Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, испол

16 ноября, 2021

С 20 октября по 12 ноября 2021 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2021 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2021 года в числе прочего выявило следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 9 месяцев 2021 года по основным характеристикам составило:

- по доходам – 73,3% (29 443 437,2 тыс. рублей) к уточненному плану и 87,0% к первоначальному плану;

- по расходам – 63,1% (28 354 467,3 тыс. рублей) к уточненному плану и 79,8% к первоначальному плану;

- профицит местного бюджета – 1 088 969,9 тыс. рублей при плановом объеме дефицита 4 782 272,3 тыс. рублей.

2. Плановые характеристики бюджета уточнялись 11 раз. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены по отношению к первоначальным плановым назначениям на 18,7% (+6 315 494,2 тыс. рублей) и 26,4% (+9 396 428,0 тыс. рублей), соответственно, объем дефицита увеличен на 3 080 933,8 тыс. рублей.

При этом увеличение объёмов доходов местного бюджета на сумму 5 342 191,3 тыс. рублей (или 84,6% от объёма корректировки), из них по налоговым и неналоговым доходам на сумму 2 675 693,3 (или 87,8% от объёма корректировки) и расходов на сумму 6 809 093,3 тыс. рублей (в том числе в части межбюджетных трансфертов - 2 667 304,8 тыс. рублей), а также перераспределение бюджетных ассигнований на сумму провизорно 5 400 000,0 тыс. рублей, произведено на основании таблиц поправок (без оформления проектами решений городской Думы Краснодара и проведения соответствующих экспертиз Контрольно-счётной палаты).

3. Доходы местного бюджета исполнены:

- по налоговым доходам – 13 312 153,6 тыс. рублей (72,4% от уточненного и 84,5% первоначального плана, 126,7% от кассового плана);

- по неналоговым доходам – 1 614 936,0 тыс. рублей (80,9% от уточненного плана и 102,6% от первоначального, 104,1% от кассового плана);

- по безвозмездным поступлениям – 14 516 347,6 тыс. рублей (73,4% от уточненного плана и 88,0% от первоначального).

Исполнение кассового плана по налоговым и неналоговым доходам составило 123,8%, (+2 869 978,3 тыс. рублей). Кассовый план выполнен (перевыполнен) по 19, не выполнен по 5 доходным источникам.

Перевыполнение и высокий уровень исполнения бюджетных назначений имеют 11 из 24 доходных источников: плата по соглашениям об установлении сервитута (в 43,5 раз), доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям (в 13,1 раза), ЕСХН (в 1,6 раз), штрафы (123,8%), ПСН (112,5%), доходы от МУП (104,3%), налог на прибыль (104,2%), доходы от сдачи в аренду имущества (91,9%), арендная плата за муниципальные земли (86,2%), прочие доходы от использования имущества и прав (85,5%)¸ госпошлина (85,5%).

Низкий уровень исполнения плановых назначений (с учетом кассового плана) имеют 4 доходных источника: доходы от парковок (33,9%), налог на имущество организаций (53,4%), арендная плата за федеральные земли (58,0%).

4. По результатам анализа фактического и ожидаемого исполнения доходов бюджета (с учетом оценки главных администраторов доходов и Департамента финансов) установлено, что исполнение годовых плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам прогнозируется в целом с перевыполнением на 4,7% (+967 310,3 тыс. рублей). При этом в разрезе отдельных источников установленный план может быть, как не выполнен, так и перевыполнен, в связи с чем имеются основания для:

- увеличения плановых назначений по 7 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 980 000,0 тыс. рублей;

- увеличения плановых назначений по 7 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 97 500,0 тыс. рублей.

- уменьшения плановых назначений по 3 видам налоговых доходов на сумму не менее 140 000,0 тыс. рублей;

- уменьшения плановых назначений по 3 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 50 000,0 тыс. рублей.

5. В рамках исполнения Программы приватизации реализовано 2 объекта из 16 на общую сумму 1 444,0 тыс. рублей (без НДС), в том числе 1 объект продан в порядке реализации преимущественного права по стоимости 599,0 тыс. рублей и 1 объект путем проведения аукциона на сумму 845,0 тыс. рублей.

