- Главная
- Деятельность КСП
- Экспертно-аналитические мероприятия
- Информация о проведённых экспертизах по проектам НПА
- Архив
- Информация о проведенных экспертизах по проектам НПА за 2017 год
-
Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
27 ноября, 2017
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар с 15 ноября 2017 года по 24 ноября 2017 года проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Проект решения о бюджете).
В ходе экспертизы Проекта решения о бюджете проведены:
- анализ прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее – МО город Краснодар);
- анализ текстовой части Проекта решения о бюджете;
- анализ соответствия Проекта решения о бюджете целям и задачам Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО город Краснодар на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- анализ бюджетного процесса в МО город Краснодар на соответствие Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ);
- анализ особенностей Проекта решения о бюджете;
- анализ основных характеристик Проекта решения о бюджете;
- анализ налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов;
- анализ расходов местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе оценка планируемых значений бюджетных ассигнований местного бюджета, направляемых на исполнение муниципальных программ, а также на непрограммные направления деятельности, анализ бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, кредиторской задолженности, расходов за счет средств, передаваемых из краевого бюджета;
- анализ дефицита местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, источников его финансирования, муниципального долга.
По итогам экспертизы Проекта решения о бюджете в числе прочего установлено следующее:
1. Проект решения о бюджете внесен в городскую Думу Краснодара в срок, установленный п. 1 ст. 20 Положения о бюджетном процессе. Одновременно указанный проект внесен в Контрольно-счётную палату для экспертизы и подготовки заключения. Перечень и содержание документов, представленных с Проектом решения о бюджете, соответствуют ст. 184.2 БК РФ и п.1 ст. 20 Положения о бюджетном процессе.
2. Динамика основных параметров местного бюджета характеризуется незначительным увеличением в 2016 - 2020 годах доходов местного бюджета с 23 283 142,8 тыс. рублей до 23 396 462,3 тыс. рублей и сокращением расходов с 24 505 162,3 тыс. рублей до 23 496 462,3 тыс. рублей.
Местный бюджет на 2018 год спланирован с дефицитом в размере 565 000,0 тыс. рублей, на 2019 год в размере 200 000,0 тыс. рублей и на 2020 год в размере 100 000,0 тыс. рублей.
3. При формировании доходов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов учтены изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, а также муниципальных правовых актов МО город Краснодар, вступающих в силу с 01.01.2018, что позволит увеличить доходы местного бюджета в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов на 835 013,0 тыс. рублей, 865 810,0 тыс. рублей и 897 156,0 тыс. рублей, соответственно.
4. Рост муниципального долга МО город Краснодар в 2018 году составит 6,0% (+ 565 000,0 тыс. рублей), в 2019 году – 2,0%, в 2020 году – 1,0%. Долговая нагрузка (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов) в 2018 году увеличится до 69,9% (по оценке 2017 года составит 65,8%), к 2020 году снизится до 66,8%.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2018 году вырастут на 51,5% к уточненному бюджетному назначению 2017 года и составят 1 300 000,0 тыс. рублей, в 2019 году планируется снижение 3,8%, в 2020 году снижение составит 12,0%.
5. Расходы на социальную сферу в 2018 году запланированы в объеме 14 731 825,9 тыс. рублей или 64,3% в структуре расходов бюджета, в плановом периоде 2019 и 2020 годов – 15 409 695,6 тыс. рублей (67,0%) и 15 352 338,9 тыс. рублей (65,3%) соответственно.
6. Местный бюджет сформирован на основе программного принципа, расходы на реализацию 22-х муниципальных программ в общем объеме расходов спланированы: в 2018 году – 84,9% (19 447 713,5 тыс. рублей), в 2019 году - 90,3% (20 790 757,5 тыс. рублей), в 2020 году – 90,5% (21 267 945,9 тыс. рублей).
