Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Обзор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешней проверки годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2023 год

Нарушение

Квалификация (НПА)

Ответственность КоАП РФ

  1. Нарушения и недостатки при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

1.1. Несоблюдение порядка отражения в учете земельных участков:

Статья 15.15.6. КоАП РФ

«Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Административная ответственность наступает при искажении показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате.

п.2. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей  отчетности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

п.3. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

п.4. Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Срок привлечения к ответственности – 2 года со дня его совершения.

- неотражение в учете и отчетности фактов хозяйственной жизни по поступлению или выбытию земельных участков в постоянное (бессрочное) пользовании (далее – ПБП);

Статьи 9,10 Закона 402-ФЗ; п.п. 28, 71, 202, 254, 333 Инструкции № 157н; п. 167 Инструкции № 191н; п.п. 21, 69 Инструкции № 33н; Федеральные стандарты, утвержден. приказами Минфина России № № 256н, 257н, 260н, 32н; 145н, 124н, 34н (далее-Стандарты), п. 7, 10, 17, 36 Стандарта № 34н, п. 37 Стандарта № 256н

- отражение в учете земельных участков по кадастровой стоимости, не соответствующей Росреестру или отражение по стоимости 1 рубль при наличии кадастровой стоимости;

- отражение в учете и отчетности земельных участков с видами разрешенного использования, не соответствующими уставной деятельности учреждения;

- отражение в учете земельных участков по стоимости 1 рубль за единицу в отсутствие их кадастровой стоимости при установленном требовании – отражать по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо - в условной оценке один квадратный метр - 1 рубль.

1.2. Нарушение требований при оформлении фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами и отражении в учете и отчетности:

- списаны на расходы затраты по модернизации объектов, благоустройству, дооборудованию, подлежащих включению в их стоимость;

Статьи 9, 10 Закона № 402-ФЗ; п.п. 20, 21, 23, п. 28-34, п.п. 52, 55, 59 Стандарта  № 256н,  п. 27,  п. 36-38, п.п. 45, 50, 56, 84, 86, 93, 127, 130, 145, 151.2, 302, 373 Инструкции № 157н;  приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н;  приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н,   п.7-9, п.п.14, 15, 19, 22 Стандарта № 257н, п.7 Инструкции № 162н, п. 77 Стандарта № 258н, Стандарт № 274н, п.23, п.24 Стандарта №84н, Учетная политика,   п.10 Порядка учета Казны

- отражены в составе нефинансовых активов объекты недвижимого имущества подлежащие отражению на забалансовых счетах до регистрации права пользования и (или) при отсутствии первичных документов;

- не оформлены первичными документами операции по приемке (передаче) затрат на изготовление проектно-сметной документации (далее – ПСД);

- не оформлен первичными учетными документами и не отражен в учете факт хозяйственной жизни по поступлению неисключительных прав пользования активами, нематериальных активов, возникшими по результатам оказанных услуг (в том числе установки системы оповещения населения);

- занижены нефинансовые активы по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы» в связи с неотражением в учете и списанием на финансовый результат   расходов по разработке ПСД на модернизацию пожарной сигнализации;

- не отражены в учете и отчетности по счету 106.51 «Вложения в недвижимое имущество муниципальной казны» объекты незавершенного строительства, при этом завышен показатель по счету 108.51;

-не отражены в учете операции по поступлению или выбытию нежилых помещений согласно заключенным договорам аренды или безвозмездного пользования, в том числе с учетом событий после отчетной даты;

- не проведена оценка имущества, вовлеченного в хозяйственный оборот, соответственно, занижена стоимость имущества Казны в связи с отражением объектов Казны, вовлеченных  в хозяйственный оборот, в условной оценке - 1 рубль;

- не сформированы расходы будущих периодов, также не сформированы резервы предстоящих расходов по претензиям и искам, отпускам, не отражены в учете обязательства по поступившим исполнительным листам, в результате искажен финансовый результат отчетного периода;

- не отражены в учете в момент возникновения требований к плательщикам (методом начисления) операции по начислению доходов от штрафов (суммы принудительного изъятия), начисление доходов кассовым методом  (по факту их поступления на расчетные счета) повлекло за собой недостоверную дебиторскую задолженность;

- занижены нефинансовые активы в связи с начислением амортизации по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования;

- несоблюдение правил применения Единого плана счетов привело к завышению нефинансовых активов: в составе основных средств учтены стройматериалы, мягкий инвентарь, а также объекты, стоимостью до 10,0 тыс. рублей, подлежащие отражению на забалансовом учете.