6. Плановый объем дефицита на текущий год (4 782 272,3 тыс. рублей) в 3 квартале остался без изменений.

Местный бюджет исполнен с профицитом в объеме 1 088 969,8 тыс. рублей, на что повлияли:

 - погашение коммерческого кредита в объеме 1 100 000,0 тыс. рублей за счет за счет остатков собственных средств бюджета;

- превышение темпов поступления доходов (73,9%) над исполнением расходов (63,1%). 

Программа приватизации на 2021 год содержит долю МО город Краснодар в уставном капитале ОАО «Гостиный двор «Екатеринодар» номинальной стоимостью более 182 млн. рублей, но в качестве источников финансирования дефицита бюджета они не учтены (торги не объявлялись).

7. Муниципальный долг на 01.10.2021 составил 7 463 000,0 тыс. рублей, снизившись с начала 2021 года на 12,8% (- 1 100 000,0 тыс. рублей).

По сравнению с началом года показатели, характеризующие долговую политику, улучшились:

 - структура муниципального долга имеет более оптимальное соотношение долговых обязательств. Доля коммерческих кредитов снизилась до 28,1% (-9,2 процентных пункта), доля бюджетных заимствования составила 50,5% (+6,5 процентных пунктов);

 - снизилась долговая нагрузка на местный бюджет, составив 36,8% (- 12,1 процентный пункт), что обусловлено высоким уровнем поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также досрочным погашением долговых обязательств в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей.

8. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.10.2021 составили 213 563,0 тыс. рублей или 32,5% от утвержденного объема (657 599,1 тыс. рублей), минимально увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (+2 091,4 тыс. рублей или на 1%). С учетом оценки исполнения расходов на обслуживание муниципального долга до конца года потенциал их снижения составляет не менее 360 000,0 тыс. рублей.

9. Программа муниципальных заимствований исполнена только в части досрочного погашения в мае 2021 года коммерческого кредита ПАО «Сбербанк России» в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей с процентной ставкой 5,25% годовых за счет остатков собственных средств бюджета. В остальной части кредиты, как бюджетные, так и кредитных организаций, не привлекались и не погашались.

10. Плановый объём расходов составил 44 933 621,5 тыс. рублей, в том числе за счёт средств краевого бюджета - 19 773 112,7 тыс. рублей. Прирост в сумме 9 396 428,0 тыс. рублей сформировался за счёт увеличения объемов межбюджетных трансфертов (34,8% в общем объеме прироста), источников погашения дефицита местного бюджета (32,8%), налоговых и неналоговых доходов (32,4%).

Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 28 354 467,3 тыс. рублей или 63,1% от СБР, из них за счёт средств краевого бюджета - 14 268 530,9 тыс. рублей (72,2% от плана), местного - 14 085 936,3 тыс. рублей (56,0%).

Ниже среднего исполнение сложилось по 5 разделам: «Общегосударственные вопросы» (61,8%), «Национальная экономика» (58,4%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (53,5%), «Социальная политика» (49,8%), «Охрана окружающей среды» (13,3%), «Здравоохранение» (0,4%).

Низкий уровень исполнения расходов сложился по Департаменту финансов (14,5%), Управлению по социальным вопросам (31,9%) и Департаменту строительства (41,8%).

Как и в предшествующие периоды, большая часть расходов (58,0%) предусматривается на финансирование мероприятий в социальной сфере, расходы по которым составляют 61,9% от общего объема расходов и исполнены на 67,4% к плану.

11. Плановый объём расходов, исполняемых за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета, увеличен на 3 269 390,7 тыс. рублей и составляет 19 773 112,7 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов за счёт средств субвенций составило 7 324 816,2 тыс. рублей (75,0%), субсидий - 4 658 048,5 тыс. рублей (62,3%), иных межбюджетных трансфертов - 2 285 666,2 тыс. рублей (90,6%), расходы за счет дотаций местным бюджетам - не исполнялись.

