Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испол

13 июня, 2022

С 16 мая по 10 июня 2022 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2022 года.

В ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 квартала 2022 года в числе прочего выявило следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 1 квартал 2022 года по основным характеристикам составило:

- по доходам - 18,1% (7 912 687,8 тыс. рублей) к уточненному плану и 18,8% к первоначальному плану;

- по расходам - 17,1% (7 950 392,5 тыс. рублей) к уточненному плану и 18,6% к первоначальному плану;

- дефицит местного бюджета - 37 704,7 тыс. рублей (1,4% к уточненному плану и 8,6% к первоначальному).

2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 4 раза. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 3,8% (+1 588 879,3 тыс. рублей) и 8,7 (+3 712 048,9 тыс. рублей), соответственно, объем дефицита увеличен на 2 123 169,6 тыс. рублей (в 4,7 раз).

При этом увеличение объема доходов местного бюджета на сумму 1 222 734,8 тыс. рублей или 77,0% от объема корректировки (по безвозмездным поступлениям), внесено таблицами поправок без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения соответствующих экспертиз Контрольно-счетной палаты. В части расходов местного бюджета - на основании таблиц поправок увеличены бюджетные ассигнования на сумму 3 340 254,4 тыс. рублей, а также перераспределено более 2 122 619,2 тыс. рублей.

3. Доходы местного бюджета исполнены:

- по налоговым доходам - 4 301 036,7 тыс. рублей (20,3% от уточненного и 20,7% первоначального плана, 111,7% от кассового плана);

- по неналоговым доходам - 386 572,0 тыс. рублей (19,3% от плановых назначений, 84,1% от кассового плана);

- по безвозмездным поступлениям - 3 225 079,1 тыс. рублей (15,6% от уточненного плана и 16,6% от первоначального).

В целом исполнение кассового плана по налоговым и неналоговым доходам составило 108,8%, (+378 811,7 тыс. рублей). Кассовый план выполнен (перевыполнен) по 14, не выполнен по 8 доходным источникам.

Высокий уровень исполнения бюджетных назначений (с учетом кассового плана) имеет ПСН (47,1%). При этом существенный объем перевыполнения кассового плана приходится на УСН (+203 600,9 тыс. рублей), НДФЛ (+182 180,1 тыс. рублей).

Низкий уровень исполнения плановых назначений (с учетом кассового плана) имеют 4 доходных источника: штрафы (10,2%), доходы от продажи активов (11,2%), доходы от парковок (12,5%), земельный налог (14,4%).

4. По результатам анализа фактического и ожидаемого исполнения доходов бюджета (с учетом оценки главных администраторов доходов и Департамента финансов) установлено, что исполнение годовых плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с незначительным перевыполнением на 0,8% (+190 660,3 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников установленный план может быть как не выполнен, так и перевыполнен, в связи с чем имеются основания для:

- увеличения плановых назначений по 3 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 250 000,0 тыс. рублей;

- увеличения плановых назначений по 6 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 78 374,0 тыс. рублей.

- уменьшения плановых назначений по 1 виду налоговых доходов на сумму не менее 15 000,0 тыс. рублей;

- уменьшения плановых назначений по 3 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 167 800,0 тыс. рублей.

- установления плановых назначения по плате за публичный сервитут в объеме не менее 30,0 тыс. рублей.

5. По состоянию на 01.04.2022 недоимка (налоги) по отношению к началу года снизилась на 5,4% (-59 237 тыс. рублей). Задолженность по арендной плате за землю (кроме федеральной) и имущество выросла на 45 736,3 тыс. рублей (+4,1% и +25,9% соответственно), но ее уровень ниже максимальных значений 2021 года.

6. Плановый объем дефицита утвержден в размере 2 693 510,6 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на счетах по учету средств бюджета (+2 523 169,6 тыс. рублей).

В отчетном периоде показатель трижды корректировался в сторону увеличения, в результате чего вырос более чем в 4 раза (+2 123 169,6 тыс. рублей).  При этом увеличение дефицита местного бюджета на сумму 2 117 519,6 тыс. рублей внесено таблицами поправок и не прошло экспертизу Контрольно-счетной палаты.

По итогам отчетного периода сложился дефицит местного бюджета в объеме 37 704,6 тыс. рублей (1,4% от утвержденного значения).

7. Муниципальный долг на 01.04.2022 составил 5 055 800,0 тыс. рублей, снизившись с начала года на 20,5% (-1 300 000,0 тыс. рублей). Долговая нагрузка на местный бюджет снизилась до 21,8%.

8. Программа муниципальных заимствований исполнена в части досрочного погашения обязательства по всем имеющимся коммерческим кредитам в общей сумме 2 495 000,0 тыс. рублей и привлечения бюджетного кредита в УФК по Краснодарскому краю (1 195 000,0 тыс. рублей под 0,1% годовых).

9. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.04.2022 составили 53 287,6 тыс. рублей или 8,5% от утвержденного объема (630 110,2 тыс. рублей). С учетом оценки исполнения расходов на обслуживание муниципального долга до конца года требуется уменьшение расходов на сумму не менее 300 000,0 тыс. рублей.

10. Процентные платежи за излишне привлеченные в конце 2021 года средства в АО «Альфа-Банк» составили в 2022 году 873,2 тыс. рублей и являются неэффективными расходами местного бюджета.

11. Первоначально объем расходов местного бюджета утвержден в сумме 42 761 233,0 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов - 19 413 155,2 тыс. рублей. С начала года объем расходов увеличен на 8,7% к первоначальному плану. Прирост ассигнований составил 3 712 048,9 тыс. рублей, из них за счет:

- увеличения источников финансирования дефицита местного бюджета - на 2 123 169,6 тыс. рублей (57,2% от общей суммы прироста);

- увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов - на 1 223 444,1 тыс. рублей (32,9%);

- увеличения собственных доходов - на 366 144,5 тыс. рублей (9,9%);

- возврата остатков межбюджетных трансфертов - на 709,3 тыс. рублей (-0,02%).

Уточненный план по расходам составил 46 473 281,9 тыс. рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов - 20 636 599,3 тыс. рублей.

12. Исполнение расходной части местного бюджета составило 7 950 392,5 тыс. рублей или 17,1% от уточненного плана, в том числе за счет средств:

- вышестоящих бюджетов - 3 163 493,0 тыс. рублей (15,3% от плана);

- местного бюджета - 4 786 899,5 тыс. рублей (18,5%).

В общей сумме исполненных расходов наибольший удельный вес занимают расходы по следующим разделам классификации расходов:

- 0700 «Образование» - 60,4% (4 805 946,1 тыс. рублей);

- 0400 «Национальная экономика» - 12,1% (965 833,4 тыс. рублей);

- 0100 «Общегосударственные вопросы» -  9,8% (780 872,2 тыс. рублей);

- 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 5,6% (448 934,9 тыс. рублей).

Расходы на социальную сферу предусмотрены в объеме 30 572 220,8 тыс. рублей или 65,8% в общей сумме расходов, исполнены в сумме 5 585 620,1 тыс. рублей (70,3% из общей суммы расходов) или 18,3% к уточненному плану.

13. В МО город Краснодар реализуются мероприятия 3 Национальных проектов (6 Федеральных проектов), утвержденных Указом Президента РФ №204. В реализации участвуют 5 ГРБС, исполняющие мероприятия в рамках 5 Программ. На указанные цели предусмотрено 5 243 367,3 тыс. рублей.

Для реализации проектов с профильными министерствами, департаментами Краснодарского края заключены 23 соглашения о выделении субсидий на общую сумму 5 221 432,6 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 2 624 267,6 тыс. рублей, краевого - 2 190 514,9 тыс. рублей, местного - 406 650,1 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов составило 396 938,3 тыс. рублей или 7,6% от плана (мероприятия Федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть», «Жилье», «Современная школа»), исполнение по остальным 3 проектам не осуществлялось.

По Федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» в нарушение требование Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета и Соглашения ДГХ и ТЭК не выполнено обязательство по заключению муниципальных контрактов в срок до 1 апреля текущего года.

14. Расходная часть местного бюджета сформирована на основе 24 Программ. Уточненные показатели СБР на их реализацию составляют 42 539 077,6 тыс. рублей, из них наибольшие:

- «Развитие образования» - 18 623 698,8 тыс. рублей;

- «Комплексное развитие в сфере строительства» - 9 012 664,6 тыс. рублей;

- «Развитие транспортной системы» - 5 313 446,1 тыс. рублей;

- «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» - 2 449 376,8 тыс. рублей.

По результатам анализа исполнения Программ установлены следующие нарушения и недостатки.

14.1. В нарушение ст.179 БК РФ, п.30 Решения о местном бюджете на 2022 год и п.16 Порядка разработки муниципальных программ 5 Программ («Энергосбережение», «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Развитие культуры», «Развитие физической культуры») не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2022 год в установленные сроки.

