- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Информация о проведённых экспертизах по проектам НПА
- Архив
- Информация о проведенных экспертизах по проектам НПА за 2015 год
-
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2014 год
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2014 год
13 апреля, 2015
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 11 марта 2015 года по 9 апреля 2015 года проведена внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2014 год.
В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:
- анализ социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар;
- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета за 2014 год;
- камеральная проверка достоверности, полноты отражения показателей, соблюдение сроков представления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) и соответствие требованиям действующего законодательства;
- проверка организации ГАБС бюджетного учета и контроля за исполнением бюджета, денежных обязательств, сохранностью имущества;
- проверка достоверности, полноты отражения показателей, соблюдения сроков предоставления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГАБС и соответствие требованиям действующего законодательства;
- выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств;
- проверка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2014 год;
- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2014 год;
- анализ дефицита местного бюджета и источников его финансирования;
- анализ муниципального долга муниципального образования город Краснодар;
- анализ выполнения рекомендаций Контрольно-счетной палаты, отраженных в заключении по внешней проверке отчета об исполнении местного бюджета за 2013 год.
По итогам проведенной внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2014 год в числе прочего установлено следующее:
1. В ходе исполнения местного бюджета администрацией МО город Краснодар в 2014 году проведена определенная работа, направленная на реализацию задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2014-2016 годы, в том числе:
– обеспечена положительная динамика поступлений неналоговых доходов местного бюджета, рост которых составил 7,4% (+222 069,5 тыс. рублей);
– обеспечен рост поступлений местных налогов в местный бюджет по сравнению с предыдущим годом на 38,1% (+684 819,8 тыс. рублей);
– сохранена социальная направленность бюджетных расходов.
– обеспечено соответствие основных характеристик местного бюджета требованиям Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).
2. Годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета МО город Краснодар составлена Департаментом финансов в соответствии с действующим законодательством по бюджетному учету и отчетности и представлена в установленные сроки. В ходе внешней проверки предоставлено уведомление Министерства финансов Краснодарского края о приеме годовой отчетности.
3. Данные, представленные в Годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности ГАБС и их подведомственных учреждений. Контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности соблюдены.
4. В 2014 году доходы местного бюджета составили 24 667 340,0 тыс. рублей (136,5% к первоначальному плану и 97,1% к уточнённому плану) и превысили уровень поступлений за 2013 год на 12,0% (+2 641 841,6 тыс. рублей).
5. Расходы местного бюджета в 2014 году составили 26 635 341,7 тыс. рублей, что ниже уточненных плановых назначений СБР на 13,1% или на 3 998 907,8 тыс. рублей, в том числе за счёт средств местного бюджета – на 3 416 174,0 тыс. рублей, за счёт средств краевого бюджета – на 582 733,7 тыс. рублей.
6. Местный бюджет исполнен с дефицитом 1 968 001,8 тыс. рублей и в 7,6 раз превышает дефицит бюджета в 2013 году. За 2011- 2014 годы дефицит местного бюджета вырос с 452 064,4 тыс. рублей до 1 968 001,8 тыс. рублей или в 4,4 раза.
7. Объем муниципального долга на 01.01.2015 составил 6 389 995,0 тыс. рублей и по сравнению с 01.01.2014 вырос на 31,3% (+1 525 000,0 тыс. рублей) за счет увеличения долговых обязательств по кредитам кредитных организаций.
8. Размер резервного фонда администрации МО город Краснодар по итогам 2014 года не превысил предельное значение, установленное п. 3 ст. 81 БК РФ (3% общего утвержденного объема расходов бюджета), составив 0,2% или 55 000,0 тыс. рублей.
9. Дефицит местного бюджета с учетом ч.8 ст.7 Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ соответствует установленным ограничениям.
10. Объём муниципального внутреннего долга МО город Краснодар не превысил предельные значения, установленные п. 3 ст. 107 БК РФ (утвержденный общий объём доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Вместе с тем, в ходе проведенной экспертизы Проекта решения о бюджете выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:
1. Ряд задач и приоритетов, отраженных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2014-2016 годы, реализован не в полном объеме.
2. Проверками годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГАБС установлены нарушения порядка ее составления, неполнота представления форм отчетности и искажение отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность, информативность отчетности и достоверное представление о финансовом положении отдельных экономических субъектов на отчетную дату.
