое значение целевого показателя Программы «Социальная поддержка граждан» по количеству отремонтированных квартир и домовладений ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним в соответствие с объемом заявленных адресов для проведения ремонта. Внести соответствующие изменения в Порядок предоставления указанной меры поддержки №1274 в части приведения размера поддержки в соответствие Решению Думы Краснодара №69 п.5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
7. ДГХ и ТЭК по Программе «Энергосбережение» предусмотреть в качестве исполнителей юридические лица, осуществляющие реализацию мероприятий за счет внебюджетных источников, этапы реализации, методику расчета ее целевых показателей.
8. Принять меры по исполнению ранее выданных рекомендаций Контрольно-счетной палаты, в том числе включенных в утвержденные главой МО город Краснодар Планы мероприятий:
8.1. ДГХ и ТЭК:
- принять муниципальный правовой акт, регулирующий отношения в области обращения с животными (в том числе требования по их содержанию), внести изменения в Положение о ДГХ и ТЭК по наделению соответствующими функциями;
- во избежание дополнительных бюджетных расходов, связанных с обращениями управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций в судебные органы, принять меры по заключению с ними договоров по жилым и нежилым муниципальным помещениям.
8.2. Управлению по социальным вопросам совместно с Департаментом финансов в случае недостаточности финансирования из краевого бюджета на исполнение госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот направить в администрацию Краснодарского края обращение о выделении в 2022 году соответствующих ассигнований на указанные цели.
9. Муниципальным заказчикам:
- принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки;
- Департаменту строительства, Департаменту транспорта, ДГХ и ТЭК усилить ведомственный контроль за подведомственными заказчиками, в том числе за исполнением поставщиками (подрядчиками) условий контрактов;
- ДМС и ГЗ (уполномоченному органу) и Департаменту образования (исполнителю мероприятия) усилить контроль за выполнением условий Соглашения о предоставлении субсидии от 27.01.2022 в части сроков заключения контрактов на оснащение школы по ул. Кирилла Россинского, в случае незаключения контрактов по результатам конкурентных процедур в установленный срок - своевременно принять меры к изменению данного условия соглашения.