- не отражены в учете операции начисления амортизации по объектам Казны, вовлеченным в хозяйственный оборот в связи с чем завышены нефинансовые активы Казны;

1.3. Нарушения общих правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности:

Статья 15.15.6 КоАП РФ

Административная ответственность наступает при включении в бюджетную (бухгалтерскую) отчетность показателей,  не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами.

п.4. Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

- нарушения тождественности показателей бюджетной отчетности данным Главной книги, отсутствие регистров учета по счетам 500 00 «Санкционирование расходов», включение в формы № 0503127, № 0503128, № 0503175 показателей, не подтвержденных регистрами бюджетного (бухгалтерского) учета;

Ст.10, 13 Закон № 402-ФЗ; п. 20-27, п. 31-32, п. 69 Стандарта  № 256н; Стандарт № 258н, п.п. 7, 70, 170.2 Инструкции № 191н, п.п. 140, 141, 150 Инструкции № 162н, п. 313, п. 324 Инструкции № 157н, п.п.55, 14, 70, 170 Инструкции №191н

- показатели графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» формы № 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» и формы № 0503128 «Отчет о принятых обязательствах» не подтверждены данными регистров бюджетного учета;

- несоблюдение единой методологии ведения аналитического учета операций по санкционированию расходов, установленного порядка отражения в учете и отчетности  принятых (принимаемых) обязательств;

- несоответствие показателей Отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128) в части принятых бюджетных, денежных и отложенных обязательств данным Главной книги и других регистров бюджетного (бухгалтерского) учета

- отсутствие аналитического учета бюджетных обязательств по счетам раздела 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта», несоблюдение контрольных соотношений между показателями бюджетной отчетности: №№ 0503127, 0503164, 0503128, 0503175;

-не отражены в формах № 0503130 «Баланс»,  № 0503169 «Сведения о дебиторской задолженности» в составе долгосрочной задолженности показатели по начисленным доходам в связи с заключенными Соглашениями со сроком исполнения до 2026 года (межбюджетные трансферты);

Ст.9,10 Закона № 402-ФЗ; п. 3, 33, 67, 197, 202, 254, 333, 335, 351, 371, 381 Инструкции №157н; п. 7, 11.1, 20, 152, 159.7, 167, 170 Инструкции № 191н; п. 21, 69 Инструкции № 33н; п.34 Стандарта №32н, п.16, п.20 Стандарта №256н, п.12 Стандарта № 129н, п.27-30 Стандарта № 260н, ст. 158, 162, 264.1, 264.2 БК РФ

х

- не отражены на забалансовом учете факты хозяйственной жизни по установлению сервитутов на земельные участки;

х

- не отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» полученные в ПБП земельные участки до регистрации их права пользования, в том числе под объектами недвижимости, находящимися в оперативном управлении;

х

- завышены показатели по забалансовому счету 02 «Материальные ценности на хранении» в связи с отражением не соответствующих критериям актива объектов по балансовой стоимости, подлежащих отражению по стоимости 1 рубль;

х

- завышен показатель по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в аренду» в связи с неотражением в учете операций по выбытию объектов по причине окончания сроков действия договоров;

х

- искажены показатели в форме 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в связи с неверным применением классификации ОКОФ по объектам прав пользования нематериальными активами;

х

- не отражены в учете и отчетности ф.0503130 "Справка о забалансовых счетах"  хозяйственные операции по полученным в пользование нежилым помещениям, площадкам согласно заключенным договорам, в результате искажен показатель забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;

х

- не отражены факты хозяйственной жизни по обеспечению исполнения обязательств в форме банковских гарантий;

х

- не отражены показатели по коду «07» в форме № 0503173 «Сведения об изменении валюты баланса» при исправлении ошибок прошлых лет по результатам внешнего финансового контроля;

х

- не отражены в составе долгосрочных активов права пользования активами (нематериальные активы и договоры аренды имущества), используемые более 12 месяцев после отчетной даты;

х

- нарушения и недостатки при оформлении Пояснительной записки (ф.0503160): не сформированы, предусмотренные в составе отчетности, начиная с 2023 года Таблицы №11-№16;

- не отражена в форме № 0503169 «Сведения о дебиторской задолженности» в составе просроченной дебиторская задолженность, не исполненная в установленный срок.

х

1.4.Несоблюдение порядка и полноты проведения инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности:

Ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная ответственность наступает при искажении показателя отчетности, приведшее к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате.

Административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах учета.

- признанные по результатам инвентаризации не соответствующими критериям актива и подлежащие списанию объекты отражаются в составе нефинансового актива и завышают его показатели;

Статья 11 Закона № 402-Ф;п.п. 30, 79-82 Стандарта № 256н,

Приказ Минфина России №52н, п. 20 Инструкции №157н,  п. 7 Инструкции №191н,

Учетная политика,  п. 9 Стандарта № 260н

- в составе обязательств баланса длительное время учитывается и не отнесена на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» до предъявления кредиторами требований или списания задолженность с истекшим сроком исковой давности;

- результаты инвентаризации не подтверждены актами сверок и не содержат заключения комиссии по оценке дебиторской задолженности (текущая, просроченная, сомнительная), сомнительная задолженность отражена в составе актива и завышает его показатели;

- завышены показатели сомнительной дебиторской задолженности в связи с неотражением в отчетном периоде результатов инвентаризации по списанию безнадежной к взысканию задолженности;

- результаты инвентаризации объектов незавершенного строительства не отражены в отчетном периоде и несопоставимы с данными формы № 0503190 «Сведения о вложениях в объекты незавершенного строительства» в части статуса и целевой функции объекта;

- проведение и оформление инвентаризации с нарушениями общих положений, наличие признаков формального ее проведения (в состав комиссии включены материально-ответственные лица, инвентаризационные описи не соответствуют утвержденным формам, в описях не заполнены реквизиты, отсутствует наименование расчетов, ведомости не в полном объеме содержат сведения о состоянии объекта, статус объекта учета, целевую функцию актива, не проводятся обязательные при проведении инвентаризации сверки с государственными и муниципальными реестрами, отсутствует сверка с техническими документами).

х

1.5. Не внесены изменения в учетную политику учреждения в соответствии с изменением законодательства, действующего в отчетном периоде.

1.6. Основные положения учетной политики не размещены на официальном сайте в сети Интернет.

1.7. Бюджетная отчетность не размещена на официальном сайте после принятия и утверждения финансовым органом.

ст.8 Закона №402-ФЗ, п.7,9,12 Стандарта 274н

п.9 Стандарта № 274н

п.11, п.24 Стандарта № 260н

х

2. Нарушения порядка пользования и владения имуществом:

- несоответствие между данными реестра муниципального имущества и данными бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности по земельным участкам, недвижимому и движимому имуществу;

-передача балансодержателем имущества в пользование без согласования с собственником;

- невключение в Реестр муниципальных информационных ресурсов приобретенных ресурсов для использования в уставной деятельности.

п.6 Приказа МЭР № 424 (Приказ Минфина РФ № 163н с 2024), Решение Думы № 63п.8, п. 14, 15 Постановления № 4660

3. Нарушение бюджетного законодательства:

- неисполнение в полном объеме полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе отсутствие аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности показателей годовой отчетности;

- нарушение принципа независимости при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита;

ст.160.2-1 БК РФ, п.6 Стандарта № 120н, Стандарт 237н

х

- не соблюдены главными администраторами доходов бюджетные полномочия по прогнозированию, уточнению прогнозных показателей, что привело к нарушению принципа достоверности бюджета, установленного ст.37 БК РФ, направленного на реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

ст.160.1 БК РФ, п.163, п.152 Инструкции № 191н, п.37 Стандарта № 260н

х

- неисполнение в полном объеме полномочий главного администратора (администратора) доходов по работе с просроченной и сомнительной дебиторской задолженностью;

-признанная сомнительной дебиторская задолженность является потенциальными потерями бюджета, длительное время (более 5 лет)  учитывается на забалансовых счетах без движения, не ведется работа по ее взысканию.

х