Вместе с тем, в ходе проведенной экспертизы Проекта решения о бюджете выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе:
1. Не утверждены перечни и коды главных администраторов доходов местного бюджета администраторов доходов – федеральных органов государственной власти (государственных органов) и органов государственной власти Краснодарского края.
2. Выявлены отклонения ряда основных показателей социально-экономического развития МО город Краснодар от прогнозируемых значений, что свидетельствует о недостаточной степени реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов, несущей риски недостоверного прогнозирования отдельных налоговых источников доходов местного бюджета, и, как следствие, недофинансирования запланированных расходов местного бюджета.
3. Планируемые объемы по ряду доходов бюджета завышены или занижены и не подтверждаются информацией главных администраторов доходов бюджета, что нарушает принцип достоверности бюджета, основанного, в том числе, на реалистичности расчета доходов и расходов бюджета (ст.37 БК РФ).
4. Данные прогноза налоговых поступлений, администрируемых УФНС по Краснодарскому краю, в отношении ряда налоговых доходов свидетельствуют о наличии рисков их недополучения в объеме, запланированном Проектом решения о бюджете.
5. При планировании неналоговых доходов в виде арендной платы за земельные участки, от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, от перечисления части прибыли МУП не учтены предложения главных администраторов доходов бюджета, в результате чего планируемые показатели указанных доходов на 2018 год занижены на общую сумму 68 594,2 тыс. рублей, на 2019 и 2020 годы – на 58 094,9 и 59 473,4 тыс. рублей соответственно.
6. Существенным резервом увеличения доходов местного бюджета является сокращение недоимки и задолженности по налоговым и неналоговым доходам.
На 01.10.2017 размер задолженности по налоговым и неналоговым платежам составлял 1 416 502,1 тыс. рублей, в том числе 678 002,0 тыс. рублей – по налоговым, 738 500,1 тыс. рублей – по неналоговым доходам. Без учета нереальной к взысканию задолженности предприятий-банкротов (393 455,2 тыс. рублей), потенциал данного доходного источника составляет 1 023 046,9 тыс. рублей.
В условиях не прекращающегося роста задолженности в течение 3-х последних лет не введен административный инструмент в целях повышения эффективности работы по взысканию дебиторской задолженности - целевой показатель по ее снижению.
7. Наличие в границах МО город Краснодар улиц с одинаковым названием, нарушающий принцип уникальности адреса, и отсутствие адресов объектов в Государственном адресном реестре (далее – ГАР), влечет невозможность осуществления государственной регистрации по таким адресам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и невозможность постановки на налоговый учет налогоплательщиков по месту нахождения объектов налогообложения (недвижимое имущество, транспортные средства).
По указанным причинам за период с 01.07.2016 по 1 квартал 2017 года налоговыми органами города Краснодара не обработано более 38 тысяч сведений, полученных от регистрирующих органов.
Бюджет МО город Краснодар, так же как и другие местные бюджеты РФ, имеет риски потерь имущественных налогов в связи наличием неучтенных объектов налогообложения, использованием земель и имущества не по целевому назначению.
8. При планировании расходов местного бюджета не в полной мере реализуется программно-целевой метод бюджетирования, призванный обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями.
Не достигнута интеграция бюджетного планирования и планирования закупок.
МКУ «Единая служба заказчика», ДМС и ГЗ и подведомственные ему заказчики на дату проведения мероприятия не сформировали и не представили планы закупок, необходимые для обоснования бюджетных ассигнований на осуществление закупок при составлении проекта бюджета на 2018 год.
При формировании проекта местного бюджета на 2018 год не в полной мере реализован принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
9. Проект решения о бюджете сформирован с недостаточной обеспеченностью расходной части, что приведет к необходимости изыскания дополнительных бюджетных ассигнований для осуществления указанных расходов в ходе исполнения бюджета.