С соответствующими органами исполнительной власти Краснодарского края заключено 42 соглашения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов (без учета средств на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местного значения) на общую сумму 9 646 182,0 тыс. рублей, в целях софинансирования расходов по указанным соглашениям за счет средств местного бюджета предусмотрено 831 805,3 тыс. рублей.

12. Наибольший удельный вес в структуре расходов составляют расходы на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (на выполнение муниципального задания, на иные цели) - 41,9% или 18 844 256,7 тыс. рублей.

В связи с Ограничительными мерами по отдельным учреждениям социальной сферы (отрасли «Культура», «Физическая культура и спорт», «Молодежная политика») сложились риски недостижения объемных (количественных) показателей муниципального задания (по посещаемости, проведению массовых мероприятий, осуществлению театральной деятельности, библиотечного обслуживания населения и пр.).

13. В МО город Краснодар реализуются мероприятия в рамках 5 Национальных и 8 федеральных проектов. В реализации мероприятий участвуют 6 ГРБС, являющиеся исполнителями мероприятий 6 муниципальных программ. На финансовое обеспечение мероприятий предусмотрено 4 905 196,7 тыс. рублей (федеральный бюджет - 2 065 202,9 тыс. рублей, краевой - 2 428 739,3 тыс. рублей, местный - 411 254,5 тыс. рублей).

Администрацией МО город Краснодар и профильными министерствами Краснодарского края заключено 11 соглашений о выделении субсидий на реализацию мероприятий на общую сумму 4 821 279,7 тыс. рублей, предусмотрено достижение 15 показателей результативности предоставления субсидий.

 Кассовое исполнение в целом составило 3 462 312,3 тыс. рублей (76,4%), из них по 4 федеральным проектам исполнение составило 95,5%-100% («Региональная и местная дорожная сеть» (96,4%), «Безопасность дорожного движения» (97%), «Содействие занятости» (99,4%), «Общественные системы развития дорожного хозяйства» (100%)). Низкое исполнение отмечается по 3 федеральным проектам («Современная школа» (16,6%), «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (24,8%), «Формирование комфортной городской среды» (51,6%)). В части реализации мероприятий федерального проекта «Культурная среда» кассовое исполнение не осуществлялось.

В связи с низкими темпами выполнения работ по отдельным муниципальным контрактам имеются риски недостижения в 2021 году показателей результативности, предусмотренных 4 соглашениями о предоставлении субсидий, которые могут привести к дополнительным расходам местного бюджета (на завершение работ в последующем периоде при отсутствии финансирования из федерального и краевого бюджета), а также к возврату средств в краевой бюджет.

14. По отдельным ГРБС и подведомственным им заказчикам наблюдаются низкие темпы осуществления закупок и фактического исполнения контрактов.

15. Расходы на реализацию 24 муниципальных программ предусмотрены в сумме 41 653 700,0 тыс. рублей (92,7% от общего объема расходов), исполнение составило 26 427 240,7 тыс. рублей или 63,4% от плана. Выше среднего сложилось исполнение по 8 программам, ниже – по 16, из них по 6 – до 40%.

Уточненные бюджетные ассигнования в целом превышают объем финансирования по Паспортам муниципальных программ на 3 219 877,0 тыс. рублей (на 9,4%). В нарушение ст.179 БК РФ, п. 31 Решения о местном бюджете, п.16 Порядка разработки муниципальных программ не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2021 год в установленные сроки муниципальные программы «Реализация молодежной политики», «Развитие культуры».

По программе «Социальная поддержка граждан» в рамках осуществления переданных госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот дополнительно выделены средства местного бюджета в сумме 235 460,4 тыс. рублей для доведения размера ассигнований на указанные цели до размера рыночной стоимости приобретаемого жилья, что предусматривает возможность дальнейшего обращения администрации МО город Краснодар в администрацию Краснодарского края для возмещения понесенных расходов.

Выявлены риски неосвоения (неполного освоения) бюджетных средств по итогам 2021 года на общую сумму 2 776 909,6 тыс. рублей (средства вышестоящих бюджетов – 1 226 716,5 тыс. рублей, местного - 1 550 193,1 тыс. рублей).

