- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Информация о проведённых экспертизах по проектам НПА
- Архив
- Информация о проведенных экспертизах по проектам НПА за 2016 год
-
Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год»
Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год»
22 января, 2016
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 27 ноября 2015 года по 6 декабря 2015 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» (далее - Проект решения о бюджете).
В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:
- анализ прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар;
- анализ текстовой части Проекта решения о бюджете;
- анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной политики и Основных направлений налоговой политики МО город Краснодар на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
- анализ бюджетного процесса в МО город Краснодар на соответствие Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ);
- анализ особенностей Проекта решения о бюджете;
- анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;
- анализ налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений на 2016 год;
- анализ расходов местного бюджета на 2016 год, в том числе оценка планируемых значений бюджетных ассигнований местного бюджета, направляемых на исполнение муниципальных программ, а также на непрограммные направления деятельности, анализ бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, кредиторской задолженности, расходов за счет средств, передаваемых из краевого бюджета;
- анализ дефицита местного бюджета на 2016 год, источников его финансирования, муниципального долга.
По итогам экспертизы Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:
- Проект решения о бюджете внесен в городскую Думу Краснодара в срок, установленный п. 1 решения городской Думы Краснодара от 08.10.2015 № 2 п. 20 «Об особенностях составления и утверждения проекта местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2016 год». Одновременно указанный проект внесен в Контрольно-счётную палату для экспертизы. Перечень и содержание документов, представленных с проектом бюджета, соответствуют статье 184.2 БК РФ и ст. 20 Положения о бюджетном процессе в МО город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 № 32 п.2.
- Динамика основных параметров местного бюджета характеризуется сокращением в 2014 - 2016 годах доходов местного бюджета с 24 667 340,0 тыс. рублей до 21 110 794,1 тыс. рублей и расходов с 26 635 341,8 тыс. рублей до 23 165 799,1 тыс. рублей.Местный бюджет на 2016 год спланирован с дефицитом в размере 2 055 005,0 тыс. рублей.
- Рост муниципального долга МО город Краснодар составит 27,0% (+2 055 005,0 тыс. рублей). Долговая нагрузка (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов без учета безвозмездных поступлений) в 2016 году увеличится до 71,7% (по оценке 2015 года - 61,2%, в 2014 – 47,4%, в 2013 - 35,6%).Расходы на обслуживание муниципального долга вырастут на 79,7% и составят 1 377 765,0 тыс. рублей.
- Проект решения о бюджете сформирован на основе 23 муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, объём расходов по которым планируется в сумме 19 559 784,7 тыс. рублей. Финансовое обеспечение непрограммных мероприятий предусмотрено в сумме 3 606 014,4 тыс. рублей.
- В 2016 году бюджет МО город Краснодар сохраняет социальную направленность. Плановые назначения на финансирование социальной сферы в 2016 году составляют 12 963 997,8 тыс. рублей или 56,0% в структуре расходов бюджета.
- Планируемый дефицит местного бюджета составляет 15,2% общего объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений на 2016 год и превышает установленные п.3 ст.92.1 БК РФ ограничения на 5,2% или на 707 015, 0 тыс. рублей. Вместе с тем, с учетом соблюдения при составлении Проекта решения о бюджете условий формирования источников финансирования дефицита, предусмотренных п.8. ст.7 Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации», превышение установленного ограничения допустимо.
- В 2016 году будет продолжена политика наращивания объема муниципального долга. Проектом решения о бюджете предусматривается привлечение муниципальных заимствований в объеме 5 470 000,0 тыс. рублей и рост муниципального долга к оценке 2015 года на 27,0% (+2 055 005,0 тыс. рублей), объем которого к 01.01.2017 составит 9 670 000,0 тыс. рублей. Долговая нагрузка (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов без учета безвозмездных поступлений) в 2016 году увеличится до 71,7% (по оценке 2015 года – 61,2%, в 2014 – 47,4%, в 2013 – 35,6%).
- Предельный объем муниципального долга на 2016 год предусмотрен в объеме 13 084 995,0 тыс. рублей и не превышает установленные ст.107 БК РФ предельные значения.
Вместе с тем, в ходе проведенной экспертизы Проекта решения о бюджете выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:
1. Имеет место недостаточная степень реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития МО город Краснодар на предстоящие три года, что требует принятия мер к повышению их точности и обоснованности.Так, фактическое исполнение прогнозируемых на 2014 год объемов по 9 из 12 показателей прогноза составило от 112,5% до 201,1%, в том числе по показателю «прибыль прибыльных предприятий» - 201%. По оценке исполнения 2015 года половина показателей прогноза (6 из 12) имеет отклонения от прогнозируемых объемов более чем на 30%.