14.2. В нарушение Порядка разработки муниципальных программ:

- Программа «Энергосбережение» не содержит в качестве исполнителей юридических лиц, осуществляющих по согласованию реализацию мероприятий за счет внебюджетных источников финансового обеспечения;

- плановые значения целевых показателей, установленные Программами «Формирование комфортной городской среды», «Расселение аварийного фонда» не соответствуют показателям результативности по соглашению о предоставления субсидии из краевого бюджета;

- Программа «Энергосбережение» не разделена на этапы, ДГХ и ТЭК не обеспечены разработка и утверждение в качестве приложения к Программе методики расчета ее целевых показателей;

- проекты изменений 3 Программ («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Расселение аварийного фонда», «Обеспечение защиты населения») не направлялись в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы;

- срок реализации 3 Программ («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Энергосбережение») не продлен на 2024 год, в связи с чем Департаментом финансов необоснованно доведены до ГРБС бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации мероприятий указанных Программ в 2024 году;

- отчеты Координаторов 3 Программ («Развитие физической культуры и спорта», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Развитие культуры») содержат недостоверные данные;

- в текущем году в основные параметры Программы «Обеспечение защиты населения» внесены изменения, относящиеся к 2021 году.

Необходимо отметить, что по результатам ранее проведенных экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой неоднократно указывалось на несоблюдение установленных требований к Программам, данные нарушения Координаторами до настоящего времени в полном объеме не устранены.

15. Анализом исполнения мероприятий Программ установлено:

15.1. По Программе «Социальная поддержка граждан» в связи с недостаточностью финансирования из краевого бюджета на исполнение госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, связанного с отсутствием дифференцированного подхода по муниципальным образованиям края при определении размера субвенции с учетом фактически сложившихся в них цен на жилье и предложений застройщиков по возводимым объектам (в части общих площадей квартир), имеются риски дополнительных расходов местного бюджета на исполнение полномочий Краснодарского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в сумме провизорно 133 916,3 тыс. рублей.

Плановое значение целевого показателя Программы по количеству отремонтированных квартир и домовладений ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (55 объектов) не соответствует объему заявленных адресов (33 объектов) для проведения ремонта. Порядок предоставления меры поддержки №1274 требует доработки в части приведения размера оказываемой социальной поддержки в соответствие с решением городской Думы Краснодара №69 п.5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (в редакции от 21.04.2022).

15.2. По Программе «Комплексное развитие в сфере ЖКХ» расходы, связанные с осуществлением деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществляются в отсутствие муниципального правового акта, регулирующего отношения в области обращения с животными (в нарушение Закона №498-ФЗ). Кроме того, до настоящего времени не внесены необходимые изменения в Положение о ДГХ и ТЭК.

Несвоевременность заключения договоров с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями по жилым и нежилым муниципальным помещениям приводят к обращениям исполнителей в судебные органы и возникновению дополнительных бюджетных расходов (возмещение судебных расходов, госпошлина, уплата процентов за пользование чужими деньгами).

15.3. По Программе «Комплексное развитие в сфере строительства» по мероприятию «Берегоукрепление реки Кубани» бюджетные обязательства не приняты, Соглашение расторгнуто во 2 квартале 2022 года, средства местного бюджета в сумме 96 683,0 тыс. рублей, предусмотренные на софинансирование расходов, подлежат сокращению.

15.4. По объектам «Проектирование и строительство ДОО в ст.Старокорсунская, ул. Вознесенская, 92», «Проектирование и строительство спортивного комплекса и открытых спортивных сооружений на территории МБОУ СОШ №20 по ул. Сормовская, 171» принятие обязательств не планируется, средства местного бюджета в сумму 15 234,7 тыс. рублей, предусмотренные на софинансирование расходов, подлежат сокращению.

16. Расходы на реализацию непрограммных направлений деятельности предусмотрены в сумме 3 934 204,3 тыс. рублей (8,9% от общего объема расходов бюджета). Исполнение расходов составило 690 059,4 тыс. рублей или 8,7% от уточненного плана.

17. Следует отметить снижение темпа осуществления закупок в сравнении с аналогичными периодами 2019-2020 годов.

Минимальная доля закупок, включенных в планы-графики, наблюдается по следующим ГРБС (включая подведомственные учреждения):

- ДМС и ГЗ - 12,5%;

- Администрация КВО - 61,4%;

- Управление гражданской защиты - 63,7%.

С учетом сроков проведения процедур имеются риски нарушения условия соглашения о предоставлении субсидии от 27.01.2022 в части сроков заключения контрактов на оснащение школы по ул. Кирилла Россинского не позднее 01.07.2022).

В результате несостоявшихся конкурентных процедур и отставания от графиков работ имеются риски нарушения сроков выполнения в 2022 году СМР по 4 закупкам МКУ «ЕСЗ» на сумму провизорно 767 853,6 тыс. рублей.

Риск неосвоения средств, запланированных на закупки, наблюдается также в МКУ «ЦМДДТ», МКУ «УКХиБ» и МКУ «Горжилхоз».