2.1. Выявлены нарушения учета и отчетности, повлиявшие на ее достоверность, на общую сумму 1 607 322,4 тыс. рублей, из них:
- не отражены в учете и отчетности 13 земельных участков, полученных в безвозмездное (бессрочное) пользование, стоимостью 1 095 540,3 тыс. рублей; 23 земельных участка без стоимости и отражены недостоверно - земельные участки на сумму 15 673,5 тыс. рублей;
- не отражено в учете и отчетности имущество, полученное и переданное в безвозмездное и возмездное пользование, на сумму 381 670,3 тыс. рублей;
- недостоверно отражена в учете и отчетности стоимость особо ценного движимого имущества, а также объекта, незавершенного строительством, на сумму 22 280,0 тыс. рублей;
- не отражена в учете и отчетности балансовая стоимость основных средств, полученных в оперативное управление, на сумму 9 178,9 тыс. рублей;
- недостоверно отражены в учете и отчетности показатели дебиторской и кредиторской задолженности на общую сумму 32 959,1 тыс. рублей;
- не отражены в учете и отчетности бюджетные обязательства, принятые в рамках муниципальных контрактов, на сумму 12 584,0 тыс. рублей;
- недостоверно отражены в учете и отчетности показатели по счету 106 «Капитальные вложения в основные средства» на сумму 32 721,3 тыс. рублей;
- недостоверно отражены в учете и отчетности показатели по забалансовым счетам на сумму 4 715,0 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность по принятым обязательствам на 01.01.2015 составила 3 321 189,4 тыс. рублей, в том числе просроченная кредиторская задолженность - 788 695,4 тыс. рублей, (24 % от общей суммы кредиторской задолженности). Допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 204 415,2 тыс. рублей.
2.2. Выявлены нарушения учета и отчетности, не повлиявшие на ее достоверность на сумму 2 489 854,6 тыс. рублей, из них:
- допущены расхождения при консолидации форм бюджетной отчетности подведомственных учреждений с показателями сводной формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» по доходам в сумме 2 414 290,7 тыс. рублей;
- установлены нарушения при составлении форм годовой отчетности, повлекшие за собой расхождение показателей, на сумму 28 557,2 тыс. рублей;
- в связи с отсутствием претензионной работы недополучено в доход бюджета денежных средств на сумму 7 506,5 тыс. рублей;
- в связи с превышением расходов над начисленными страховыми взносами по фонду социального страхования и прочими переплатами во внебюджетные фонды по казенным учреждениям по состоянию на 01.01.2015 сформировалась дебиторская задолженность на сумму 6 742,8 тыс. рублей, подлежащая перечислению в доход бюджета в 2015 году;
- допущены неэффективные расходы местного бюджета в связи с предъявленными кредиторами претензиями, штрафами, пенями по решению суда за невыполнение условий муниципальных контрактов, списанием устаревшей проектной документацией на объекты незавершенного строительства на сумму 18 046,2 тыс. рублей.
3. Продолжается рост незавершенных строительством объектов. Остаток вложений в нефинансовые активы (объекты незавершенного строительства) по состоянию на 01.01.2015 составил 14 683 236,3 тыс. рублей, из них:
- по участникам бюджетного процесса – 14 525 690,5 тыс. рублей;
- по бюджетным и автономным учреждениям – 157 545,8 тыс. рублей.
Нарушается принцип эффективности и экономности при расходовании бюджетных средств на незавершенные строительством объекты.
4. Не проведена перед составлением годовой отчетности в установленном порядке, инвентаризация имущества и финансовых обязательств на сумму 18 897 818,1 тыс. рублей.
5. Выявлены нарушения Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, Положения об учете муниципального имущества на сумму 14 811 060, тыс. рублей.
6. Кредиторская задолженность по принятым обязательствам составила 3 321 189,4 тыс. рублей, в том числе просроченная - 788 695,4 тыс. рублей, (24 % от общей суммы кредиторской задолженности).
Основная причина возникновения просроченной кредиторской задолженности - отклонение заявок на финансирование в связи с завершением текущего финансового года и отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Допущена кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 204 415,2 тыс. рублей.
7. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит главными распорядителями бюджетных средств (далее–ГРБС) в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ в 2014 году не осуществлялся.