2. В нарушение п. 4 ст. 173 БК РФ в пояснительной записке к Прогнозу социально-экономического развития МО город Краснодар на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов отсутствуют причины и факторы прогнозируемых изменений ранее утвержденных в 2014 году параметров на 2016-2017 годы по показателям прогноза, при этом, по ряду показателей изменение ранее утвержденных значений составило от 10% до 65,2%.
3. В нарушение ст. 270.2 БК РФ администрацией МО город Краснодар не определен муниципальный орган по обращению в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ в случае неисполнения предписаний органа муниципального финансового контроля, несмотря на рекомендации Контрольно-счетной палаты по результатам экспертизы проектов решений о бюджете на 2014 год и плановый период 2015 -2016 годов в части принятия соответствующего акта.
4. По запросу Контрольно-счетной палаты, как и в предыдущие годы, не представлены расчеты по планируемым на 2016 год доходам местного бюджета, что свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования доходной базы местного бюджета и не позволяет оценить ее достоверность.
5. При формировании Проекта решения о бюджете не учтены предложения главных администраторов доходов местного бюджета по доходам в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, от продажи материальных и нематериальных активов, от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в результате объемы поступлений по указанным доходам в 2016 году занижены на общую сумму 253 760,8 тыс. рублей. В тоже время, учитывая информацию главных администраторов доходов, имеются риски непоступления в местный бюджет доходов на общую сумму 225 808,0 тыс. рублей в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, от сдачи в аренду муниципального имущества, от платных парковок, от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий.
6. В нарушение п. 6 ст. 41 БК РФ до настоящего времени не внесены соответствующие изменения в муниципальные правовые акты, договоры положения о порядке исчисления доходов от предоставления на платной основе парковок, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
7. Проект Программы приватизации муниципального имущества на 2016 год предусматривает 14 объектов и получение доходов от ее реализации на сумму не менее 60 000,0 тыс. рублей. Отсутствие в проекте программы приватизации конкретной суммы ожидаемых в 2016 году доходов от приватизации муниципального имущества свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования данных доходов и необходимости их уточнения.
8. Проведённым анализом соответствия объёмов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ объёмам финансирования, указанным в паспортах, установлено, что в целом, объём бюджетных ассигнований, предусмотренных в Проекте решения о бюджете, больше запланированного финансирования в паспортах Программ на 175 855,2 тыс. рублей (или 100,9% от заявленной потребности). Превышение запланированной финансовой потребности наблюдается по 8 муниципальным программам на сумму 1 669 096,5 тыс. рублей, при одновременном недофинансировании 12 программ на сумму 1 493 241,3 тыс. рублей.
9. Анализ планируемых Проектом решения о бюджете ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных программ, проведен на основании представленных ГРБС обоснований потребности в финансовых средствах, в том числе показателей, на основании которых был произведен расчёт объёма финансирования. Однако по ряду Программ представленные обоснования потребности затрат на реализацию мероприятий носят декларативный характер и не содержат конкретных расчетов, в связи с чем, сделать вывод об обоснованности расходов не представляется возможным.
10. В нарушение п.11 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в МО город Краснодар до настоящего времени не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
11. В Проекте решения о бюджета не предусмотрены бюджетные ассигнования на программное мероприятие «Оказание услуг по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов..» с объемом финансирования 72 732,9 тыс.рублей за счет средств местного бюджета. Вместе с тем, решение городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п.5, установившее данную льготу, является действующим и не предусматривает приостановления либо отмену указанных льгот в 2016 году.
12. Расходы на социальное обеспечение населения в рамках муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар» снижены в 2,6 раза в связи с неполным обеспечением ряда мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 №69 п.5 бюджетными ассигнованиями, в том числе не предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение дополнительной меры социальной поддержки в виде:
- частичной оплаты стоимости питания обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО город Краснодар, объем финансирования по программе на 2016 год составляет 152 825,5 тыс.рублей (уточненные бюджетные ассигнования на 2015 года – 126 712,5 тыс. рублей, исполнение – 96 627,7 тыс.рублей);
- частичной оплаты стоимости питания педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО город Краснодар, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в очной форме обучения, объем финансирования по паспорту программы на 2016 год составляет 19 726,3 тыс. рублей (уточненные бюджетные ассигнования на 2015 года – 17 059,9 тыс. рублей, исполнение – 12 638,6 тыс.рублей).