По отдельным ГРБС и подведомственным им заказчикам установлены низкие темпы осуществления (не размещения) закупок, отсутствие участников конкурентных процедур, приостановка аукционов по причине жалоб и т.д., что создает риски не освоения средств, запланированных на закупки в 2021 году:

- у Департамента транспорта и подведомственного ему МКУ «ЦМДДиТ» не заключены контракты на общую сумму 506 898,0 тыс. рублей (из них 215 366,0 тыс. рублей - запланированные на закупку автобусов, 53 449,7 тыс. рублей - закупка «Строительство насосной станции и напорного трубопровода в районе автомобильной дороги по ул. им. Вишняковой – ул. Переходной - ул. Новороссийской в г. Краснодаре»);

- по МКУ «ЕСЗ» не заключены контракты на общую сумму 538 459,5 тыс. рублей, в том числе по мероприятию «Строительство объекта здравоохранения (поликлиники) 142 164,5 тыс. рублей, на объекте «Берегоукрепление правого берега реки Кубань на участке от ул. Тургенева до Рождественского парка в г. Краснодаре» - 396 295,0 тыс. рублей;

- по Администрациям ПВО и ЦВО на сумму 53 763,5 тыс. рублей и 26 881,8 тыс. рублей соответственно по причине отсутствия заявок при неоднократном проведении аукционов.

Кроме того, в результате несоблюдения сроков выполнения работ (от 1 до 49 месяцев), недостаточного качества ПИР и ПСД имеются риски неосвоения средств по 33 муниципальным контрактам на общую сумму 1 216 901,0 тыс. рублей (за счет средств межбюджетных трансфертов - 456 468,0 тыс. рублей), в том числе:

- МКУ «ЦМДДиТ» - 6 контрактов на 528 480,5 тыс. рублей;

- МКУ «ЕСЗ» - 18 контрактов на сумму 501 804,3 тыс. рублей;

- МКУ «УКХиБ» - 9 контрактов на 186 616,2 тыс. рублей.

16. Совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) за счет бюджетных источников вырос на 32,1 % по сравнению с 2020 годом и запланирован в объёме 25 394 267,0 тыс. рублей.

Сохраняется достаточно высокий темп осуществления закупок, сопоставимый с аналогичным периодом 2020 года, при этом существенная доля контрактов заключена в результате конкурентных процедур, в том числе способом аукциона в электронной форме (63,0%).

17. Минимальная доля закупок, включенных в планы-графики наблюдается по Администрации КВО (87,3%), Управлению культуры (89,4%), Департаменту строительства (94,6%), Департаменту образования (94,9%), Управлению по делам молодежи (95,3%).

У ряда ГРБС наблюдается высокая доля незаконтрактованных расходов (остаток ассигнований), что создает риски неосвоения средств: Администрация ПВО (56,8% от СГОЗ), ДМС и ГЗ (51,8%), Управление по делам молодежи (51,7%), Администрация ЦВО (48,2%), Администрация (40,9%), ДФКиС (39,5%), Департамент строительства (28,1%), Департамент образования (17,3%).

 

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 9 месяцев 2021 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Рекомендовать главе МО город Краснодар обязать:

- должностных лиц администрации МО город Краснодар принять меры по исполнению Планов мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты МО город Краснодар, утвержденных по результатам экспертизы проекта решения городской Думы Краснодара о местном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также внешней проверке отчета об исполнении местного бюджета за 2020 год;

- ГРБС, реализующих мероприятия (в том числе Национальных проектов) в рамках заключенных соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (ДГХ и ТЭК, ДМС и ГЗ, Департамент транспорта, Департамент строительства, Управление культуры), принять меры по исполнению принятых обязательств в рамках соглашений о выделении субсидий из вышестоящих бюджетов на указанные цели и достижению предусмотренных ими показателей эффективности либо изменению их условий;

- Департаменту финансов подготовить обращение в администрацию Краснодарского края о выделении дополнительных средств из краевого бюджета на осуществление переданных госполномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в части доведения размера ассигнований на указанные цели до размера рыночной стоимости приобретаемого жилья.