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 1 квартала 2022 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Департаменту финансов:

1.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки:

1.1.1. Увеличить плановые значения на сумму не менее 328 374,0 тыс. рублей, в том числе:

- ПСН - не менее 170 000,0 тыс. рублей;

- УСН - не менее 45 000,0 тыс. рублей;

- налог на имущество физических лиц - не менее 35 000,0 тыс. рублей;

- доходы от МУП - не менее 27 000,0 тыс. рублей;

- прочие доходы от использования имущества и прав - не менее 19 000,0 тыс. рублей;

- доходы от сдачи в аренду имущества - не менее 18 000,0 тыс. рублей;

- доходы от платных услуг - не менее 13 000,0 тыс. рублей;

- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям - не менее 1 300,0 тыс. рублей;

- плата по соглашениям об установлении сервитута - не менее 74,0 тыс. рублей.

1.1.2. Уменьшить плановые значения на сумму не менее 182 800,0 тыс. рублей, в том числе:

- доходы от продажи активов - не менее 160 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД - не менее 15 000,0 тыс. рублей;

- плата за негативное воздействие - не менее 6 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за федеральные земли - не менее 1 800,0 тыс. рублей.

1.1.3. Установить плановые назначения по плате за публичный сервитут в объеме не менее 30,0 тыс. рублей.

1.2. Уменьшить бюджетные ассигнования на обслуживание муниципального долга в 2022 году не менее, чем на 300 000,0 тыс. рублей.

2. Департаменту транспорта оценить реалистичность исполнения плановых назначений по закрепленным источникам доходов от эксплуатации парковок с учетом максимально возможной активизации мер, направленных на обеспечение собираемости и применения мер административного воздействия.

3. Координаторам Программ «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Комплексное развитие в сфере строительства», «Энергосбережение» внести изменения в части продления сроков реализации Программ на 2024 год.

4. Координаторам Программ «Формирование комфортной городской среды», «Расселение аварийного фонда» плановые значения целевых показателей привести в соответствие с показателями результативности по соглашениям о предоставления субсидий из краевого бюджета.

5. Департаменту строительства в связи с расторжением (незаключением) Соглашений по объектам «Берегоукрепление реки Кубани», «Проектирование и строительство ДОО в ст.Старокорсунская, ул.Вознесенская, 92», «Проектирование и строительство спортивного комплекса и открытых спортивных сооружений на территории МБОУ СОШ №20 по ул. Сормовская, 171» принять меры по сокращению ассигнований из местного бюджета, предусмотренных на софинансирование расходов по указанным объектам, в сумме 111 917,7 тыс. рублей.

6. Управлению по социальным вопросам привести плановое значение целевого показателя Программы «Социальная поддержка граждан» по количеству отремонтированных квартир и домовладений ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним в соответствие с объемом заявленных адресов для проведения ремонта. Внести соответствующие изменения в Порядок предоставления указанной меры поддержки №1274 в части приведения размера поддержки в соответствие Решению Думы Краснодара №69 п.5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

7. ДГХ и ТЭК по Программе «Энергосбережение» предусмотреть в качестве исполнителей юридические лица, осуществляющие реализацию мероприятий за счет внебюджетных источников, этапы реализации, методику расчета ее целевых показателей.

8. Принять меры по исполнению ранее выданных рекомендаций Контрольно-счетной палаты, в том числе включенных в утвержденные главой МО город Краснодар Планы мероприятий:

8.1. ДГХ и ТЭК:

- принять муниципальный правовой акт, регулирующий отношения в области обращения с животными (в том числе требования по их содержанию), внести изменения в Положение о ДГХ и ТЭК по наделению соответствующими функциями;

- во избежание дополнительных бюджетных расходов, связанных с обращениями управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций в судебные органы, принять меры по заключению с ними договоров по жилым и нежилым муниципальным помещениям.

8.2. Управлению по социальным вопросам совместно с Департаментом финансов в случае недостаточности финансирования из краевого бюджета на исполнение госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот направить в администрацию Краснодарского края обращение о выделении в 2022 году соответствующих ассигнований на указанные цели.

9. Муниципальным заказчикам:

- принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки;

- Департаменту строительства, Департаменту транспорта, ДГХ и ТЭК усилить ведомственный контроль за подведомственными заказчиками, в том числе за исполнением поставщиками (подрядчиками) условий контрактов;

- ДМС и ГЗ (уполномоченному органу) и Департаменту образования (исполнителю мероприятия) усилить контроль за выполнением условий Соглашения о предоставлении субсидии от 27.01.2022 в части сроков заключения контрактов на оснащение школы по ул. Кирилла Россинского, в случае незаключения контрактов по результатам конкурентных процедур в установленный срок - своевременно принять меры к изменению данного условия соглашения.