13. Судебными инстанциями удовлетворены иски МУП «КТТУ» на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан и по межтарифной разнице на сумму 294 923,8 тыс. рублей, однако бюджетные ассигнования на указанные расходы Проектом решения о бюджете не предусмотрены.
14. Контрольно-счетная палата неоднократно обращала внимание на системные недостатки в выборе стратегических приоритетов в инвестиционной деятельности, которые приводят к наращиванию объемов незавершенного строительства. По состоянию на 01.10.2015 объем незавершенного строительства составляет 14 442 526,5 тыс. рублей (724 объекта). За период 01.01.2011-01.10.2015 рост стоимости объектов незавершенного строительства составил 3 692 611,0 тыс.рублей.
15. По данным ГРБС с 2011 года (более 5 лет) не продолжено строительство по 320 объектам стоимостью 2 088 527,4 тыс.рублей. Ежегодно по причине невозможности дальнейшего использования производится списание затрат на объекты незавершенного строительства. В 2016 году планируется списание 178 объектов с суммой капвложений 297 950,3 тыс. рублей.
16. По состоянию на 01.10.2015 остаются не введенными в эксплуатацию по причине недостаточного финансирования, либо несвоевременного оформления документации объекты, завершенные строительством в количестве 86 единиц, общей стоимостью 5 204 248,5 тыс. рублей. Объем финансирования, необходимый для их завершения составляет 301 921,7 тыс.рублей.
17. Кредиторская задолженность участников бюджетного процесса выросла за период с 2011 по 2015 годы в 4,2 раза и по состоянию на 01.10.2015 года составила 3 565 592,5 тыс. рублей. Просроченная кредиторская задолженность на эту же дату в 2,2 раза превысила показатель аналогичного периода 2014 года и составила 2 122 068,5 тыс. рублей, или 60% от общей суммы кредиторской задолженности.
18. Кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств, на 01.10.2015 увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года почти в 2 раза и составила 909 135,1 тыс. рублей (25% от общей суммы кредиторской задолженности).
19. Проведенный анализ показал, что просроченная кредиторская задолженность, образовавшаяся на конец отчетного года, ежегодно погашается, но уже за счет бюджетных ассигнований текущего периода, тем самым образуя еще большую просроченную кредиторскую задолженность. Однако, бюджетные ассигнования на погашение кредиторской задолженности по соответствующим кодам бюджетной классификации в Проекте решения о бюджете на 2016 не запланированы.
20. ГРБС в нарушение ст. 160.2-1 БК РФ не обеспечен эффективный внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, подведомственными ему получателями бюджетных средств.
21. Контрольно-счетная палата, начиная с 2012 года, в своих заключениях по результатам проводимых экспертно-аналитических мероприятий предлагала разработать концепцию управления муниципальным долгом, позволяющую определить основные принципы формирования муниципального долга (по объему и структуре) на экономически безопасном уровне долговой нагрузки и обеспечить поэтапное сокращение объема долга. Вместе с тем, рекомендации не исполнены.
22. Существуют определенные риски привлечения бюджетных кредитов в объеме, значительно меньшем планируемого, что может негативно отразиться на сбалансированности местного бюджета в 2016 году в случае, если не удастся в достаточной степени заменить бюджетные кредиты другими видами муниципальных заимствований.
По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулирован и направлен в адрес администрации муниципального образования город Краснодар ряд рекомендаций, в том числе:
- Обеспечить надежность прогнозирования показателей, содержащихся в прогнозах социально-экономического развития МО город Краснодар, внесение изменений в них в случае изменения макроэкономических условий.
- Внести изменения в Положение о бюджетном процессе, дополнив перечень документов и материалов, которые представляются в городскую Думу Краснодара одновременно с проектом решения о местном бюджете, в части следующих материалов:
–расчеты по видам доходов местного бюджета и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
–проект Программы приватизации объектов муниципальной собственности на очередной финансовый год и на плановый период.
- Во исполнение ст. 270.2 БК РФ принять муниципальный правовой акт администрации МО город Краснодар об определении муниципального органа по обращению в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в случае неисполнения предписаний органа муниципального финансового контроля.