8. Анализ предварительных итогов социально – экономического развития МО город Краснодар за 2014 год показал значительное перевыполнение прогнозных значений по большинству показателей - от 17,6% до 142,7%, что свидетельствует о занижении прогнозных значений. Вместе с тем, Порядок разработки прогноза социально-экономического развития МО город Краснодар не предусматривает норму, позволяющую вносить изменения в одобренный прогноз в случае изменения условий развития экономики города.
9. Исполнение доходной части местного бюджета, как в 2012 и 2013 годах, характеризуется большим количеством внесённых изменений (13 раз). Корректировка объемов поступлений доходов в ходе исполнения местного бюджета является следствием недостатков администрирования доходов и прежде всего на стадии планирования.
Значительная часть изменений общего объема доходов (76,1% или 5 571 420,3 тыс. рублей) внесена таблицами поправок и не прошла в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты.
10. Недоимка по налогам, зачисляемым в местный бюджет, выросла в 2,6 раза (+595 428,0 тыс. рублей) и по состоянию на 01.01.2015 составила 977 979,0 тыс. рублей. Наибольший рост недоимки произошел по местным налогам: по земельному налогу – в 4,4 раза (+448 648,0 тыс. рублей), по налогу на имущество физических лиц - в 1,6 раза (+54 305,0 тыс. рублей). На 15,3% (+ 18 019,9 тыс. рублей) увеличился объем недоимки, невозможной к взысканию.
Задолженность по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество выросла на 16,3% и 5,7%, соответственно, и составила по состоянию на 01.01.2015 – 559 933,1 тыс. рублей и 75 575,5 тыс. рублей, соответственно.
11. На недостаточном уровне осуществлялось администрирование неналоговых доходов местного бюджета. Первоначально неналоговые доходы при расчете проекта бюджета занижались и затем корректировались в сторону увеличения под реально поступившие доходы, в результате перевыполнение по ряду видов доходов составило в несколько раз (от 2,2 раз до 46,8 раз).
12. В отчетном году недостаточно принято мер по повышению эффективности управления объектами муниципальной собственности:
- остаются проблемы в планировании и исполнении программы приватизации муниципального имущества. Основная часть программы приватизации на 2014 год (на 80%) сформирована в ходе исполнения местного бюджета, а корректировка количества объектов приватизации завершена в феврале месяце 2015 года;
- низкий уровень управления пакетами акций (долями), принадлежащими городу в уставных капиталах хозяйственных обществ, в том числе из-за незначительного количества акций (размеров долей) и отсутствия возможности реально влиять на деятельность большинства хозяйственных обществ, не обеспечивает эффективность финансовых и имущественных вложений МО город Краснодар, объем которых по состоянию на 01.01.2015 составил 1 539 096,3 тыс. рублей;
- не в полной мере осуществлялись функции и полномочия собственника имущества и учредителя муниципальных унитарных предприятий. В течение 3 лет не проведена регистрация увеличения уставного фонда МУП «Краснодар-2020» за счет переданных из местного бюджета инвестиций в сумме 27 408,7 тыс. рублей. Задолженность МУП по перечислению в местный бюджет части прибыли выросла в 4 раза (+3 982,0 тыс. рублей).
13. В 2014 году сохранились устойчивая зависимость местного бюджета от кредитных ресурсов и наращивание объема муниципального долга. На 01.01.2015 объем долга составил 6 389 995,0 тыс. рублей и по сравнению с 01.01.2014 вырос на 31,3% (+1 525 000,0 тыс. рублей). Соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов (долговая нагрузка) составило 47,4% (в 2013 году-35,6%).
В структуре муниципального долга 95,7% составляют долговые обязательства по кредитам кредитных организаций, что создает риски для долговой устойчивости местного бюджета, связанные с ухудшением условий кредитования в банках и проблематичностью рефинансирования в дальнейшем указанных долговых обязательств.
14. Плановые показатели по расходам местного бюджета в течение 2014 года увеличились с 20 895 100,8 тыс. рублей до 30 634 249,4 тыс. рублей, в том числе за счёт роста объёма межбюджетных трансфертов – 12 252 405,2 тыс. рублей. Изменения в расходную часть бюджета вносились 15 раз, 21,4% из общей суммы внесенных изменений в расходную часть местного бюджета оформлены проектами решений городской Думы Краснодара и прошли в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты. Значительная часть изменений общего объема расходов (7 472 262,6 тыс. рублей) внесена таблицами поправок, в том числе в части средств местного бюджета – на сумму 3 251 272,5 в сумме тыс. рублей, в части средств иных бюджетов – в сумме 4 220 990,1 тыс. рублей.
