Обследование по вопросам учета объектов Казны

05.03.2019 г.

Проведено обследование по вопросам учета объектов Казны, эффективности использования объектов недвижимости  и инженерной инфраструктуры, числящихся в Казне (за исключением жилого фонда)   за  период  2016 – 1 полугодие 2018 года.

В ходе обследования проведена  оценка состояния учета Казны, ее состава, эффективности использования и обеспечения сохранности.

Установлено,  что в целях обеспечения полноценного контроля за рациональным и эффективным имуществом Казны требуется совершенствование действующей системы отражения информации об объектах, а также нормативное обеспечение в целях исполнения требований отдельных  положений Порядка ведения органами местного самоуправления Реестра муниципального имущества, утвержденного Приказом министерства экономического развития РФ (от 30.08.2011 № 424).

Стоимость Казны по состоянию на 01.07.2018 искажена за счет отсутствия отражения в Казне сведений о рыночной стоимости   объектов движимого и недвижимого  имущества (учтенных по условной оценке 1 рубль), переданных в  аренду, а также неактуальной  кадастровой  стоимости по 101 земельному участку. Стоимость Казны (провизорно) занижена не менее чем на 188 628,4 тыс. рублей.

Выездными обследованиями установлены факты, свидетельствующие о неудовлетворительном уровне обеспечения сохранности неиспользуемого имущества Казны,  в том числе факты ненадлежащего состояния имущества и нанесения ему ущерба, перепланировка, использование объектов муниципальной собственности без договорных отношений а  также неустановленными лицами, отсутствие технической документации.

Муниципальные нормативно-правовые акты не содержат нормы, направленные на обеспечение сохранности объектов Казны и контроля за обеспечением их сохранности, включая определение уполномоченных на их реализацию функциональных и отраслевых органов  по  объектам, не переданным в аренду и безвозмездное пользование.

Порядок содержания объектов недвижимости Казны, не переданных в аренду и безвозмездное пользование и не расположенных в многоквартирных жилых домах, муниципальными правовыми актами не определен. 

В обороте (в аренде, пользовании) находится имущество Казны стоимостью 12 800,7 млн. рублей  или  53,1% от стоимости нефинансовых активов  (исключая  жилой фонд), а без учета недвижимости, подлежащей передаче в оперативное управление -  55,1%.

Установлено, что на 01.07.2018  не используется 1161 объект движимого (инженерная инфраструктура) и недвижимого имущества (без учета объектов, находящихся в фактическом пользовании муниципальных учреждений). Общая площадь неиспользуемых объектов составила 712,7 тыс. кв.м., протяженность линейных объектов   198,2 км.

Казна  на 01.07.2018 включала  25 объектов (876,3 млн. рублей), находившихся в пользовании у муниципальных учреждений, право оперативного управления которых не было оформлено, из них 18 объектов стоимостью 26 819,8 тыс. рублей, поступивших в Казну до 2018 года.

В составе неиспользуемых объектов основную долю в  стоимостном, и существенную в количественном выражении занимают объекты инженерной (водоснабжения и  канализации, электро- и теплоэнергетики, газоснабжения, сооружения и сети гидротехнические и ливневые)  инфраструктуры и транспортных сооружений (63% от стоимости), эксплуатация которых возможна исключительно специализированными организациями. Наибольшее количество и стоимость  официально не эксплуатируемых  объектов приходится на сферу  водоканализационного хозяйства  (45,7%).

С учетом действующего законодательства  указанные объекты подлежат передаче  в аренду, собственность, хозяйственное ведение.

Площадь не  эксплуатируемого  нежилого фонда, функционально предназначенного для использования в непроизводственных целях,  составляет 32,1 тыс. кв.м. В ходе  обследования выявлены факты его  несанкционированного использования, что свидетельствует  о  бездоговорной эксплуатации и  наличии возможности сдачи отдельных объектов в аренду.

Нежилой фонд   также имеет потенциал использования, или  для муниципальных нужд, или в качестве доходной (инвестиционной) недвижимости путем передачи в аренду (безвозмездное пользование).  

Объем неиспользуемого имущественного комплекса Казны значителен,  необходимые расходы на его содержание послужат весомым обременением для местного бюджета, что является предпосылкой   приватизации излишнего имущества.

На 01.07.2018  в составе неиспользуемых числились 288 земельных участков, из них на 32 земельных участках (общая площадь 17,9 га) расположено жилье, в связи с чем они  фактически не являются  активами МО, 25 земельных участков имеют ограниченные возможности использования, частично требуют проведения отдельных видов работ для  создания условий для их использования. 118 земельных участков (общая площадь 114,8 га) предназначены для использования в  муниципальных или общественных целях.

Не оформили права постоянного бессрочного пользования 26 балансодержателей, 23 земельных участка подлежат сдачу в аренду текущим землепользователям.

Остальные земельные участки имеют разный потенциал их использования, в том числе с целью извлечения доходов, из них  имеются 56  земельных участков общей площадью 1114,0 га (в том числе  земли сельхозназначения более 1000 га),  которые могут быть использованы как в муниципальных, так и в коммерческих целях.  По ряду участков  не выполнены землеустроительные работы, либо  не завершены работы по снятию обременений.

По выявленным в ходе обследования объектам  дополнительные доходы от сдачи имущества и земельных участков в аренду могут составить (провизорно) 5 869,3 тыс. рублей.

Вернуться к списку