- С целью уточнения объемов доходов местного бюджета на 2016 год скорректировать в сторону увеличения планируемые поступления по следующим доходным источникам с учетом информации главных администраторов доходов местного бюджета о планируемых объёмах поступлений по ним:
- доходам в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- доходам от продажи материальных и нематериальных активов;
- прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
- Рассмотреть информацию главных администраторов доходов местного бюджета о планируемых поступлениях и при необходимости скорректировать в сторону уменьшения планируемые объемы на 2016 год по следующим доходным источникам:
- доходам в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;
- доходам от сдачи в аренду муниципального имущества;
- доходам от платных парковок;
- доходам от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий.
- С целью повышения реалистичности планируемых в Проекте решения о бюджете доходов от приватизации муниципального имущества уточнить сумму доходов по проекту Программы приватизации на 2016 год.
- С учетом уровня процентной ставки привлечения бюджетных кредитов из краевого бюджета на частичное покрытие дефицита, а также снижения с 30.11.2015 процентной ставки по муниципальному контракту, заключенному с Московским филиалом ПАО «Совкомбанк», скорректировать в Проекте решения о бюджете в сторону уменьшения объем расходов на обслуживание муниципального долга на 55 856,0 тыс. рублей.
- В условиях увеличения объемов заимствований, муниципального долга, а также расходов на его обслуживание провести реальную оценку долговой устойчивости местного бюджета и разработать план мероприятий по сокращению муниципального долга.
- Продолжить работу по снижению образовавшейся недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество путем обеспечения эффективного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов в этом направлении.
- Формирование бюджетных ассигнований местного бюджета осуществлять с учетом программно-целевого принципа составления и исполнения местного бюджета на основе муниципальных программ МО город Краснодар. Ввиду жестких ресурсных ограничений повысить качество обоснований потребности в бюджетных ассигнованиях, а также определения объемов финансирования при разработке Программ.
- Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения Программ в соответствие с решением о бюджете не позднее трёх месяцев со дня вступления его в силу.
- Предусмотреть в составе расходов местного бюджета 2016 года меры социальной поддержки в части:
- оказания услуг по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов;
- возмещения затрат на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан;
- частичной оплаты стоимости питания обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО город Краснодар;
- частичной оплаты стоимости питания педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО город Краснодар, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в очной форме обучения;
- предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям.
При невозможности обеспечении указанных льгот бюджетными ассигнованиями, принять меры к их приостановлению или отмене.
- Учитывая, что МО город Краснодар несет субсидиарную ответственность по заключённым контрактам казенными учреждениями, принять срочные меры по обеспечению контрактов, заключённых в рамках Программы «Краснодару – столичный облик» и иных программ, лимитами бюджетных обязательств в 2015 – 2017 годах, в том числе за счет краевого бюджета, либо рассмотреть возможность применения норм п.6 ст. 161 БК РФ в части обеспечения согласования новых условий муниципальных контрактов.
- Принять меры к устранению нарушений федерального законодательства, регулирующего дорожную деятельность в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
- Для достижения эффективности капитальных вложений сконцентрировать финансовые ресурсы для завершения и ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности.
- Рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований для объектов, готовых к началу строительства и с высокой степенью готовности с целью исключения неэффективных бюджетных расходов и наращивания объемов незавершенного строительства.
- Отраслевым органам администрации МО город Краснодар обеспечить:
- проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства, в том числе проектной документации;
- достоверный учет объектов незавершенного строительства.
- Обеспечить исполнение Порядка составления Проекта местного бюджета в части формирования общего перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности МО город Краснодар с указанием инвестиционных проектов, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий.
- Предусмотреть в местном бюджете средства на погашение просроченной кредиторской задолженности по соответствующим кодам бюджетной классификации.
- Обязать главных распорядителей бюджетных средств:
- осуществлять постоянный контроль за уровнем просроченной кредиторской задолженности и производить её погашение в первоочередном порядке;
- во исполнение ст. 242.2 БК РФ принять меры по представлению информации в Департамент финансов о результатах рассмотрения дела в суде после вынесения судебного акта в окончательной форме, а также о наличии оснований для его обжалования и результатах такового;
- усилить контроль за деятельностью подведомственных казенных учреждений, в том числе за осуществлением ими расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также за соблюдением бюджетного законодательства при принятии обязательств;
- в случаях, предусмотренных ст. 161 БК РФ, обеспечивать руководителями казенных учреждений своевременное согласование новых условий муниципальных контрактов, в том числе по цене, срокам их исполнения и количеству (объему) товара (работы, услуги).