15. ГРБС не исполнили в полном объёме показатели по расходам местного бюджета, установленные сводной бюджетной росписью с изменениями. Двенадцать ГРБС из двадцати пяти исполнили расходы на 95,0% - 100,0%, три ГРБС на 90,0% - 95,0%, десять ГРБС (40,0 % от общего числа ГРБС) – менее чем на 90,0%. Наименьший уровень исполнения расходов сложился по Департаменту муниципальной собственности и городских земель (далее – ДМС и ГЗ (58,9%), Департаменту строительства (72,1%), Администрации Карасунского внутригородского округа (77,3%). Не обеспечено безусловное исполнение действующих расходных обязательств. Общий объём неисполненных расходов местного бюджета, установленных сводной бюджетной росписью с изменениями, составил 3 998 907,7 тыс. рублей (или 13,1%).
16. По отдельным расходам ГРБС сложилось низкое кассовое исполнение расходов. ГРБС не были приняты меры к освоению ЛБО на общую сумму 1 228 600,0 тыс. рублей (4,0% от уточненных показателей СБР), в том числе в результате не заключения/ несвоевременного заключения контрактов, договоров, а также не принятия мер по использованию экономии, сложившейся в ходе исполнения бюджета.
Имело место не финансирование /несвоевременное финансирование поданных в установленном порядке заявок на осуществление расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар). Департаментом финансов не профинансированы и отклонены поданные в марте, сентябре 2014 года заявки на осуществление расходов местного бюджета с формулировкой «завершение финансового года» по Департаменту образования в сумме 434 104,8 тыс. рублей, Управлению транспорта в сумме 87 475,0 тыс. рублей.
17. Отдельными ГРБС (Департаментом строительства, ДГХ и ТЭК, ДМС и ГЗ, Департаментом архитектуры) допускались случаи завышения заявленной потребности в бюджетных средствах на 2014 год. Низкое качество планирования бюджетных ассигнований приводит к необходимости уточнения ЛБО с учетом ожидаемого исполнения расходов.
18. Имеет место низкое качество планирования закупок заказчиками (в том числе на этапе формирования начальной максимальной цены контрактов), а также многочисленные факты проведения конкурентных процедур значительно позже даты доведения ЛБО.
19. В нарушение ст.101 Закона №44-ФЗ, заказчиками, подведомственными Департаменту строительства, ДГХ и ТЭК, а также Департаментом архитектуры не осуществляется контроль за исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов, в связи с чем расходы на закупки производятся несвоевременно.
По итогам проведенной внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2014 год Контрольно-счетной палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:
1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в настоящем Заключении.
2. В целях выявления положительных и негативных тенденций в управлении муниципальными финансами и принятия мер по улучшению качества организации и осуществления бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности, повышению эффективности управления бюджетными средствами обеспечить мониторинг качества управления муниципальными финансами, а также внедрить систему оценки эффективности финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
3. Принять меры по повышению эффективности администрирования доходов местного бюджета, а также ответственности главных администраторов доходов местного бюджета за достоверность планирования и выполнение бюджетных назначений по закрепленным за ними неналоговым доходам.
4. Учитывая, что ограничения, устанавливаемые действующим бюджетным законодательством по объему муниципального долга и расходам на его обслуживание, не позволяют полностью избежать возникновения рисков рефинансирования, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций, рассмотреть возможность введения дополнительных ограничений по объему и структуре муниципального долга.
5. Обеспечить повышение качества финансового планирования главными распорядителями бюджетных средств, достоверность плановых расчётов по расходам.
Продолжить работу по выявлению внутренних резервов сокращения расходов бюджета. Направлять в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы проекты муниципальных правовых актов в части касающейся расходных обязательств бюджета.
6. Обеспечить осуществление внутреннего финансового контроля и финансового аудита ГРБС в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, а также ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, обратив особое внимание на формирование начальной цены контрактов.
7. Обеспечить погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 01.01.2015. Принять меры по недопущению принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов.