Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал
Шрифт
Встроенные элементы (Видео, карты и тд.)

Миссия

Содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению как необходимому условию достойной жизни граждан


Экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара, внесенного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 03.07.2017 № 2664

13 июля, 2017

С 4 по 12 июля 2017 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведена экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 № 30 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект Решения).

Доходная часть местного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов  осталась без изменений, составив:

– в 2017 году – 30 275 861,7 тыс. рублей;

– в 2018 году – 23 017 004,1 тыс. рублей;

– в 2019 году – 22 834 650,9 тыс. рублей.

Расходная часть местного бюджета в части расходов за счет средств, передаваемых из краевого бюджета, на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов осталась без изменений, составив:

– в 2017 году – 15 520 431,6  тыс. рублей;

– в 2018 году –   8 755 437,7 тыс. рублей;

– в 2019 году –   8 057 956,3 тыс. рублей. 

Изменения в расходную часть местного бюджета (без учёта расходов за счёт средств, передаваемых из краевого бюджета) вносятся в части перераспределения ассигнований 2017 года между кодами бюджетной классификации, главными распорядителями бюджетных средств, а также программными и непрограммными расходами.

Проектом Решения предлагается перераспределить бюджетные ассигнования в сумме 202 120,3 тыс. рублей, предусмотренные в местном бюджете на выполнение решений судебных органов, между департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент финансов) и главными распорядителями бюджетных средств (администрация МО город Краснодар, департамент образования, департамент строительства, департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар и др.).

Анализом представленных судебных решений установлено, что основная причина взыскания средств – несоблюдение муниципальными заказчиками условий муниципальных контрактов (договоров) в части сроков оплаты выполненных работ и услуг, поставленных товаров, взыскание упущенной выгоды, возмещение ущерба, в т.ч. вследствие ДТП, падения деревьев и др.

В общей сумме расходов на оплату решений судебных органов, предлагаемой к перераспределению, судебные издержки, проценты за пользование чужими средствами, упущенная выгода, неустойки составляют провизорно 89 598,2 тыс. рублей (44,3%). Сумма возмещения материального ущерба составила 59 463,4 тыс. рублей, основная задолженность – 48 827,9 тыс. рублей, неосновательное обогащение – 4 230,8 тыс. рублей.

Так,  проектом Решения предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований администрации МО город Краснодар (+123 514,2 тыс. рублей) на исполнение судебного решения по взысканию в пользу физического лица причиненного ущерба в размере 42 490,0 тыс. рублей и упущенной выгоды в размере 81 024,2 тыс. рублей. 

Анализ показал, что спорные земельные участки общей площадью 2,2345 га были предоставлены физическому лицу в 2015 году в аренду по результатам торгов для строительства многоэтажных жилых домов, в том числе, со встроенно-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения. При обращении арендатора в департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар (далее – Департамент архитектуры) с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ему было отказано по причине отсутствия места допустимого размещения объекта капитального строительства на предоставленных ему в аренду земельных участках.

Уполномоченным лицом при организации торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков являлся ДМС и ГЗ[1].

Следует отметить, что отсутствует административный регламент предоставления администрацией МО город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков на территории МО город Краснодар на основании договора аренды» (по результатам торгов) либо иной муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления данной услуги, что не обеспечило надлежащего межведомственного взаимодействия структурных подразделений администрации МО город Краснодар и привело к спорной ситуации и ущербу.

Вместе  с тем, в соответствии с п. 12.16 Положения о Департаменте архитектуры, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 № 17 п. 26, данный департамент принимает участие в подготовке документации, необходимой для проведения торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды земельных участков.

Проектом Решения предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований департаменту строительства администрации МО город Краснодар на сумму 16 557,9 тыс. рублей на исполнение судебных решений (по 9 искам) по взысканию ущерба, причинённого транспортным средствам в результате произошедших дорожно-транспортных происшествий, причиной которых стали недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Содержание улично-дорожной сети города Краснодара осуществляется в рамках заключенных муниципальных контрактов, по условиям которых «подрядчик принимает на себя обязанность за свой счет возмещать материальный ущерб, моральный вред, выплачивать административные штрафы и т.д. по обязательствам перед третьими лицами, возникающие вследствие выполнения (в том числе с ненадлежащим качеством) или невыполнения им работ в соответствии с условиями муниципального контракта. В случае предъявления Муниципальному заказчику требований по возмещению материального ущерба, причиненного третьим лицам по вине Подрядчика, Подрядчик несет ответственность перед третьими лицами или компенсирует Муниципальному Заказчику размер взысканных с него в пользу третьих лиц убытков, причиненных ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, в соответствии с действующим  законодательством  Российской Федерации».

Таким образом, МКУ «Единая служба заказчика» обязано воспользоваться правом регрессного требования к исполнителям соответствующих муниципальных контрактов.

Проектом Решения предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований администрации МО город Краснодар (+7 128,9 тыс. рублей) на исполнение 31 судебного решения по взысканию в пользу ООО ГУК «Краснодар» задолженности по расходам (как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах) по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества, образовавшейся за период с 2009 по 2016 годы.

Следует отметить, что с администрации МО город Краснодар, в том числе, взыскано за коммунальные и жилищные услуги сторонних потребителей услуг на сумму 989,3 тыс.рублей.

Более 50% дел по искам ООО «ГУК «Краснодар» рассмотрено судами в упрощенном порядке (без вызова сторон), в остальных случаях администрацией как ответчиком, явка своего представителя в судебное заседание не обеспечивалась, отзывы на иски не представлялись.

Исходя из судебных решений, во всех случаях, несмотря на пяти- семилетние периоды взыскания, администрацией МО город Краснодар не оспорены составляющие расчета (период, тариф) и общие суммы задолженности, контррасчеты суммы долга и процентов по предложению судов не представлялись.

Необходимо отметить, что расходы по содержанию и текущему ремонту жилых помещений (квартир), находящихся в муниципальной собственности, но не переданных в пользование по договорам социального найма, ежегодно планируются в местном бюджете на очередной год, при этом кассовое исполнение расходов производится на низком уровне.

Полномочия в области содержания и ремонта нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО город Краснодар, расположенных в многоквартирных домах, возложены на департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар (далее – ДГХ и ТЭК), однако, расходы по содержанию указанного имущества не предусматриваются в местном бюджете, общая потребность в бюджетных ассигнованиях на эти цели не определена, расходы производятся по мере поступления судебных исков.

Несвоевременное внесение администрацией МО город Краснодар как собственника помещений в многоквартирных домах платы за содержание и текущий ремонт общего имущества приводит к обременению местного бюджета неэффективными расходами по оплате судебных издержек, процентов за пользование чужими средствам и т.п. Сумма судебных издержек, процентов за пользование чужими средствами составила 1 338,7 тыс. рублей или 18,8%.

Расходы на 2017 год без учёта межбюджетных трансфертов составили:

– до внесения изменений – 16 246 368,8 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 16 246 368,8 тыс. рублей.

Всего расходы муниципального образования город Краснодар составили:

– до внесения изменений – 31 766 800,4 тыс. рублей;

– после внесения изменений – 31 766 800,4 тыс. рублей.

Дефицит местного бюджета и источники его финансирования на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов  остались без изменений, составив:

– в 2017 году – 1 490 938,7 тыс. рублей;

– в 2018 году – 865 000,0 тыс. рублей;

– в 2019 году – 400 000,0 тыс. рублей.

Основным источником финансирования дефицита местного бюджета на 2017 год (73,8%) по прежнему являются средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, поступление которых не подтверждено программой приватизации объектов муниципальной собственности МО город Краснодар на 2017 год. Начальная цена долей МО город Краснодар в уставных капиталах хозяйствующих обществ, подлежащих приватизации в 2017 году,  утверждена на общую сумму 281 655,0 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала нереалистичность данного источника финансирования дефицита местного бюджета и рекомендовала скорректировать параметры местного бюджета в целях обеспечения сбалансированности местного бюджета на 2017 год. Согласно проекту Решения, данные рекомендации не выполнены.

Контрольно-счётная палата муниципального образования город Краснодар считает возможным рассмотреть проект решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п. 4 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с учетом следующих рекомендаций:

1. Администрации МО город Краснодар:

1.1. Провести анализ действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных для строительства, с целью исключения рисков вынесения судебных решений по их расторжению и взысканию судебных расходов (в том числе ущерба и упущенной выгоды), в случае невозможности ведения строительства на указанных земельных участках. 

1.2. Рассмотреть необходимость дополнительного правового регулирования защиты интересов МО город Краснодар в суде по искам об обращении взыскания на средства местного бюджета с целью  определения порядка предъявления регрессных требований на основании пункта 3.1 статьи 1081 ГК РФ с учетом  опыта администрации Краснодарского края, а также по обязательному использованию права муниципальных заказчиков по предъявлению таких требований к исполнителям муниципальных контрактов, в случае, если невыполнение (некачественное, не в полном объеме) ими условий контрактов привели к ущербу, либо дополнительным расходам местного бюджета.

1.3. Учитывая недостаточный объем источников финансирования дефицита бюджета за счет поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов, скорректировать параметры местного бюджета в целях обеспечения сбалансированности местного бюджета на 2017 год.

2. Департаменту строительства обеспечить принятие мер МКУ «Единая служба заказчика» к выставлению регрессных требований к исполнителям муниципальных контрактов в связи с обременением местного бюджета дополнительными расходами на возмещение ущерба, причиненного транспортным средствам в результате ДТП.

3. ДГХ и ТЭК:

3.1. С целью недопущения обременения местного бюджета незапланированными и неэффективными расходами, определить потребность в бюджетных ассигнованиях на оплату содержания и текущего ремонта  общего имущества, приходящегося на долю муниципальных нежилых помещений в многоквартирных домах.

3.2. Рассмотреть каждый случай взыскания с администрации МО город Краснодар средств в оплату коммунальных и жилищных услуг сторонних потребителей услуг,  принять меры по предъявлению встречных исков к таким потребителям по возврату средств в местный бюджет.

[1] Порядок распоряжения земельными участками на территории МО город Краснодар, утвержденный  решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 №61 п.26 (п.2)