Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2015 год

15 апреля, 2016

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 10 марта 2016 года по 8 апреля 2016 года проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2015 год.

 В ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета проведены:

- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО  город Краснодар);

- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

- проверка полноты и достоверности годовой бюджетной отчетности;

- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности;

- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2015 год;

- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2015 год;

- анализ дефицита местного бюджета и источники внутреннего его финансирования;

-  анализ  муниципального долга и расходов на его обслуживание;

- оценка полноты выполнения объектами контроля рекомендаций Контрольно-счетной палаты, отраженных в заключении по внешней проверке отчета об исполнении местного бюджета за 2014 год, а также заключении на проект решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

 По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета  за 2015 год в числе прочего установлено следующее:

1. В ходе исполнения местного бюджета администрацией МО город Краснодар в 2015 году проведена определенная работа, направленная на реализацию задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы, в том числе:

– обеспечено снижение недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, и задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество (–203 384,9 тыс. рублей);

– сохранена социальная направленность бюджетных расходов.

– обеспечено соответствие основных характеристик местного бюджета требованиям Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

2. Годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета МО город Краснодар составлена Департаментом финансов в соответствии с действующим законодательством по бюджетному учету и отчетности и представлена в установленные сроки.

3. Данные, представленные в Годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности (главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) и их подведомственных учреждений. Контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности соблюдены.

4. Доходы местного бюджета исполнены в 2015 году на 89,3% (невыполнение – 2 629 593,8 тыс. рублей) и составили 22 058 728,8 тыс. рублей. Выполнение первоначально утвержденного  показателя по доходам местного бюджета составило 109,6%  (+1 933 479,0 тыс. рублей). По сравнению с 2014 годом доходы местного бюджета снизились на 10,6%.

5. Исполнение расходной части местного бюджета составило 24 325 151,7 тыс. рублей или 84,6% от уточнённых показателей сводной бюджетной росписи.

6. Местный бюджет исполнен с дефицитом 2 266 422,9 тыс. рублей (55,9% от утвержденного значения) и по сравнению с 2014 годом дефицит бюджета вырос на 15,2% (+ 298 421,1 тыс. рублей).

Дефицит местного бюджета превышает ограничения, установленные п.3 ст. 92.1 БК РФ, на 1,6% или на 199 360,8 тыс. рублей. Вместе с тем, с учетом утверждения Решением о местном бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета разницы между полученными и погашенными бюджетными кредитами в сумме 237 500,0 тыс.рублей, превышение ограничений, согласно ч.8 ст.7 Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ[1], допустимо.

7. 2015 году продолжился рост муниципального долга МО город Краснодар. По состоянию на 01.01.2016 муниципальный долг составил  7 614 995,0 тыс. рублей и по сравнению  с 2014 годом вырос на 19,2% (+1 225 000,0 тыс. рублей).

Муниципальный долг не превысил значения верхнего предела долга (на 01.01.2016 – 9 422 695,0 тыс. рублей) и предельного объема долга (на 2015 год – 12 610 155,0 тыс. рублей), установленных Решением о местном бюджете. При этом, несмотря на соблюдение предельных значений долга, в отчетном финансовом году выросла долговая нагрузка на местный бюджет, что создает риски финансовой неустойчивости местного бюджета.

 В ходе проведенной экспертизы Проекта решения о бюджете выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:

1. Ряд задач и приоритетов, отраженных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы, реализован не в полном объеме.

2. Не обеспечено в полном объеме исполнение рекомендаций Контрольно-счетной палаты, отражённых в заключениях по внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета за 2014 год, а также экспертизе проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в связи с чем, ряд нарушений допускались и в 2015 году.

3. Анализ показателей социально – экономического развития МО город Краснодар за 2012-2014 годы, а также предварительных итогов за 2015 год (по крупным и средним предприятиям) показал перевыполнение прогнозных значений по большинству показателей и их положительную динамику в сравнении с предыдущим годом. При этом, по ряду показателей имеются существенные отклонения от прогнозных значений, что свидетельствует о недостаточной степени достоверности прогноза.

4. Исполнение доходной части местного бюджета, как и в предыдущие годы, характеризуется большим количеством внесённых изменений (13 раз), при этом, значительная часть изменений (70,7% или на сумму 3 225 428,0 тыс. рублей) внесена таблицами поправок и не прошла в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты.  

5. До настоящего времени, несмотря на предписание Контрольно-счетной палаты, муниципальные правовые акты, инвестиционное соглашение от 07.05.2014 №1, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), не предусматривают положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

6. Не выполнены рекомендации Контрольно-счетной палаты по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2014 год в части необходимости внесения в инвестиционное соглашение от 07.05.2015 №1 дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» (оператора парковки) за невыполнение обязательств по соглашению.

7. В отчетном финансовом году не решена в полной мере задача повышения эффективности управления объектами муниципальной собственности:

- остаются проблемы в планировании и исполнении программы приватизации муниципального имущества. Основная часть программы приватизации на 2015 год (на 80%) была сформирована в ходе исполнения местного бюджета,  в результате, реализация программы приватизации начата лишь во втором полугодии 2015 года;

- низкий уровень управления пакетами акций (долями), принадлежащими городу в уставных капиталах акционерных (хозяйственных) обществ, не обеспечил эффективность финансовых и имущественных вложений МО город Краснодар, объем которых по состоянию на 01.01.2016 составил 1 564 096,3 тыс. рублей. Поступления дивидендов  (части прибыли) в 2015 году составили 5 321,0 тыс. рублей или 2,9% от суммарного размера прибыли акционерных (хозяйственных) обществ, полученной ими по итогам 2014 года;

-  с нарушением установленного порядка продолжают находиться в безвозмездном временном пользовании нежилые помещения, расположенные по адресу: город Краснодар, проспект Чекистов, 13 (договор от 02.02.2012 №11).

8. Несмотря на сокращение в 2015 году недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, и задолженности по арендной плате  (-203 384,9 тыс. рублей), их объем по состоянию на 01.01.2016 года остается значительным и составляет 1 410 102,7 тыс. рублей или 9,8%  собственных доходов местного бюджета за 2015 год.

9. Запланированные в составе источников финансирования дефицита бюджетные кредиты из краевого бюджета, как и в предыдущие годы, не исполнены в утвержденных объемах. Сложившаяся в 2013-2015 годах  практика недостоверного планирования в составе источников финансирования дефицита местного бюджета разницы между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами создает риски несбалансированности местного бюджета.

10. Изменения в расходную часть бюджета вносились 13 раз, при этом 24,0% из общей суммы внесенных изменений в расходную часть местного бюджета (на сумму 1 337 645,3 тыс. рублей) оформлены проектами решений городской Думы Краснодара и прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты. Значительная часть изменений общего объёма расходов (4 236 680,3 тыс. рублей) внесена таблицами поправок.

11. При разработке и реализации муниципальных программ МО город Краснодар не соблюдён принцип ресурсной обеспеченности стратегического планирования, определённый Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

12. В полном объёме не были обеспечены лимитами бюджетных обязательств (ЛБО меньше значений, утверждённых в муниципальных программах) мероприятия 9 муниципальных программ на сумму 126 650,9 тыс. рублей.

13. Действующим Порядком разработки муниципальных программ не предусмотрены:

- нормы о соответствии  целевых показателей муниципальных программ показателям, содержащимся в Указе Президента РФ;

- обязанности Департамента экономического развития по составлению сводного годового доклада о ходе реализации муниципальных программ и об оценке их эффективности;

- нормы по проведению оценки рисков с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы, возможность управления рисками.

14. По 6 муниципальным программ данные отчетов «Об исполнении финансирования муниципальной программы МО город Краснодар по состоянию на 31.12.2015», представленные координаторами, недостоверны (не соответствуют данным годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2015 год).

15. По отдельным муниципальным программам в нарушение п.3       ст. 219 БК РФ имело место принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

16. За отчетных период по всем муниципальным программам фактически достигнуто 235 (или 77,8%) целевых показателей из 302 запланированных. По ряду муниципальных программам фактические значения целевых показателей превысили плановые значения в несколько раз (перевыполнены в 2-16 раз), что свидетельствует об отсутствии увязки объема бюджетных ассигнований со значением целевого показателя, а также о недостатках в их планировании.

По двум программам у Координаторов отсутствует информация о достижении отдельных целевых показателей.

17. На 01.01.2016 не расторгнуты заключенные ранее в рамках муниципальной Программы «Краснодару – столичный облик», подпрограммы «Краснодару - столичный облик» государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований», а также действующей ранее долгосрочной краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» контракты/соглашения на сумму (провизорно) 3 361 018,0 тыс. рублей (остаток принятых и не исполненных бюджетных обязательств), что в свою очередь, повлечет необходимость исполнения заказчиком обязательств в части оплаты за выполненные подрядчиками работы. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), что влечёт за собой риск дополнительных бюджетных расходов, в случае обращения их в судебные органы.

18. В нарушение п.7,10 Инструкции № 191н показатели сводной отчетности сформированы в отсутствие бюджетной отчетности 4 администраторов доходов  федерального значения, которыми администрировано поступлений на сумму 112 436,3 тыс. рублей.

19. Проверками годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГАБС установлены   нарушения порядка ее составления, неполнота представления форм отчетности и искажение отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность и информативность отчетности.

20. Выявлены нарушения учета и отчетности, повлиявшие на ее достоверность, на общую сумму 2 757 339,0 тыс. рублей, из них:

- не соответствуют показатели форм бюджетной отчетности данным регистров бюджетного учета на сумму 152 917,5 тыс. рублей;

не отражены в учете и отчетности:

- принятые бюджетные обязательства  на сумму 1 452 431,6 тыс. рублей;

- земельные участки, полученные в постоянное (бессрочное) пользование, стоимостью  766 671,6 тыс. рублей, земельный участок площадью 4,3 га, из них 3,0 га с кадастровым   номером 23:26:1201006:952 (кадастровая выписка), категория земли не установлена, стоимость отсутствует;

- выявленное в результате  инвентаризации  отсутствие ПИР И ПСД на сумму 266 810,6 тыс. рублей;

- имущество, полученное  и переданное  в безвозмездное и возмездное пользование, на сумму 71 908,0 тыс. рублей, полученное в оперативное управление на сумму 3 015,8 тыс. рублей, а также списанное и не утилизированное в отчетном периоде на сумму 3 986,0 тыс. рублей;

- вложения в нефинансовые активы при строительстве, реконструкции объектов на сумму 18 226,1 тыс. рублей, также недостоверно отражены в составе недвижимого имущества объекты стоимостью 19 199,4 тыс. рублей.

21. Выявлены нарушения учета и отчетности, не повлиявшие на ее достоверность, на сумму  8 114 179,6 тыс. рублей, из них:

- не соответствуют показатели р. 3 Отчета о бюджетных обязательствах утвержденным бюджетным назначениям и принятым неисполненным обязательствам  на сумму 4 783 332,2 тыс. рублей;

- не соответствуют сведениям об исполнении бюджета по доходам и расходам  показатели неисполненных бюджетных назначений в Отчете об исполнении бюджета на сумму 844 797,4 тыс. рублей;

- не отражена в учете и отчетности стоимость акций  по номинальной стоимости на основании первичных документов на сумму 545 463,9 тыс. рублей;

- не проведена перед составлением годовой отчетности в установленном порядке инвентаризация имущества и финансовых обязательств на сумму 1 670 859,0 тыс. рублей;

- в нарушение ст. 160.2-1 БК РФ, Постановления № 7947 отдельными ГАБС не соблюдается порядок внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

22. Выявлены нарушения при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности на сумму 4 463 153,6 тыс. рублей:

- не включено в Реестр муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждений имущество общей стоимостью 163 828,3 тыс. рублей, также земельные участки, переданные в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям на сумму 2 347 866,9 тыс. рублей;

- не внесены в Реестр муниципального имущества изменения стоимости имущества, а также исключения списанного имущества или  переданного в государственную собственность на сумму 1 930 659,0 тыс. рублей.

- не зарегистрировано право управления  на недвижимое имущество на сумму  12 030,5 тыс. рублей, используется без документального подтверждения  на сумму 5 783,6 тыс. рублей, также неэффективно используется не по назначению имущество, площадью 359,7 кв.м., стоимостью 2 985,3 тыс. рублей.

23. Продолжается рост объема незавершенного строительства. Остаток вложений в нефинансовые активы (объекты незавершенного строительства) по состоянию  на 01.01.2016  составил 15 091 231,5 тыс. рублей. При этом, на содержание не сданных в эксплуатацию и не учтенных  в составе основных средств объектов израсходованы бюджетные средства в сумме 23 858,5 тыс. рублей.

