Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 30.03.2018 по 28.04.2018 проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год.
В ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета проведены:
- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар);
- обследование общей характеристики исполнения местного бюджета на 2017 год;
- проверка полноты и достоверности годовой бюджетной отчетности;
- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности;
- анализ исполнения доходной части местного бюджета за 2017 год;
- анализ исполнения расходной части местного бюджета за 2017 год;
- анализ дефицита местного бюджета и источники внутреннего его финансирования;
- анализ муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- оценка полноты выполнения объектами контроля рекомендаций Контрольно-счетной палаты, сформированных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий.
По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год в числе прочего установлено следующее:
1. Администрацией МО город Краснодар в 2017 году проведена определенная работа, направленная на реализацию задач и приоритетов Основных направлений бюджетной политики и Основных направлений налоговой политики на 2017 – 2019 годы, в том числе:
- соблюдены требования и ограничения, установленные бюджетным законодательством РФ;
- обеспечено увеличение поступлений доходов местного бюджета на 31,3% (+7 291 299,5 тыс. рублей), в том числе за счет роста безвозмездных поступлений на 62,0% (+6 155 221,0 тыс. рублей), налоговых доходов на 15,0% (+1 631 066,7 тыс. рублей);
- сохранена социальная направленность бюджетных расходов;
- обеспечены снижение кредиторской задолженности в 2 раза и ликвидация просроченной задолженности.
2. Годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета МО город Краснодар составлена департаментом финансов администрации МО город Краснодар (далее - Департамент финансов) в соответствии с действующим законодательством по бюджетному учету и отчетности и представлена в установленные сроки, с уведомлением Министерства финансов КК от 02.04.2018.
Данные, представленные в Годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности ГАБС и их подведомственных учреждений. Контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности соблюдены.
3. Доходы местного бюджета составили 30 574 442,5 тыс. рублей, что на 4,9% (–1 568 771,3 тыс. рублей) меньше утвержденного значения. Объём налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по сравнению с 2016 годом увеличился на 8,5% (+1 136 078,5 тыс. рублей) и составил 14 496 002,7 тыс. рублей.
4. Кассовое исполнение расходов местного бюджета составило 31 035 901,1 тыс. рублей или 94,1% от уточнённых показателей сводной бюджетной росписи (далее – СБР), из них за счёт средств краевого бюджета – 15 965 018,5тыс. рублей (94,2%), за счёт средств местного бюджета – 15 070 882,6 тыс. рублей (94,0%). Общий объём неисполненных расходов местного бюджета составил 1 953 761,4 тыс. рублей (5,9%).
Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, предусмотренных на социальную сферу, составил 18 247 910,2 тыс. рублей или 55,3% к общей сумме расходов. Расходы на социальную сферу исполнены в сумме 17 576 556,5 тыс. рублей или 56,6% от общей суммы расходов (124,1% к первоначальному плану и 96,3% к уточненному).
5. Местный бюджет исполнен с дефицитом в размере 461 458,6 тыс. рублей, что составляет 55,2% от утвержденного значения. Не достижение запланированного значения обусловлено уровнем исполнения расходов местного бюджета (94,1%).
6. Муниципальный долг на 01.01.2018 составил 9 580 000,0 тыс. рублей и в сравнении с 2016 годом вырос на 7,0% (+630 000,0 тыс. рублей). Предпосылки для его снижения в среднесрочной перспективе отсутствуют. Целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет не установлены.
В ходе проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:
1. Остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей социально-экономического развития МО город Краснодар и его взаимоувязки с проектом бюджета. Анализ показателей за 2014-2016 годы, а также предварительных итогов за 2017 год (по крупным и средним предприятиям), показал существенные отклонения от прогнозных значений (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), учтенных при формировании проекта местного бюджета на 2017 год, что свидетельствует о недостаточном уровне надежности показателей прогноза.
2. Отмечается нереалистичность первоначальных планов по доходным источникам местного бюджета, что привело в ходе исполнения бюджета к уточнению объёма практически по всем видам доходов (по 21 из 24) на общую сумму 854 422,8 тыс. рублей.
Не в полной мере учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты в части корректировки в сторону уменьшения плановых назначений по отдельным видам доходов на 2017 год.
3. В отчетном финансовом году не решена в полной мере задача повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности:
- существующая система управления администрацией МО город Краснодар унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального пересмотра. В 2016 году 12 из 32 унитарных предприятий завершили год с убытками, суммарный размер которых составил 184 761,0 тыс. рублей, из них 135 505,0 тыс. рублей (73,3%) убыток, допущенный МУП «КТТУ»;
- поступления дивидендов (части прибыли) в местный бюджет в 2017 году составили 6 675,4 тыс. рублей или 0,7% от объема финансовых и имущественных вложений МО город Краснодар в уставные капиталы акционерных (хозяйственных) обществ (905 766,4 тыс. рублей);
- продолжает оставаться низким уровень качества планирования программы приватизации муниципального имущества, о чем свидетельствует количество внесенных изменений (10 раз), и изменения перечня объектов приватизации в течение 2017 года как в сторону увеличения (+25 объектов), так и в сторону уменьшения (- 174 объекта). Количество объектов в окончательной редакции Программы (15) составило 9% от первоначального (165) и 8% от общего количества объектов (188), входивших в Программу приватизации в 2017 году. Фактическое исполнение Программы приватизации в 2017 году составляет 16% от плановых значений.
4. Недоимка по налогам, зачисляемым в местный бюджет, выросла на 11,2% (+112 443,0 тыс. рублей) и составила 1 113 137,0 тыс. рублей.
Задолженность по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество выросла на 1,8% и в 1,8 раз, соответственно, и составила на 01.01.2018 – 640 294,0 тыс. рублей и 101 102,75 тыс. рублей, соответственно.
Следует отметить низкий уровень результативности мероприятий по взысканию задолженности службой судебных приставов по исполнительным листам: в 2017 году взыскано 5,2% (13 845,0 тыс. рублей) от суммы дел в производстве и относительно 2016 года сумма взысканной задолженности сократилась в 1,2 раза (-3 317,1 тыс. рублей).
Рекомендации Контрольно-счетной палаты по установлению конкретных целевых показателей по сокращению недоимки по налоговым платежам и задолженности по арендной плате за земельные участки до настоящего времени не исполнены.
5. Работа по определению фактического использования для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания проведена только в отношении объектов, находящихся в собственности МО город Краснодар, что составляет 1,2% от запрошенных (в целях уточнения сведений департаментом имущественных отношений Краснодарского края) 13 415 объектов.
6. В нарушение требований ст.179 БК РФ и п.16 Порядка разработки муниципальных программ на 31.12.2017 не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете на 2017 год 5 муниципальных программ.
7. При планировании и исполнении местного бюджета не в полной мере реализуется программно-целевой метод бюджетирования, призванный обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями, а также обеспечить возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ.
Изменение показателей расходной части местного бюджета осуществлялось без предварительного обоснования и соответствующего внесения изменений в действующие муниципальные программы, оценки влияния вносимых изменений на достижение плановых целевых показателей, поставленных целей и задач.
По муниципальным программам достигнуто 278 целевых показателей из 386 запланированных (или 72%). По ряду программ при необеспеченности мероприятий бюджетными ассигнованиями в полном объёме, отмечается 100% исполнение целевых показателей. Кроме того, достижение целевых показателей в ряде случаев (по 51 целевому показателю 11 муниципальных программ) обеспечено путем корректировки плановых показателей под фактически достигнутые при внесении изменений в программы в течение года.
По трем муниципальным программам («Развитие образования», «Развитие культуры» и «Развитие физической культуры и спорта») отмечается значительное (в несколько раз) превышение фактического значения целевых показателей над плановыми.
8. В части выделения и расходования средств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выявлен ряд нарушений и недостатков.
При определении потребности в ресурсах для финансового обеспечения выполнения муниципального задания общеобразовательными учреждениями департаментом образования администрации МО город Краснодар (далее - Департамент образования) не учитывались расходы на приобретение основных средств и материальных запасов, в результате чего размер выделяемых из местного бюджета средств подведомственным учреждениям не является достаточным для оказания ими муниципальных услуг.
В результате неисполнения Департаментом образования обязательств по соглашениям о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 01.01.2018 кредиторская задолженность перед 277 учреждениями образования составляет 162 641,7 тыс. рублей.
Кроме того, без соответствующего изменения муниципального задания Департаментом образования в 2017 году списана кредиторская задолженность перед 82 подведомственными учреждениями, сложившаяся в результате несоблюдения условий соглашений о выделении субсидии за 2016 год, на общую сумму 45 110,0 тыс. рублей.
9. Департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар (далее - ДГХ и ТЭК) в местном бюджете не предусматриваются расходы по содержанию и текущему ремонту нежилых помещений (расходы, производятся по мере поступления судебных исков), что ведет к неэффективным расходам местного бюджета.
10. Продолжают действовать принятые МКУ «ЕСЗ» бюджетные обязательства (в том числе заключенные с 2008 года контракты, договоры), не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств 2017 года в общей сумме 1 867 525,9 тыс. рублей. В нарушение п.6 ст.161 БК РФ, п.6 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ по указанным контрактам (договорам) МКУ «ЕСЗ» до настоящего времени не решен вопрос по обеспечению согласования новых условий муниципальных контрактов (договоров).
11. По подпрограмме «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» не освоены бюджетные ассигнования в сумме 733 371,7 тыс. рублей (20,1% от плана), в том числе средства субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения – 620 740,0 тыс. рублей, субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения – 17 138,6 тыс. рублей.
12. Не приняты меры к устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
13. По подпрограмме «Строительство и реконструкция муниципальных образовательных организаций» неисполнение составило 412 221,2 тыс. рублей (в том числе средства субсидии краевого бюджета на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения – 211 698,6 тыс. рублей) в результате недостаточности мер, принятых департаментом строительства администрации МО город Краснодар (далее Департамент строительства) по их освоению, а также нарушения отдельными подрядными организациями сроков выполнения работ по муниципальным контрактам.
14. Проверками годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) установлены нарушения в части порядка ее составления, неполноты представленных форм отчетности и искажения отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность, информативность отчетности и достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
Выявлены нарушения учета и отчетности, повлиявшие на достоверность годовой отчетности на сумму 139 870,6 тыс. рублей, не повлиявшие - на сумму 369 685,8 тыс. рублей.
Перед составлением годовой отчетности не проведена (или проведена с нарушениями установленного порядка) инвентаризация имущества и финансовых обязательств ГАБС и подведомственных учреждений общей стоимостью 2 585 570,7 тыс. рублей.
15. В нарушение ст. 160.2-1 БК РФ в 16 ГАБС не обеспечено выполнение полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Не соблюдается порядок внутреннего финансового контроля 10 ГАБС.
16. Выявлены нарушения при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности на сумму 1 704 555,5 тыс. рублей.
17. Изменение в 2017 году кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном бессрочном пользовании, не отражено в Реестре муниципального имущества, завышение стоимости земельных участков в Реестре муниципального имущества составило 65 360 650,7 тыс. рублей.
18. Объем незавершенного строительства увеличился на 1 921 634,1 тыс. рублей и составил 16 976 068,4 тыс. рублей. Основными причинами продолжают оставаться отсутствие приоритетов в инвестиционной политике, несвоевременное введение в эксплуатацию завершенных объектов.
Выполнение проектно-изыскательских работ и изготовление проектно-сметной документации в отчетном году и в предшествующие периоды на сумму 958 046,5 тыс. рублей не нашли дальнейшего использования в строительстве.
В составе незавершенного строительства отражены затраты по объектам, которые эксплуатируются без сдачи в эксплуатацию, на сумму 283 625,1 тыс. рублей. Одной из причин является отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок осуществления строительства (пристроя) на территориях действующих учреждений и прием-передачу таких объектов.
19. Стоимость Казны за 2017 год увеличилась на 1 344 838,8 тыс. рублей и составила 31 546 286,1 тыс. рублей, из которых нефинансовые активы - 30 422 640,5 тыс. рублей, финансовые активы - 1 123 645,6 тыс. рублей. Инвентаризация Казны перед составлением годовой отчетности не проведена.
20. Объем дебиторской задолженности по МО город Краснодар по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 56 % и составил 4 356 497,8 тыс. рублей, из которых 66,4 % составляет дебиторская задолженность расчетов по доходам.
Просроченная дебиторская задолженность выросла на 411 015,5 тыс. рублей и составила 1 474 299,5 тыс. рублей, 33,8 % от общего объема дебиторской задолженности, из них 91,2 % занимает просроченная дебиторская задолженность расчетов по доходам в сумме 1 345 040,3 тыс. рублей.
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов, учтенная на забалансовом счете, выросла на 60 603,7 тыс. рублей и составила 350 734,0 тыс. рублей.
По итогам проведенной внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год Контрольно-счетной палатой сформулированы и направлены в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в числе прочих следующие рекомендации:
1. Принять меры по устранению нарушений и недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой в настоящем Заключении.
2. Обеспечить повышение эффективности управления муниципальными финансами, качества планирования местного бюджета, уровня финансовой дисциплины. Не допускать утверждение плановых показателей, не подтвержденных прогнозными расчетами и анализом имеющихся рисков.
3. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации поставленных задач.
4. Провести анализ имеющихся резервов для пополнения бюджета МО город Краснодара от использования имущества и земельных ресурсов и принять меры к их мобилизации, в том числе:
- продолжить реализацию мероприятий, направленных на установление надлежащего формата и присвоения адресов всем объектам налогообложения, до обеспечения их полного наличия и соответствия;
- организовать работу по уточнению сведений о виде фактического использования объектов для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе с привлечением органов, уполномоченных на осуществление контрольной или разрешительной деятельности, поручив координацию деятельности надлежащим структурным подразделениям администрации.
5. Совместно с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов провести анализ причин роста дебиторский задолженности по налоговым и неналоговым доходам и разработать дополнительные меры, направленные на сокращение недоимки по налоговым доходам и задолженности по арендным платежам.
6. Учитывая значительный объем недоимки по налогам, задолженности по арендной плате за земельные участки, предусмотреть конкретные целевые показатели по сокращению данной недоимки и задолженности.
Принять правовые и организационные меры, направленные на повышение результативности принудительного исполнения судебных решений по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки.
7. Реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе:
- ускорить процедуры оптимизации МУП, находящихся в процессе реорганизации и ликвидации, а также не действующих;
- рассмотреть возможность приватизации долей участия МО город Краснодар, по которым поступления в местный бюджет в виде дивидендов (части прибыли) отсутствуют либо минимальны;
- повысить качество планирования Программы приватизации муниципального имущества.
8. Учитывая высокий уровень долговой нагрузки на местный бюджет, не допускать дальнейшего роста муниципального долга. Обеспечить проведение обоснованной и взвешенной политики по управлению муниципальным долгом, направленной на поэтапное сокращение муниципального долга и расходов на его обслуживание, установив целевые показатели снижения долговой нагрузки на местный бюджет. В целях снижения долговой нагрузки рассмотреть возможность направления части сверхплановых доходов (при их получении) на погашение муниципального долга.
9. Обеспечить выполнение п. 2 ст. 179 БК РФ в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете.
Привести муниципальные программы в соответствие с требованиями Порядка № 9044, в том числе в части соблюдения требований к целям, задачам, наличию и качественным характеристикам целевых показателей.
Координаторам Программ усилить контроль за деятельностью координаторов подпрограмм и исполнителей мероприятий, своевременным внесением изменений в муниципальные программы, а также за качеством предоставляемых отчётов и докладов по их исполнению.
Уточнить систему целевых показателей муниципальных программ, обеспечив увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями.
10. В соответствии п.6 ст.161 БК РФ, п.6 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ согласовать новые условия муниципальных контрактов (договоров), не обеспеченных ЛБО текущего года.
11. Принять меры по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Провести технический учёт и паспортизацию автомобильных дорог местного значения.
Разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, относящихся к автомобильным дорогам.
12. Утвердить Порядок осуществления расходов на содержание, текущий ремонт и оплату коммунальных услуг нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО город Краснодар.
13. ГРБС обеспечить соблюдение установленного порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственным учреждениям, учитывая потребность на приобретение основных средств и материальных запасов.
Своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства перед указанными учреждениями по соглашениям о выделении субсидий. Принять меры по погашению кредиторской задолженности, сложившейся по выделению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательными учреждениями, за предшествующий период.
14. ГАБС обеспечить соблюдение порядка составления и предоставления отчетности в соответствии с действующим законодательством, усилить контроль за качеством бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе подведомственных учреждений.
Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений учета и отчетности за 2017 год в соответствии с внесенными представлениями.
15. Разработать и согласовать с Федеральными и Краевыми администраторами порядок предоставления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в местный бюджет.
16. Принять меры по устранению расхождений сведений Реестра с данными учета, обеспечению достоверного и полного учета в Реестре муниципального имущества, а также по взаимодействию департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар с правообладателями имущества, переданного на праве постоянного бессрочного пользования и оперативного управления.
17. Принять меры по сокращению объемов незавершенного строительства, а также рассмотреть вопрос об использовании ПИР и ПСД, не нашедших дальнейшего применения.
Утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок осуществления строительства (пристроя) на территориях действующих учреждений и прием-передачу таких объектов.
18. Обеспечить осуществление ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.