2. Администрации МО город Краснодар:

2.1. Принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение полноты вынесения постановлений об административной ответственности за неоплату парковок по материалам, поступившим в адрес административной комиссии при администрации Краснодар по привлечению к административной ответственности лиц, не оплативших парковку о выявленных правонарушениях, и недопущению потерь местного бюджета.

3. Департаменту финансов:

3.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки:

3.1.1. Увеличить плановые значения на сумму не менее 1 077 500,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на прибыль – не менее 260 000,0 тыс. рублей;

- УСН – не менее 250 000,0 тыс. рублей;

- налога на имущество физических лиц – не менее 170 000,0 тыс. рублей;

- НДФЛ – не менее 160 000,0 тыс. рублей;

- ПСН – не менее 70 000,0 тыс. рублей;

- штрафы – не менее 47 000,0 тыс. рублей;

- госпошлина – не менее 38 000,0 тыс. рублей;

- ЕСХН – не менее 32 000,0 тыс. рублей;

- прочие доходы от использования имущества и прав – не менее 32 000,0 тыс. рублей;

- доходы от сдачи в аренду имущества – не менее 7 000,0 тыс. рублей;

- доходы от МУП – не менее 4 000,0 тыс. рублей;

- плата за негативное воздействие – не менее 4 000,0 тыс. рублей;

- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям – не менее 2 400,0 тыс. рублей;

- плата по соглашениям об установлении сервитута – не менее 1 100,0 тыс. рублей.

3.1.2. Уменьшить плановые значения на сумму не менее 190 000,0 тыс. рублей, в том числе:

- налог на имущество организаций на сумму не менее 90 000,0 тыс. рублей;

- земельный налог на сумму не менее 40 000,0 тыс. рублей;

- доходы от парковок – не менее 25 000,0 тыс. рублей;

- доходы от платных услуг – не менее 20 000,0 тыс. рублей;

- ЕНВД – не менее 10 000,0 тыс. рублей;

- арендная плата за федеральные земли – не менее 5 000,0 тыс. рублей.

3.2. Рассмотреть вопрос о корректировке плановых бюджетных назначений в части штрафов за неоплату парковки с учетом увеличения их размера до 3000 рублей.

4. ДМС и ГЗ:

4.1. Оценить реалистичность Программы приватизации на 2021 год и конкретизировать планируемый размер доходов от ее исполнения.

5. Департаменту финансов и ГРБС принять меры по сокращению бюджетных ассигнований на сумму не менее 760 166,7 тыс. рублей (средства местного бюджета), в том числе:

- Департаменту транспорта - 441 670,7 тыс. рублей (по программе «Развитие образования» - не менее 81 289,2 тыс. рублей, «Социальная поддержка граждан» - 73 786,5 тыс. рублей, «Развитие транспортной системы» -  286 595,0 тыс. рублей);

- Департаменту строительства - 31 312,0 тыс. рублей (по программе «Комплексное развитие в сфере строительства»);

- ДГХ и ТЭК – 197 798,0 тыс. рублей (по программам «Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Энергосбережение и повышение энергетической безопасности», «Формирование современной городской среды»);

- ДМС и ГЗ - 66 026,0 тыс. рублей (по программе «Управление муниципальными финансами»);

- Управлению инвестиций - 23 360,0 тыс. рублей (по программе «Формирование инвестиционной привлекательности»).

6. Управлению по делам молодежи (координатору Программы «Реализация молодежной политики»), Управлению культуры (координатору Программы «Развитие культуры») обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п.31 Решения о местном бюджете в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.

7. Муниципальным заказчикам принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки, подготовки документации о закупках и усилению контроля фактического исполнения контрактов.

8. Департаменту транспорта, ДГХ и ТЭК, Департаменту строительства принять меры к усилению ведомственного контроля за деятельностью подведомственных заказчиков в сфере размещения заказа, в том числе по предотвращению рисков недополучения средств межбюджетных трансфертов, предоставленных МО город Краснодар на 2021 год.