9.1. Не обеспечены бюджетными ассигнованиями действующие расходные обязательства на общую сумму 1 690 176,2 тыс. рублей, в том числе:
- санитарная уборка города на сумму 1 649 392,4 тыс. рублей;
- плата за содержание и текущий ремонт общего имущества нежилых помещений в многоквартирных домах в сумме 14 866,6 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности Управления здравоохранения в сумме 15 201,5 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МАОУВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» на сумму 7 285,7 тыс. рублей;
- актуализация и корректировка генерального плана МО город Краснодар в сумме 3 430,0 тыс. рублей.
9.2. Не в полном объеме обеспечены бюджетными ассигнованиями 2018 года расходы на общую сумму 1 169 917,5 тыс. рублей, в том числе:
- по заключенным муниципальным контрактам и находящимся в процедуре размещения на сумму 1 135 745,7 тыс. рублей;
- по обеспечению инженерными сетями земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предоставленных гражданам на сумму 34 171,8 тыс. рублей.
9.3. Не обеспечена финансированием потребность муниципальных учреждений социальной сферы на 2018 год в сумме 1 622 705,7 тыс. рублей, в том числе по отраслям:
- «Образование» - 890 228,3 тыс. рублей;
- «Культура» - 196 405,9 тыс. рублей;
- «Здравоохранение» (в части капитального ремонта) - 536 071,5 тыс. рублей.
Недофинансирование указанных отраслей носит системный характер, может привести к риску роста социальной напряженности, связанному с возможным ухудшением качества муниципальных услуг и росту финансовой нагрузки на их потребителей по расходам, не обеспеченным бюджетным финансированием.
9.4. Реализация мероприятий подпрограммы «Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения и подготовка документации для включения автомобильных дорог местного значения в Реестр муниципального имущества МО город Краснодар» в 2018 году не планируется, бюджетные ассигнования не предусмотрены.
10. До настоящего времени не приняты в полном объеме меры по выполнению п.6 ст.161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов (на сумму 1 770 504,0 тыс. рублей), в том числе предусмотренных в них цены и (или) сроков исполнения и (или) количества, объема работ, при уменьшении казенному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
11. В 2017 году администрации МО город Краснодар удалось добиться положительной динамики в снижении кредиторской задолженности, в том числе просроченной. Кредиторская задолженность по расходам бюджета на 01.10.2017 составила 2 384 094,3 тыс. рублей, в том числе просроченная – 1 045 518,8 тыс. рублей, что меньше по сравнению с началом года – на 38,3 % и 55,1% соответственно. При этом имеет место кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 983 943,6 тыс. рублей.
Основными причинами возникновения просроченной кредиторской задолженности продолжает оставаться необеспеченность лимитами принятых и неисполненных обязательств прошлого периода, а также недостаток денежных средств для оплаты товаров, работ, услуг в связи с неисполнением доходной части бюджета и источников погашения дефицита бюджета.
В Проекте решения о бюджете бюджетные ассигнования на погашение кредиторской задолженности по соответствующим кодам бюджетной классификации на 2018 год не запланированы.
12. Расходы на осуществление инвестиций в объекты муниципальной собственности МО город Краснодар сокращены в 2018 году, при ежегодном увеличении на плановый период. Основной объем бюджетных инвестиций направлен на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры и строительство (приобретение) объектов образования. В 2018 году их общий удельный вес составил 83,3%, в 2019 - 89,1%, в 2020 – 88,2%.
Бюджетные инвестиции в объеме 197 529,7 тыс. рублей (12 объектов) запланированы на обеспечение доли софинансирования за счёт средств местного бюджета мероприятий государственных программ Краснодарского края.
В 2018 году предусмотрены бюджетные инвестиции в объеме 160 047,3 тыс. рублей на 10 ранее начатых строительством объектов, а также на 6 новых объектов (69 914,6 тыс. рублей), из которых 5 по отрасли «Образование».
При этом объем незавершенного строительства МО город Краснодар на 01.10.2017 составляет 15 093 067,6 тыс. рублей по 779 объектам, из которых 201 объект с объемом затрат 8 397 923,4 тыс. рублей с высокой степенью готовности (90-100%).
С 2010 года «без движения» находится 351 объект с затратами в объеме 1 231 444,1 тыс. рублей, из которых в 2017 году планируется списание по 163 объектам на сумму 417 024,1 тыс. рублей. Не предусмотрены бюджетные ассигнования на завершение строительства спортивного комплекса с плавательным бассейном в городе Краснодаре по ул. имени 70–я Октября, 28 (с объемом вложений на сумму 125 248,4 тыс. рублей).
В Проекте решения о бюджете не предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение строительно-монтажных работ по результатам закупленных проектно-изыскательских работ в 2015-2017 годах на сумму 281 171,7 тыс. рублей, вследствие чего имеется риск их неактуальности.
13. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации расходы на мероприятие «Приобретение объектов недвижимости для размещения общеобразовательной организации на 1550 мест» в сумме 79 739,1 тыс. рублей предусмотрены по подразделу 0701 «Дошкольное образование».
14. Несмотря на существенное и последовательное снижение дефицита местного бюджета в предстоящем трехлетнем периоде, объем муниципального долга увеличится с 10 000000,0 тыс. рублей (на 01.01.2019) до 10 300 000,0 тыс. рублей (на 01.01.2021). Долговая нагрузка (соотношение муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов) в 2018 году увеличится до 69,9% (по оценке 2017 года составит 65,8%), к 2020 году снизится до 66,8%.
15. В 2018 году и плановом периоде 2019-2020 годов муниципальный долг будет состоять на 100% из обязательств по коммерческим кредитам. Исполнение долговых обязательств в 2018-2020 годах планируется исключительно за счет привлечения новых муниципальных заимствований, что не будет способствовать снижению объема муниципального долга. Собственные источники погашения муниципального долга отсутствуют.
16. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2018 году вырастут на 51,5% и составят 1 300 000,0 тыс. рублей, в 2019 году планируется снижение 3,8%, в 2020 году снижение составит 12,0%.
В ходе экспертизы расчета расходов на обслуживание муниципального долга в 2018-2020 году выявлены расхождения между планируемой суммой и фактической потребностью, на сумму 350 959,1 тыс. рублей, 300 397,4 тыс. рублей и 208 542,0 тыс. рублей соответственно.
По итогам проведенной экспертизы Палатой сформулирован и направлен в адрес администрации муниципального образования город Краснодар ряд рекомендаций, в том числе:
1. Предусмотреть в Проекте решения о бюджете перечень и коды доходов администраторов доходов местного бюджета, – федеральных органов государственной власти (государственных органов) и органов государственной власти Краснодарского края.
2. С целью уточнения объемов доходов местного бюджета на 2018-2020 годы рассмотреть информацию главных администраторов доходов местного бюджета и УФНС по Краснодарскому краю о планируемых поступлениях и при необходимости внести соответствующие корректировки.
3. Сократить плановые бюджетные ассигнования на обслуживание муниципального долга на 2018, 2019 и 2020 годы, на суммы 350 959,1 тыс. рублей, 300 397,4 тыс. рублей и 208 542,0 тыс. рублей соответственно.
4. Изыскать возможность обеспечения действующих первоочередных расходных обязательств бюджетными ассигнованиями 2018 года.
5. Привести в соответствие с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации отражение расходов на приобретение объектов недвижимости для размещения общеобразовательной организации на 1550 мест в сумме 79 739,1 тыс. рублей.
6. В целях соблюдения принципа достоверности местного бюджета, реалистичности расчета доходов и расходов обеспечить надежность прогнозирования показателей, содержащихся в прогнозах социально-экономического развития МО город Краснодар, внесение изменений в них в случае изменения макроэкономических условий.
7. Главным администраторам доходов местного бюджета обеспечить качественный уровень прогнозирования доходов, основанный на подтверждении достоверности и обоснованности прогнозирования доходов в соответствие со ст.160.1. БК РФ, а также выполнение в полном объёме утверждённых бюджетных назначений.
8. Принять меры к максимальной мобилизации в бюджет недоимки по налогам и задолженности по неналоговым платежам, направленные на ее поэтапное снижение до уровня текущей и нереальной к взысканию.
Установить на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов целевой показатель по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество, уровень которого обеспечит планомерное сокращение задолженности до уровня текущей и нереальной к взысканию.
9. В целях обеспечения налоговыми органами города Краснодара полноты постановки на налоговый учет налогоплательщиков по месту нахождения объектов налогообложения, совместно с налоговыми органами и органами, уполномоченными на их регистрацию, учет и контроль (Росреестр, ГИБДД и т.п.) провести работу, направленную на принятие мер для обеспечения учета объектов с неуникальными адресами и отсутствующими адресами.
Дополнить постановление администрации МО город Краснодар от 12.05.2015 №3975 «Об утверждении положения о присвоении, изменении и аннулировании адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, а также ведении официального адресного реестра муниципального образования город Краснодар»:
- порядком проверки достоверности, полноты и актуальности содержащихся в ГАР сведений, внесения в них изменений и размещения ранее не размещенных в ГАР сведений об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ;
- порядком присвоения объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов уполномоченным органом по собственной инициативе по существующему объекту недвижимости, в случае отсутствия обращения собственника или уполномоченного им лица, в целях налогообложения.
10. В условиях роста муниципального долга и расходов на его обслуживание обеспечить эффективное управление муниципальным долгом, направленное на сдерживание долговой нагрузки, формирование безопасных уровня и структуры муниципального долга и обеспечение долговой устойчивости местного бюджета.
11. В связи с необеспеченностью собственными доходами местного бюджета расходов на первоочередные социальные нужды и инфраструктурные потребности на сумму не менее 5,0 млрд. рублей, направить в Законодательное собрание и администрацию Краснодарского края мотивированное ходатайство об увеличении нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога на доходы физических лиц.
12. Обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевым показателями в целях достижения целей, задач и запланированных мероприятий муниципальных программ.
Обеспечить интеграцию бюджетного планирования и планирования закупок.
Повысить качество планирования расходов на закупки за счет своевременного определения приоритетных объектов в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Обеспечить осуществление предусмотренных Законом № 44-ФЗ видов контроля в сфере закупок, в т.ч. ведомственного контроля в сфере закупок.
13. Обеспечить выполнение требований п.5 ст. 161 БК РФ в части заключения и оплаты казенными учреждениями муниципальных контрактов, иных договоров в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
14. Принять меры по выполнению п.6 ст.161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов, в том числе предусмотренных в них цены и (или) сроков исполнения и (или) количества, объема работ, при уменьшении казенному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств
15. При формировании финансового обеспечения выполнения муниципального задания и планов финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений учитывать потребность на приобретение основных средств и материальных запасов. Своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства перед указанными учреждениями по соглашениям о выделении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
16. Обеспечить соблюдение установленного порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания учреждений культуры в части расчета базовых нормативов затрат. Разработать и утвердить в муниципальных заданиях указанных учреждений качественные показатели по указанным в Заключении муниципальным услугам (работам).
17. Рассмотреть возможность обеспечения бюджетными ассигнованиями объектов, готовых к началу строительства и с высокой степенью готовности. Принять меры по использованию результатов проектно-изыскательских работ.
18. Принять меры по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, разработку паспортов на автомобильные дороги.
Устранить нарушения градостроительного законодательства, в части оформления земельно-правовой документации на земельные участки под автомобильными дорогами для включения их в Реестр муниципального имущества и формирования технических паспортов на автомобильные дороги.
Предусмотреть в 2018 году мероприятия подпрограммы «Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения и подготовка документации для включения автомобильных дорог местного значения в Реестр муниципального имущества МО город Краснодар», обеспечив их бюджетными ассигнованиями.