Основными причинами наращивания объемов незавершенного строительства продолжает оставаться отсутствие приоритетов в политике МО при осуществлении строительства: выполнение проектных работ без дальнейшего использования в строительство, не выделение средств при осуществлении капитальных вложений для  завершения начатых объектов,   в результате чего нарушается принцип эффективности и экономности  при расходовании бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ.

 Выполнение ПСД без дальнейшего использования в строительстве на сумму  497 425,6 тыс. рублей не привели к достижению результата, что не соответствует принципу эффективности.

24. Объем дебиторской задолженности по МО город Краснодар по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 40 % и составил 3 078 557,3 тыс. рублей. В объеме расходов бюджета в 2014-2015 годах дебиторская задолженность составляет  8% и 13 % соответственно.

25. Объем кредиторской задолженности по МО город Краснодар по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился  на 40 % и составил 6 349 785,4 тыс. рублей тыс. рублей, из них по принятым обязательствам увеличился за 2015 год на 48% и составил 4 911 527,4 тыс. рублей,  в том числе 58 % просроченная кредиторская задолженность   (2 864 096,6 тыс. рублей).

Основная  причина  возникновения просроченной кредиторской задолженности - отсутствие средств для оплаты товаров, работ, услуг в связи с нереалистичным планированием доходной и расходной части бюджета и источников финансирования дефицита.

Допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 900 197,2 тыс. рублей.

 По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2015 год Контрольно-счетной палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:

1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в своем заключении.

2.Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации поставленных задач, а также снижение дефицита местного бюджета и объема муниципального долга.

3. Обеспечить повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе, за счет повышения качества достоверности планирования и администрирования доходов местного бюджета главными администраторами доходов.

4. Принять меры к исполнению главным администратором доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест) п.6 ст. 41БК РФ, предусматривающего, что муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджета, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

5. В условиях увеличения объемов заимствований, муниципального долга, а также расходов на его обслуживание провести реальную оценку долговой устойчивости местного бюджета и разработать план мероприятий поэтапного сокращения муниципального долга.

6. Обеспечить выполнение рекомендации Контрольно-счетной палаты по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2014 год в части внесения в инвестиционное соглашение от 07.05.2015 №1 дополнений, предусматривающих ответственность ООО «Городские парковки» за невыполнение обязательств по соглашению.

7. При разработке и утверждении муниципальных программ соблюдать принцип ресурсной обеспеченности стратегического планирования, определённый Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

8. Внести изменения в Порядок разработки муниципальных программ, дополнив его:

- требованиями на соответствие целевых показателей муниципальных программ показателям, содержащимся в Указах Президента РФ и постановлении Правительства РФ №1317;

-обязанностью Департамента экономического развития по составлению сводного годового доклада о ходе реализации муниципальных программ и об оценке их эффективности;

-разделом «Меры управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы»;

 Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями уточненного Порядка разработки муниципальных программ.

9. Координаторам муниципальных программ обеспечить достоверность отчетов «Об исполнении финансирования муниципальной программы МО город Краснодар» и докладов о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности их реализации.

10. Обеспечить погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 01.01.2016. Принять меры по недопущению роста просроченной и возникновению безлимитной кредиторской задолженности.

11. Учитывая, что МО город Краснодар несет субсидиарную ответственность по заключённым контрактам казенными учреждениями, принять меры по обеспечению контрактов, заключённых в рамках Программы «Краснодару – столичный облик» и иных программ, лимитами бюджетных обязательств, в том числе за счет краевого бюджета, либо рассмотреть возможность применения норм п.6 ст. 161 БК РФ в части обеспечения согласования новых условий муниципальных контрактов.

12. Применять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим своими действиями (бездействиями) нарушение бюджетного законодательства в части принятия расходных обязательств сверх утвержденных лимитов.

13. Обеспечить в полном объеме финансирование субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

14. Обеспечить соблюдение порядка составления и предоставления отчетности в соответствии с действующим законодательством, усилить  контроль за качеством бюджетной (бухгалтерской) отчетности подведомственных учреждений.

Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений учета и отчетности за 2015 год.

 

[1] О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации